ИННОВАЦИОННАЯ ГОССТРАТЕГИЯ-2008: задачи и механизмы


Подведены итоги деятельности Минобрнауки РФ в 2007 году. Формирование законодательной базы в сфере образования практически завершено, В новом, 2008-м, годуосновной приоритет законотворческой деятельности министерства – наука и инновации. В области инновационного развития большие надежды возлагаются на государственно-частное партнерство, в основе которого - важнейшие инновационные проекты государственного значения (ВИПы).


“Рабочей, но очень важной” встречей назвал министр образования и науки Андрей Фурсенко предпоследнее в этом году заседание коллегии Минобрнауки РФ, на котором подводились итоги законотворческой деятельности министерства в уходящем году и намечались шаги на будущее. По его словам, формирование законодательной базы в сфере образования практически завершено, и в 2008 году в законотворческой деятельности Минобрнауки “центр тяжести сместится с образования в сторону науки и инноваций”.
А. Фурсенко считает, что на построение инновационной экономики больше всего ориентирована Федеральная целевая программа “Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы”. Значительно больше, чем отраслевые ФЦП (что, по мнению министра, нелогично). Огромное значение будет иметь формирование механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), на отработку которых направлены почти все мероприятия программы. Основу ГЧП заложили важнейшие инновационные проекты государственного значения - так называемые ВИПы. На их выполнение были привлечены средства в объеме, превышающем бюджетное финансирование “Мы должны отдавать себе отчет, что возможности бизнеса, который сегодня готов участвовать в наукоемких технологиях, мы уже исчерпали, - сказал руководитель Роснауки Сергей Мазуренко. - Если мы не приложим сейчас максимальные усилия для того, чтобы завершить формирование нормативно-правовой базы по развитию малого и среднего бизнеса, то наш путь будет в никуда”.

Об итогах первого года работы по ФЦП рассказал заместитель руководителя Роснауки Александр Клименко. По сравнению с 2005-м в этом году был более жестким конкурс среди заявителей, почти вдвое выросла средняя стоимость одного контракта, значительно увеличилось число лотов с несколькими победителями. Что препятствовало реализации программы? Мешало, к примеру, несовершенство ФЗ №94 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Он запрещает включать в конкурсную документацию требования о привлечении исполнителем внебюджетных средств, приводит к доминирующей роли цены контракта (преимущества имеют заявки с наименьшей ценой), определяет нереальные сроки экспертизы (для анализа заявок, годовой объем которых составляет десятки миллионов рублей, отводится всего 10 дней). Проблемы создавала и слабость законодательной базы, регулирующей вопросы закупки спецоборудования и закрепления прав на интеллектуальную собственность. Отсутствие стройной системы законов о передаче технологий отталкивает бизнес от участия в программах поддержки науки. Самой “печальной” частью в докладе А. Клименко стало сообщение о невыполнении некоторых целевых индикаторов и показателей, связанных с экспортом высокотехнологичной продукции, привлечением внебюджетных средств и количеством разработанных технологий, предназначенных для коммерциализации. Но в основном, считает замруководителя Роснауки, это связано с неполным учетом результатов. Он выразил надежду на то, что к концу года все планируемые значения будут достигнуты.

Обсуждение проблем, связанных с отчетностью и несовершенством законодательства, выявило пласт задач, решать которые придется в 2008-м. Несмотря ни на что, члены коллегии положительно оценили результаты реализации программы в этом году.

Елена Моргунова,
 
www.poisknews.ru