НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ СБОРА И ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ

 

Основными недостатками действующего нормативно-правового обеспечения обращения с отходами в части регламентации их сбора и переработки являются:
- отсутствие законодательных положений, регламентирующих основы государственной политики по организации сбора отходов в целях их полезного использования, развития рынка вторичного сырья;
- признание процессов сбора и переработки отходов объектом государственного регулирования на федеральном уровне;
- дифференцированность государственного регулирования сбора и использования в зависимости от экономических условий для сбора и переработки – определенния видов отходов, вида их собственника, степени обеспеченности экономики России ресурсами первичного сырья, взамен которого используются определенные виды отходов;
- приоритетность использования инструментов экономического регулирования сбора и переработки отходов, развитие малого и среднего бизнеса в этой области;
- ответственность всех хозяйствующих субъектов за сбор и переработку отходов – собственников отходов производства и потребления, производителей продукции (на этапе превращения их продукции в отходы), органов местного управления;
- гармонизация законодательной базы России в области сбора и использования отходов с законодательством стран ЕС и других стран;
- отсутствие нормативной базы, регламентирующей процедурные вопросы отнесения отходов, к категории вторичного сырья при расчете платежей за размещение отходов;
- несовершенство инструментов государственного регулирования обращением с отходами в части стимулирования сбора и переработки в качестве вторичного сырья;
- отсутствие нормативной правовой базы ответственности субъектов хозяйственной деятельности и населения за сбор и использование отходов как вторичных ресурсов.
В целях совершенствования нормативно-правового обеспечения сбора и подготовки отходов, развития рынка вторичного сырья представляется целесообразным принять два вида мер:
- создать более благоприятные нормативно-правовые условия для применения традиционных механизмов экономического стимулирования предпринимательской деятельности в области сбора и переработки отходов( в том числе льготного кредитования, предоставления налоговых льгот, льгот по плате за землю, арендной плате, тарифам на железнодорожные перевозки, таможенным тарифам);
- ввести на законодательном уровне специальные механизмы сбора и переработки отходов принуждающего и стимулирующего характера.
В качестве специальных инструментов и механизмов регулирования сбора и переработки отходов целесообразно предусмотреть:
- административное и экономическое принуждение использования отходов в качестве сырья, материалов и топлива за счет наложения ограничений на потребление первичного сырья при условии наличия в регионе ресурсов взаимозаменяемого вторичного сырья; наложения запрета на размещение на полигонах и свалках ТБО тех отходов, которые считаются в регионе ценным сырьем; установления повышенных коэффициентов к ставкам платежей за размещение отходов на полигонах и свалках, если в регионе имеется возможность их переработки или сбыта в качестве вторичного сырья. Перечень таких отходов должен устанавливаться местными органами власти;
- стимулирование спроса на продукцию с использованием вторичного сырья за счет применения механизмов государственного и муниципального заказов;
- создание механизмов экономического стимулирования использования отходов в качестве вторичного сырья (в том числе, за счет льготного налогообложения и кредитования, предоставления льгот по плате за землю, арендной плате, тарифам на железнодорожные перевозки, таможенным тарифам).
Таким образом, суть проблемы сбора и переработки отходов можно изложить следующим образом:
- отходов в России образуется очень много, однако уровень их переработки остается в среднем довольно низким;
- несмотря ни на что в России немало отраслей потребляющих вторичное сырье в промышленных отраслях. Причины низкого уровня хозяйственного использования отходов обусловлены, главным образом, не технологическими, а экономическими факторами. Местные органы власти, на которые законодательством возложена ответственность за организацию деятельности по обращению с отходами не в состоянии добиться качественного улучшения сбора и переработки отходов без вмешательства федеральных органов государственного управления. Из этого следует, что, также как и в развитых странах, в России необходимо усиление государственного регулирования в области организации сбора и переработки отходов. В частности, государство должно определить, за счет каких источников или механизмов должна обеспечиваться рентабельность сбора и переработки нерентабельных отходов. Предоставляется целесообразным, чтобы государственная политика в области сбора и переработки отходов основывалась на следующих принципах:
- правовые основы государственной политики в области сбора и промышленного использования вторичного сырья;
- степень ответственности за организацию сбора и рациональное использование отходов их собственников, производителей конечной продукции (после того как их продукция становится отходами), административных органов управления субъектов РФ, городских и других поселений;
- перечень продукции, в отношении которой должна быть установлена ответственность производителей за ее сбор и организацию переработки после использования, нормативы и сроки ввода в действие требований в этой области;
- перечень продукции, в отношении которой должен быть установлен норматив содержания в ней вторичного сырья.
- меры экономического стимулирования сбора и переработки отходов;
- меры стимулирования спроса на вторичное сырье и продукцию с его использованием.
Законодательные основы могут быть внесены в виде изменений к ФЗ "Об отходах производства" или в форме специального ФЗ "О вторичных материальных ресурсах" и дополнены специальными техническими регламентами.

Девяткин В.В.
http://www.waste.ru