МУСОР ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ


Потребительская схема "купил-использовал-выбросил" становится в мире все популярнее. Но мусора становится все больше и больше…


Земля становится свалкой одноразовых товаров

 

Потребительская схема "купил-использовал-выбросил" становится в мире все популярнее, а уж в Америке — так вообще. Там к одноразовым шприцам, подгузникам, посуде и бритвенным станкам уже присоединяются DVD, телефоны и даже компьютеры.
"Помыли пол — выбросьте тряпку, кончились деньги на карточке — выкидывайте телефон, посмотрели фильм — диск в мусоропровод", — такова вводная статьи ABC News, в которой акцент делается на угрозе, которую одноразовые товары представляют для окружающей среды.
Причина для беспокойства — понятней некуда: все одноразовое тут же выбрасывается, мусора становится больше и больше, а Земля-то предназначена для многоразового использования. Меньше выбрасываем — дольше живем. Разовые товары — камень преткновения.
Одним из бьющих тревогу является редактор онлайнового издания Productscan Том Вирхайл (Tom Vierhile): "Сегодня стремление общества ко всему одноразовому — быстро усиливающаяся тенденция. Людям хочется получать все готовое к употреблению и применению, а одноразовые товары их в этом плане вполне удовлетворяют".
По словам Вирхайла, количество одноразовых изделий, предлагаемых потребителям, растет весьма стремительно. С 1995 года их число удвоилось, за 2001 год было представлено 110 новых одноразовых товаров. А в 1998 году, к примеру, одноразовых приспособлений только для уборки и чистки появилось 28 видов.
Надо сказать, что американцы приняли одноразовые вещи (disposable products) не сразу, процесс растянулся лет на 40. Началось все в 1960-х, когда Bic выложила на прилавки одноразовые бритвы, а мамы с папами получили первые пеленки, так сказать, однократного использования.
Сегодня же следом за одноразовыми мобильниками на рынок выбираются одноразовые DVD-диски. Руководитель Spectra Systems Нэбил Лоуэнди (Nabil Lawandy) утверждает, что его компания сделала все возможное, чтобы минимизировать ущерб для окружающей среды:
"Одноразовые диски — идеал для потребителя. Вы можете купить фильм и посмотреть его в любое время. Не надо из-за этого тащиться в кинотеатр. А как только вы используете диск — выкидывайте его в мусорное ведро".
У этих DVD два покрытия: одно защищает от порчи и несанкционированного вмешательства, а другое исчезает через три дня после вскрытия упаковки, стирая фильм.
Теоретически покупатели могут отослать использованные диски продавцу, где покрытие будет заменено, а диски снова пойдут в оборот. Предполагается, что такого рода аренда (или прокат) будет привлекательна своей низкой, по сравнению с покупкой диска, ценой.
Одноразовыми DVD занялась и нью-йоркская компания Flexplay. Правда, диски используются пока только для промоушн-рассылок.
А компания Now Showing в 2001 году презентовала технологию "Returnless Video": видеокассеты автоматически стираются после второго просмотра и могут использоваться как чистые. Похоже, инициатива не прошла — во всяком случае, сайт компании основательно заглох.
Признавая, что решать, в конечном счете, потребителю, эксперты полагают, что у одноразовых DVD имеются неплохие перспективы.
Тем временем, в США даже компьютеры стали в некотором смысле одноразовыми. Согласно данным Национального совета по безопасности (National Safety Council), в 1994 году продолжительность жизни компьютера составляла в среднем 4-6 лет. К 2004 году срок сократился до двух лет.

По оценкам Американского агентства по охране окружающей среды (U.S. Environmental Protection Agency), 75% от устаревшего компьютерного оборудования осело в туалетах, подвалах и чердаках, поскольку владельцы не знают, что со всем этим делать. 6 миллионов компьютеров и телевизоров собирают пыль в домах жителей одной только Калифорнии! Компьютеры и телевизоры — одни из самых неприятных видов хлама, поскольку компоненты их содержимого могут однажды просочиться в питьевую воду, что скажется на здоровье граждан.
Не так давно в Калифорнии рассматривался законопроект, согласно которому цена рециркуляции должна включаться в стоимость каждого компьютера, купленного в штате. Но губернатор наложил вето и предложил поискать решение получше.
"Мы были против этого законопроекта, потому что плату за рециркуляцию нельзя взимать в одном единственном штате, — рассказал представитель Союза электронных отраслей промышленности (Electronic Industries Alliance — EIA) Джейсон Линнелл (Jason Linnell). — Власти не могут облагать налогом Интернет, так что компьютеры, купленные в онлайне, под действие закона не попадают. Это было бы несправедливо".
Вместо этого EIA совместно с производителями электроники, правительственными агентствами и экологами разрабатывают общенациональный план переработки компьютеров, известный как NEPSI. Среди прочих мер рассматривается и вариант включения стоимости переработки в цены на все компьютеры, купленные в США.
Тем временем, производители компьютеров уже начали относиться к проблематике с пониманием: "зеленые" компьютеры разрабатываются в недрах NEC и Sony. По мнению представителей этих компаний, распространения экологичных компьютеров можно ожидать не ранее, чем через 4-5 лет.

Руководитель организации "Калифорнийцы против мусора" (Californians Against Waste) Марк Мюррэй (Mark Murray) считает, что производителям крайне выгодно выпускать одноразовую продукцию:
"Бизнес-модель нашей высокотехнологической промышленности устроена таким образом, чтобы мы продолжали покупать, потреблять и выбрасывать. Вот в чем проблема! Им невыгодно разрабатывать вещи, которые будут служить долго. Главное, чтобы мы выбросили старое и пошли к ним же за новым товаром".

http://www.solidwaste.ru