Относительно невелики поставки в Африку и Латинскую Америку. В таблице ниже представлены объемы и динамика экспорта дизельного топлива по странам назначения в 2004-2006 гг. Объемы и динамика совокупного экспорта дизельного топлива по странам назначения в 2004-2006 гг., тыс. тонн Страна назначения | 2004 | 2005 | 2006 | год | Нидерланды | 6883,7 | 5142,7 | 5399,3 | Великобритания | 4699,8 | 4689,5 | 3441 | Италия | 4153,5 | 4307 | 5552,7 | Турция | 2264,7 | 4309,4 | 3630 | Франция | 1282,6 | 3290,3 | 3774,3 | Казахстан | 666,5 | 304,3 | 510 | Венгрия | 640,2 | 650,4 | 881,6 | Греция | 630 | 938 | 0 | Украина | 570,8 | 633,3 | 1084,3 | Испания | 568,1 | 835 | 1556,2 | Португалия | 55,9 | 12,9 | 160,9 | КНДР | 549,2 | 416,4 | 100,8 | ВЬЕТНАМ | 477,8 | 231,5 | 145,4 | Швеция | 371,7 | 171,9 | 280,2 | Монголия | 330,3 | 297,5 | 252,8 | Виргинские острова (брит.) | 329 | 132,2 | - | США | 258,8 | 192,5 | 235,1 | Тунис | 257,1 | 205,1 | 159,2 | Китай | 222,4 | 92,8 | 41,4 | Южная Корея | 209,6 | 60,8 | 125,5 | Израиль | 200,7 | 256 | 36,1 | Швейцария | 180 | 359,3 | 364,4 | Сирия | 170,1 | 366,8 | 539,9 | Сингапур | 166,6 | 326,9 | 705 | Финляндия | 158,9 | 536,1 | 270,9 | Словения | 149,7 | 77,5 | 118 | Эстония | 143,1 | 204,8 | 456,7 | Гонконг | 138,8 | 226 | 99,6 | Дания | 19,9 | 163,8 | 238,1 | Мальта | 85,7 | 182,7 | 159,5 | Кипр | 80,1 | 82,9 | 35,7 | Киргизия | 78,7 | 70,1 | 87 | Бельгия | 77,9 | 206,4 | 160,7 | Норвегия | 67,5 | 179,5 | 45,4 | Гибралтар | 66,1 | 275,9 | 409,1 | Польша | 16,1 | 2,6 | 107,5 | Аргентина | 14,3 | 108,3 | 160,8 | Ливан | 129,2 | 64,3 | 147,3 | другие и не определены | 2130,2 | 1534,9 | 2456,6 | Всего: | 29495,3 | 32138,3 | 33929 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ
В целом, структура поставок изменяется. Снижаются поставки в Великобританию – увеличиваются в Италию и Францию. В целом снижаются поставки в страны Азии за исключением Сингапура. На диаграмме ниже представлены доли различных стран в совокупном экспорте дизельного топлива в 2006 году. Доли различных стран в совокупном экспорте дизельного топлива в 2006 году Источник: Федеральная таможенная служба РФ
Структура экспортных поставок дизельного топлива по содержанию серы в 2006 году Представим теперь направление поставок дизельного топлива и их структуру по содержанию серы в 2006 году. Несмотря на то, что во многих (особенно) европейских странах приняты жесткие требования к дизельному топливу по этому показателю, подавляющие объемы поставок связаны с топливом с содержанием серы 0,2%. То есть, получатели осуществляют очистку дизельного топлива уже на месте, доводя его качество до разрешенных параметров. В таблице ниже представлена матрица поставок. Направления поставок дизельного топлива и структура поставок по содержанию серы в 2006 году, тыс. тонн Страна назначения | Содержание серы, % | Всего | 0,5 | 0,2 | 0,05 | 0,035 | 0,005 | не определено | Нидерланды | - | 4197,4 | 1201,9 | - | - | - | 5399,3 | Великобритания | - | 1319 | 2065,3 | 56,7 | - | - | 3441 | Италия | 104,1 | 5448,6 | - | - | - | - | 5552,7 | Турция | 131 | 3499 | - | - | - | - | 3630 | Франция | - | 411 | 3363,1 | - | - | 0,2 | 3774,3 | Казахстан | - | 491,7 | - | 18,3 | - | - | 510 | Венгрия | - | 881,6 | - | - | - | - | 881,6 | Украина | - | 1075 | 9,3 | - | - | - | 1084,3 | Испания | - | 1022 | 534,2 | - | - | - | 1556,2 | Португалия | - | 20,9 | 140 | - | - | - | 160,9 | КНДР | 31,2 | 69,6 | - | - | - | - | 100,8 | Вьетнам | 107 | 38,4 | - | - | - | - | 145,4 | Швеция | - | 17,9 | 262,3 | - | - | - | 280,2 | Монголия | - | 252,8 | - | - | - | - | 252,8 | США | 69,7 | 165,4 | - | - | - | - | 235,1 | Тунис | - | 159,2 | - | - | - | - | 159,2 | КИТАЙ | 5 | 36,4 | - | - | - | - | 41,4 | Южная Корея | 54,5 | 71 | - | - | - | - | 125,5 | Израиль | - | 36,1 | - | - | - | - | 36,1 | Швейцария | 66,8 | 297,6 | - | - | - | - | 364,4 | Сирия | 209,7 | 330,2 | - | - | - | - | 539,9 | Сингапур | 332,5 | 180,1 | - | - | 10,9 | 181,5 | 705 | Финляндия | 62,7 | - | 208,2 | - | - | - | 270,9 | Словения | - | 118 | - | - | - | - | 118 | Эстония | - | 76,6 | 85,7 | 250,7 | 43,7 | - | 456,7 | Гонконг | 82,3 | - | - | - | - | 17,3 | 99,6 | Дания | - | 0,1 | 238 | - | - | - | 238,1 | Мальта | 57,7 | 101,8 | - | - | - | - | 159,5 | Кипр | - | 5,7 | 30 | - | - | - | 35,7 | Киргизия | 8,9 | 78,1 | - | - | - | - | 87 | Бельгия | - | 128,8 | 31,9 | - | - | - | 160,7 | Норвегия | - | - | 45,4 | - | - | - | 45,4 | Гибралтар | 57,6 | 351,5 | - | - | - | - | 409,1 | Польша | - | - | 107,5 | - | - | - | 107,5 | Аргентина | - | 160,8 | - | - | - | - | 160,8 | Ливан | - | 147,3 | - | - | - | - | 147,3 | другие и не определены | 46,4 | 2008,7 | 331,5 | 5 | 3,1 | 61,9 | 2456,6 | Всего: | 1427,1 | 23198,3 | 8654,3 | 330,7 | 57,7 | 260,9 | 33939 |
Источник: ФТС РФ |
Можно утверждать, что в таких странах как в Сирии, КНДР, Киргизии дизельное топливо с содержанием серы до 0,5% вполне разрешено. Однако то же топливо поставляется в страны ЕС – Италию и Швейцарию, где требования к нему являются чуть ли не самыми жесткими в мире. На этом основании можно предположить, что данная проблема решается гидрокрекингом уже на месте. Представим структуру поставок различных топлив по содержанию серы графически. Направления поставок дизельного топлива с содержанием серы до 0,5% в 2006 году Источник: ФТС РФ Дизельное топливо со столь высоким содержанием серы поставляется преимущественно в Сингапур (23,3%), Сирию (14,7%), Турцию (8,2%) и Вьетнам (7,5%). Доля совокупных поставок во все остальные страны составила в 2006 году 45,3%. Направления поставок дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% в 2006 году Источник: ФТС РФ Почти четверть дизельного топлива с содержанием серы до 0,2% поставляется в Италию. Порядка 18,1% было поставлено в Нидерланды, порядка 15,1% - в Турцию. Доля всех остальных стран составила 43,3%.
Направления поставок дизельного топлива с содержанием серы до 0,05% в 2006 году
Источник: ФТС РФ Топливо с содержанием серы до 0,05% поставлялось в 2006 году преимущественно в Европейские страны. Доля поставок во Францию составила 38,9% от совокупных, в Великобританию – 23,9%, в Голландию – 13,9%, а во все другие страны – 23,3%.
Направления поставок дизельного топлива с содержанием серы до 0,035% в 2006 году Источник: ФТС РФ Несмотря на то, что объем поставок топлив с такими параметрами невелик, мы все же представили структуру экспорта графически. Более ¾ в 2006 году было поставлено в Эстонию, порядка 1/6 – в Нидерланды , а 5,5% от совокупного объема экспорта – в Казахстан. Топлива же с содержанием серы ниже 0,005% поставляются преимущественно в Эстонию (75,7% в 2006 году) и Сингапур (18,9%).
|
Структура экспортных поставок по температуре застывания в 2006 году Как нами было описано в предыдущих пунктах, поставляется преимущественно летнее дизельное топливо. Даже топливо европейских стандартов EN 590 по своим параметрам в подавляющем большинстве случаев является летним. Это подтверждает и структура экспорта различных видов дизельных топлив по температуре застывания в 2006 году. Направление экспорта различных дизельных топлив по странам назначения и структура поставок по температуре застывания в 2006 году, тыс. тонн Страна назначения | Вид топлива | всего | летнее | зимнее | арктическое | EN 590 | не определено | Нидерланды | 4183,4 | 14 | - | 1201,9 | - | 5399,3 | Великобритания | 3383,1 | 46,4 | - | 11,5 | - | 3441 | Италия | 5342 | - | - | - | 210,7 | 5552,7 | Турция | 3474,1 | - | - | - | 155,9 | 3630 | Франция | 410,9 | - | - | 3360,4 | 3 | 3774,3 | Казахстан | 385,3 | 116,6 | 6,5 | - | 1,6 | 510 | Венгрия | 881,6 | - | - | - | - | 881,6 | Украина | 1075 | - | - | 9,3 | - | 1084,3 | Испания | 992,1 | - | - | 534,2 | 29,9 | 1556,2 | Португалия | 20,9 | - | - | 140 | - | 160,9 | КНДР | 100,8 | - | - | - | - | 100,8 | Вьетнам | 145,4 | - | - | - | - | 145,4 | Швеция | 17,9 | - | - | 262,3 | - | 280,2 | Монголия | 141 | 111,8 | - | - | - | 252,8 | США | 235,1 | - | - | - | - | 235,1 | Тунис | 159,2 | - | - | - | - | 159,2 | КИТАЙ | 41,4 | - | - | - | - | 41,4 | Южная Корея | 125,5 | - | - | - | - | 125,5 | Израиль | 36,1 | - | - | - | - | 36,1 | Швейцария | 364,4 | - | - | - | - | 364,4 | Сирия | 364,2 | - | - | - | 175,7 | 539,9 | Сингапур | 630,2 | - | - | - | 74,8 | 705 | Финляндия | 47,5 | 15,2 | - | 208,2 | - | 270,9 | Словения | 118 | - | - | - | - | 118 | Эстония | 288,8 | 84,2 | - | 65,9 | 17,8 | 456,7 | Гонконг | 99,6 | - | - | - | - | 99,6 | Дания | 0,1 | - | - | 238 | - | 238,1 | Мальта | 71,8 | - | - | - | 87,7 | 159,5 | Кипр | 3,1 | - | - | 30 | 2,6 | 35,7 | Киргизия | 64,7 | 22,3 | - | - | - | 87 | Бельгия | 128,8 | - | - | 31,9 | - | 160,7 | Норвегия | - | - | - | 45,4 | - | 45,4 | Гибралтар | 326,3 | - | - | - | 82,8 | 409,1 | Польша | - | - | - | 95,4 | 12,1 | 107,5 | Аргентина | 132,3 | - | - | - | 28,5 | 160,8 | Ливан | 147,3 | - | - | - | - | 147,3 | другие и не определены | 1934,6 | 10,5 | - | 3,1 | 508,4 | 2456,6 | Всего: | 25672,5 | 421 | 6,5 | 6437,5 | 1391,5 | 33939 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ
Поскольку летнее дизельное топливо в структуре российского экспорта занимает подавляющую долю, то и структура его поставок несильно отличается от совокупной. Более того, учитывая подавляющие поставки топлив EN 590 во Францию, Голландию и Испанию – напрашивается вывод, что характеристики поставляемого топлива полностью соответствуют летнему топливу. В структуре поставок тех топлив, где в декларациях четко не прописаны марки (столбец «не определено») также преобладают летние сорта – так как поставки ведутся в Италию, Сирию и Турцию. Можно заметить, что зимнее дизельное топливо поставляется преимущественно в Казахстан, Монголию и Эстонию, а арктическое в незначительных объемах только в Казахстан, что вполне объяснимо. Скорректированная структура поставок представлена в таблице ниже. Направление экспорта различных дизельных топлив по странам назначения и структура поставок по температуре застывания в 2006 году (скорректированная) Страна назначения | Вид топлива | всего | летнее | зимнее | арктическое | Нидерланды | 5383,6 | 15,7 | - | 5399,3 | Великобритания | 3394,5 | 46,5 | - | 3441 | Италия | 5552,7 | - | - | 5552,7 | Турция | 3630 | - | - | 3630 | Франция | 3774,3 | - | - | 3774,3 | Казахстан | 386,5 | 117 | 6,5 | 510 | Венгрия | 881,6 | - | - | 881,6 | Украина | 1084,3 | - | - | 1084,3 | Испания | 1556,2 | - | - | 1556,2 | Португалия | 160,9 | - | - | 160,9 | КНДР | 100,8 | - | - | 100,8 | Вьетнам | 145,4 | - | - | 145,4 | Швеция | 258 | 22,2 | - | 280,2 | Монголия | 141 | 111,8 | - | 252,8 | США | 235,1 | - | - | 235,1 | Тунис | 159,2 | - | - | 159,2 | КИТАЙ | 41,4 | - | - | 41,4 | Южная Корея | 125,5 | - | - | 125,5 | Израиль | 36,1 | - | - | 36,1 | Швейцария | 364,4 | - | - | 364,4 | Сирия | 539,9 | - | - | 539,9 | Сингапур | 705 | - | - | 705 | Финляндия | 205,4 | 65,5 | - | 270,9 | Словения | 118 | - | - | 118 | Эстония | 351,2 | 105,5 | - | 456,7 | Гонконг | 99,6 | - | - | 99,6 | Дания | 204,1 | 34 | - | 238,1 | Мальта | 159,5 | - | - | 159,5 | Кипр | 35,7 | - | - | 35,7 | Киргизия | 64,7 | 22,3 | - | 87 | Бельгия | 160,7 | - | - | 160,7 | Норвегия | 40,2 | 5,2 | - | 45,4 | Гибралтар | 409,1 | - | - | 409,1 | Польша | 102,5 | 5 | - | 107,5 | Аргентина | 160,8 | - | - | 160,8 | Ливан | 147,3 | - | - | 147,3 | другие и не определены | 2442,4 | 14,2 | - | 2456,6 | Всего: | 25672,5 | 421 | 6,5 | 33939 |
Источник: Федеральная таможенная служба РФ, оценка АКПР Однако, представленные в таблице выше данные и являются более точными, они основаны не только на таможенных декларациях, но и на собственных оценках. C текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка дизельных топлив можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок дизельных топлив в России».
Об авторе: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов. • Маркетинговые исследования • Технико-экономическое обоснование • Бизнес-планирование Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70 E-mail: mail@akpr.ru WWW: www.akpr.ru |