КРЕМНИЙОРГАНИЧЕСКИЙ АВТОГЕРМЕТИК КЗСК


Автопром нуждается в современных герметизирующих материалах, работающих в широком диапазоне температур, стойких к действию агрессивных жидкостей. Научно-технологическим центром ОАО “КЗСК” разработан маслобензостойкий герметик, представляющий собой пастообразную композицию серого цвета, способную вулканизоваться при комнатной температуре в контакте с влагой воздуха.


 

В связи с развитием автомобилестроения остро стоит вопрос о разработке рецептуры жидкой уплотнительной прокладки, работающей в широком интервале температур и стойкой к действию моторных масел, охлаждающих жидкостей и топливу. Данная проблема может быть разрешена путем использования для создания композиционных материалов жидких фторсилоксановых каучуков. Однако, фторсилоксановые каучуки очень дороги и в настоящее время выпускаются в России только на опытном производстве ФГУП НИИСК.
Поэтому мы при решении задачи получения дешевых маслобензостойких композиционных материалов исходили из того, что введение определенного наполнителя в полимер должно приводить к уменьшению доли сорбционно-активных компонентов в полимере. Причем сам наполнитель не должен быть сорбционно активным по отношению к агрессивной среде. Кроме того, увеличение плотности сшивки вулканизационной сетки также должно положительно сказаться на свойствах полученных композиционных материалов.
Научно-технологическим центром ОАО “КЗСК” разработан маслобензостойкий герметик, представляющий собой пастообразную композицию серого цвета, способную вулканизоваться при комнатной температуре в контакте с влагой воздуха.
Герметик является однокомпонентным и предназначен для использования в качестве прокладки масляного картера, поддона на блоке двигателя, картера привода механизма сцепления, крышки вала, крышки головки блока цилиндров, прокладки на водяном и бензонасосах, для устранения течи воды, антифриза, бензина а также для склеивания стекла, оргстекла, дерева, бетона, фарфора, герметизации резьбовых соединений, крепления плитки к панелям.

В табл. 1 представлены физико-механические показатели автогерметика-прокладки маслобензостойкого.
Как видно из табличных данных, автогерметик-прокладка обладает хорошей прочностью при растяжении в момент разрыва и при отрыве, т.е. герметик имеет высокую когезионную прочность (прочность самого материала-прокладки); адгезионная же прочность значительно ниже, что позволяет при эксплуатации жидкой прокладки облегчить разборку двигателя и сохранить прокладку на одной из сопрягаемых поверхностей.
Разработанный герметик обладает хорошей термостабильностью и работоспособен до 300 °С.
В результате исследования маслобензостойких свойств разработанного герметика установлено, что изменение массы образцов при экспозиции их в течение 120 ч в смеси изооктан : толуол (7 : 3) составляет от 32 до 48 %, а в масле марки  М8В1 – от 0 до 4 %.

Таблица 1. Физико-механические показатели автогерметика-прокладки маслобензостойкого

Показатели

Свойства

Удельный вес при 25 ºС, г/см3

1,56

Жизнеспособность после выдавливания из тубы, мин.

а) по пленкеб) по полной вулканизации в объеме

5 – 10

60 – 70

 Прочность в момент разрыва, МПа

2,2 – 3,5

Относительное удлинение в момент разрыва, %

90 – 120

Прочность связи герметика с металлом при отслаивании, кН/м

1,4 – 1,9

Твердость по Шору А, усл.ед.

53 - 67

 


Также было изучено поведение вулканизатов герметика в гидравлическом, трансмиссионных маслах, в тосоле, в дизельном топливе и бензине А-76. Оценка стойкости вулканизатов герметика проводилась по изменению его физико-механических показателей. Полученные результаты приведены в табл. 2.
Из данных табл. 2 видно, что свойства вулканизатов разработанного герметика практически не изменяются после выдержки их в течение 10 суток в моторном масле и в охлаждающей жидкости при температуре (23 ± 2)ºС.

В соответствии со шкалой оценки устойчивости к агрессивным средам в зависимости от степени изменения физико-механических свойств вулканизатов данный герметик можно характеризовать как обладающий хорошей стойкостью к агрессивным средам.
Производство автогерметика-прокладки маслобензостойкого освоено на ОАО “Казанский завод СК” и имеет ТУ 2513-045-05766764-01.

Таблица 2. Стойкость вулканизатов автогерметика-прокладки маслобензостойкого к действию агрессивных сред

Среда, условия испытания

Исходные данные

1 сутки3 суток10 суток
АБВГАБВГАБВГАБВГ
1.Масло М8В1, (105±5)ºС2,3811562-2,311062-3,92,111260-5,12,111064 -5,4
2.Гидравлическое масло (105±5)ºС2,3811562-----2,4----3,0----5,0
3. Трансмиссионное масло (105±5)ºС2,3811562-----3,3----4,6----10
4.Дизельное топливо(23±2)ºС2,5110761----16---16---16,1
5.Тосол : вода = 1 : 1,(105±5)ºС 2,711765-2,6120630,52,5100610,52,693620,3
6.Бензин А-76 (23±2)ºС2,4411065-2,351006444,22,410063452,2966145,9


А – прочность в момент разрыва, МПа
Б – относительное удлинение в момент разрыва, %
В – Твердость по Шору А, усл.ед.
Г -  изменение массы образца при действии агрессивной среды, %

 

 

 

В.А. Бабурина, Н.В. Королева, Л.З. Закирова, Е.П. Лебедев,
ОАО “КЗСК” г. Казань

 


www.kzck.ru