Внешнеэкономическая конъюнктура На мировом рынке на данный момент можно выделить следующие ключевые фактора ценообразования нефти: действия ОПЕК, ситуация в Ираке, состояние промышленных запасов нефти в США, политическая обстановка в Венесуэле и Нигерии (одних из крупных поставщиков нефти), состояние "дела ЮКОСа" и сезонные катаклизмы в атлантическом океане (транспортная артерия). Понятно, что повышение мировых цен на нефть неизбежно приведет к их повышению в России, но, как правило, с некоторой задержкой.
Ситуация на российском рынке автомобильного бензина На сегодняшний день в России сложилась следующая ситуация с рынком бензина. Рост цен на этот нефтепродукт значительно превышает (в разы) рост инфляции и заработных плат населения; цены на бензин не соответствуют последнему. По многим показателям можно судить, что рынок автомобильного бензина – монопольный сектор экономики. Об этом свидетельствуют следующие факты. 1. По данным Федеральной антимонопольной службы, в некоторых субъектах РФ отсутствует первичный рынок, на котором в качестве продавцов выступают НПЗ и их сбытовые структуры и организации. 2. Расчетные коэффициенты концентрации свидетельствуют, что рынки оптовой и розничной реализации бензина, являются высококонцентрированными со слаборазвитой конкуренцией. 3. В период за 2004 год наблюдалось неоднократное повышение оптовых и розничных цен на автомобильный бензин. При этом цены повышались одновременно (временной интервал от 2 дней до недели) всеми участниками рынка. 4. Анализ деятельности рассматриваемых субъектов выявил особенности экономических факторов, влияющих на формирование цены, каждого из участников: различные поставщики продукции и, следовательно, закупочные цены на одинаковые марки бензина, различные снабженческо-сбытовые надбавки, издержки обращения, затраты на транспортировку нефтепродуктов, различный товарооборот. При таких обстоятельствах правомерен вывод о том, что различные условия хозяйственной деятельности операторов рынка не могли сформировать единые розничные цены. 5. О том, что в России нет свободного рынка, а рынок продавца, наживающегося на потребителе, подтверждается и тем, что во время мирового спада цены на нефть отечественный бензин не переставал дорожать. 6. Понятно, что мировые цены на нефть влияют на стоимость нефтепродуктов, в том числе и в России. Но это влияние не такое значительное, чтобы рост цен на автомобильный бензин происходил такими темпами. Из этого следует вывод, что в России нерыночная экономика в рассматриваемом секторе. Для сравнения, с 2001 года цены на нефть в РФ выросли в четыре-пять раз, но в США такая ситуация не привела к росту цен на бензин аналогичного масштаба. 7. Совершенно ясно, что повлиять на рост мировых цен нельзя. Но можно повлиять на внутренние. Например, снизить НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Однако, при использовании этого варианта, на нефтепродукты не повторяли этой тенденции: отечественные производители просто оставили себе «дополнительные» деньги. 8. Действующее антимонопольное законодательство не способно серьезно бороться с его нарушителями, поскольку реально не дает применить серьезные санкции к нарушителям. На данный момент самый большой штраф, применяемый к нарушителям антимонопольного законодательства, не превышает $15 тыс. 9. Цены на топливо в России сравнялись с зарубежными (в 2005 г.), а зарплата транспортников намного ниже мировых стандартов. Расходы на горюче-смазочные материалы порой составляют до 40% затрат транспортных организаций. 10. Несмотря на то, что более половины АЗС принадлежит независимым компаниям, они не имеют свободного выбора поставщика, что способствует удержанию высоких цен на бензин. 11. Общероссийский рынок нефти и нефтепродуктов "территориально" делят между собой несколько крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний. При этом конкуренция между ними практически отсутствует, и формально либерализованный рынок нефти и нефтепродуктов на деле является монопольным. 12. В мировой практике для предотвращения сговора и определения реальных цен нефтепродуктами создают биржевые торги – рыночный механизм регулирования цен. Но в России они отсутствуют, т.к., во-первых, владельцам сырья и нефтепродуктов нечего выставлять на биржевые торги, поскольку вся продукция скупается сразу на выходе с завода, а во-вторых, в стране отсутствуют независимые игроки на рынке. Вертикально интегрированным нефтяным компаниям биржа не нужна, а отсутствие биржевой торговли нефтепродуктами не даёт возможности мелким и средним компаниям не зависеть от крупных поставщиков.
Дело в том, что на деле запутанность и сложность схемы ценообразования конечной потребительской цены топлива не оставляет возможностей для применения инструментов прямого воздействия (ценообразование на бензин в России складывается из мировой цены на нефть минус расходы, издержки, налоги). Без введения крайне жестких ограничений, что просто нереально, государство не в состоянии манипулировать бензиновыми расценками. Поэтому отчасти такой контроль осуществляется посредством жонглирования налогами, пошлинами и акцизами, отчасти достигается на неформальном уровне при переговорах с нефтяниками.
|
Технические и экономические причины Сложившиеся темпы роста цен автомобильного бензина являются очень тревожной тенденцией, поскольку это в дальнейшем приводит к росту цен на все остальные товары и услуге, в том числе пищевые продукты, проезд в общественном транспорте. Рост цен неизбежен, но он должен происходить не такими темпами, какими происходит. Более подробно рассмотрим основные причины повышения стоимости автомобильного бензина. На цену нефтепродуктов влияет ряд экономических факторов: инфляция и рост рыночных оптовых цен на топливо, изменения тарифов на услуги естественных монополий, среди которых электроэнергия, тепло, газ, ЖКХ, железнодорожный и трубопроводный транспорт. Остановимся подробнее на росте оптовых цен на топливо. В России он постоянный. К примеру, за восемь месяцев с начала 2006 года рост оптовых цен на внутреннем рынке нефтепродуктов составил 25-35% в зависимости от марки топлива. Основная причина, вынуждающая повышать цены на бензин, — это дефицит высокооктанового топлива в условиях роста числа автомобильного парка с бензиновыми двигателями, т.е. темпы увеличения спроса опережают темпы ввода новых мощностей. Так, современный автопарк, потребляющий качественное высокооктановое топливо, растёт опережающими темпами. Причём основным фактором роста станет почти трёхкратное увеличение числа иномарок, в том числе собираемых в нашей стране. Этого топлива выпускается немного, потому что вся та инфраструктура, которую Россия получила в наследство от СССР, была рассчитана на низкооктановый бензин АИ-80, и мощностей на высокооктановые А-92, А-95, тем более А-98 — мало. Мощностей же не хватает потому, что в течение 15 лет нефтяные компании не вкладывали существенно в нефтепереработку. Кроме того, в летний период по сравнению с осенне-зимним сезоном традиционно увеличивается потребление нефтепродуктов, в особенности высокооктановых бензинов. Так, в среднем по всем нефтепродуктам уровень потребления увеличивается на 15%, по высокооктановым бензинам – на 25%. Несмотря на сохранение объемов производства нефтепродуктов, сезонный рост спроса внутри страны приводит к дефициту ресурса и также способствует повышению оптовых цен на топливном рынке.
Дефицит На настоящий момент в России профицит автомобильного бензина (по нашим оценкам, в 2006 г. производство составляло 32 млн. тонн, экспорт – 6 млн тонн, потребление – 26 млн. т). Но в условиях опережения темпов роста спроса на автомобильные бензины перед производством важно предвидеть возможные проблемы. При дефиците резко увеличивается цена, многие недобросовестные розничные продавцы «разводят» бензин, создаются огромные очереди на АЗС.
Причины дефицита Такому увеличению потребления бензинов на внутренним рынке способствует стремительный рост автомобильного парка: все прогнозы по росту числа автомобилей уже перекрыты в разы (по данным Госкомстата – 34 млн. шт. в 2006 г., по данным Движения автомобилистов России – 50 млн. шт.). Такой рост объясняется следующим: увеличиваются доходы населения, множатся банковские услуги по предоставлению кредитов населению, всё больше становится выбор автомобилей. Помимо выше перечисленных причин, одной из основных дефицита является неполная загруженность, а также изношенность отечественных НПЗ. В 2006 г. они составляют менее 79 и 65 % соответственно. Что касается последнего, многим российским заводам более полувека – они морально и физически устарели. За последние несколько десятков лет в отечественную нефтепереработку не вкладывались существенные ресурсы – нефтяные компании на сегодняшний момент озабочены наращиванием и переделом добывающих активов. Поэтому необходима модернизация действующих и введение новых мощностей. Кроме того, важно улучшить качество выпускаемых нефтепродуктов.
Меры борьбы с дефицитом Предотвратить дефицит возможно при строительстве новых высокотехнологичных НПЗ с повышенной нормой выхода светлых нефтепродуктов или глубокой модернизации старой, а также увеличение загруженности нынешних мощностей (загруженность и изношенность отечественных НПЗ в 2006 г. составляли менее 80 и 65 % соответственно). Инвестиции в нефтепереработку в ближайшие годы должны составить 10-15 млрд. долларов. Кроме того, путь к энергетической безопасности лежит через свободную торговлю, конкуренцию на рынках, а также через сотрудничество между производителями и потребителями. Подготовится к наступлению кризиса можно, начав развивать альтернативные энергомощности (об альтернативных источниках энергии смотри ниже). Необходимо увеличение КПД использования энергии (создание энергосберегающей техники) и материалообразующих источников.
Альтернативные способы снижения потребления бензина Причиной тому станет распространение автомобилей оснащённых гибридными двигателями либо моторами, работающими на газовых смесях. Однако их доля несравнимо мала. Также будет увеличиваться доля биотоплива. Кроме этого, с каждым годом увеличивается производство и улучается качество различных добавок к топливу. Например, метилтретбутиловый эфир, этилтретбутиловый эфир, диметиловый эфир и другие оксигенаты. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка бензина можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных бензинов в России».
Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |