«БЕНЗИНА БУДЕТ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО НУЖНО»


В последнее время наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых. Насколько уравновешен рынок сегодня? Каковы его перспективы и потенциал предложения?

 


 

В связи с увеличением доли легкового транспорта в общей численности автомобильного парка страны наблюдается заметная тенденция снижения потребности в низкооктановых бензинах и увеличения потребления высокооктановых.

Специалисты автомобилестроения отмечают следующие факты, характеризующие взаимосвязь технических характеристик двигателей автомобилей, производимых в России, и применяемых бензинов, которые могут оказать влияние на состояние рынка высокооктановых бензинов:

- карбюраторные двигатели без катализатора вполне могут эксплуатироваться на этилированном бензине с октановым числом 92, в то время как двигатели других конструкций могут работать только на неэтилированном бензине (следует обратить внимание на тот факт, что выпсук этилированных бензинов с октановым числом 92 прекращен);

- в зависимости от настройки системы зажигания, двигатели с центральным впрыском могут эксплуатироваться и на бензине с октановым числом 92, и с октановым числом 95;

- в настоящее время в России производятся двигатели для легковых автомобилей которые эксплуатируются на бензине с октановым числом не менее 92. Более того, все двигатели, предназначенные для российского рынка, как правило, предусматривают использование как бензина с октановым числом 92, так и бензина с октановым числом 95.  

- только на использование бензина с октановым числом 95 рассчитано небольшое число машин, как правило, ввезенных в Россию не централизованными поставками, а физическими лицами по своему усмотрению.

По своему составу автомобильные бензины представляют собой смесь компонентов, получаемых в результате различных технологических процессов: прямой перегонки нефти, каталитического риформинга, каталитического крекинга и гидрокрекинга вакуумного газойля, изомеризации прямогонных фракций, алкилирования, ароматизации термического крекинга, висбрекинга, замедленного коксования. Компонентный состав бензина зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

Перспективные возможности производства автомобильных бензинов напрямую связаны с технологической оснащенностью нефтеперерабатывающих предприятий и их производственной программой, ориентированной на выпуск той или иной продукции. В период с 2002 г. по 2006 г. мощности по первичной переработке нефти снизились на 1,05%, а мощности установок каталитического риформинга на облагораживание бензина выросли на 14,3%; мощности установок по каталитическому крекингу снизились на 0,4% (но в перспективе до 2009 г. ожидается, что мощности вырастут по сравнению с 2002 г. на 42,9%); мощности установок по изомеризации увеличились на 104%  (в перспективе до 2009 г. ожидается, что мощности вырастут по сравнению с 2002 г. на 150,7%). Установок алкилирования, которых в советские времена было 13, теперь в России осталось всего пять - на Новоуфимском НПЗ,  Куйбышевском заводе, "Славнефть - Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС),  Омском НПЗ, и недавно введенная в эксплуатацию установка на Рязнаском НПЗ.

Основное направление развития нефтепереработки – модернизация и коренная реконструкция действующих НПЗ с опережающим строительством мощностей по углублению переработки нефти, повышению качества нефтепродуктов и производству катализаторов. По прогнозным оценкам, на развитие нефтеперерабатывающей промышленности России в 2001-2020 гг. потребуется 12-30 млрд. долл. капитальных вложений.

Как было показано выше, мощности по первичной переработке нефти в ближайшие годы на нефтеперерабатывающих предприятиях останутся практически на одном и том же уровне, достигнутом к настоящему времени. Поэтому рост производства бензинов может быть достигнут, главным образом, за счет увеличения переработки сырья на установках вторичных процессов, в том числе каталитического крекинга, каталитического риформинга. В отличие от установок первичной переработки нефти, установки вторичных процессов планируются к пуску в эксплуатацию в период до 2010-2012 г.г.
 

Рис.1
Динамика производства автомобильного бензина в России в 1990-2007 г.г.


В соответствии с требованиями времени, структура выпуска бензинов отечественными предприятиями изменяется в пользу бензинов с октановым числом 92 и выше; доля низкооктановых бензинов в общем объеме производства автомобильных бензинов сокращается, причем весьма существенно. Данные, представленные на рисунке, показывают, что темпы роста производства высокооктановых бензинов опережают темп роста производства автомобильных бензинов в целом - при сохранении (и даже при некотором снижении) уровня выхода бензинов в целом, выход высокооктановых бензинов увеличился в 1,3 раза. Сегмент производства высокооктановых бензинов растет быстрее, чем в производство бензинов в целом.

Рис.2
Динамика выхода автомобильных бензинов


 

 

Рис.3
Структура потребления автомобильного бензина в России по октановому числу


 

Для оценки перспектив развития производства высокооктановых бензинов необходимо принимать во внимание следующее:

- автомобильные бензины являются одним из продуктов в общем материальном балансе предприятия и их выпуск напрямую связан с выпуском других продуктов нефтепереработки. В общей экономической и финансовой картине того или иного предприятия бензины обычно являются одним из наиболее ликвидных продуктов. Однако поскольку одновременно с бензинами на выход идут и другие продукты, рынки которых далеко не всегда коррелируются с  рынком автомобильного бензина, объективная необходимость в ряде случаев диктует корректировать производство бензинов с учетом комплексной картины работы предприятия и продажи всей его продукции.

- прогрессивные технологические процессы производства высокооктановых бензинов (в том числе каталитический риформинг, каталитический крекинга, изомеризация, алкилирование) находятся в непрерывной взаимосвязи с другими технологическими установками предприятия, то есть существуют определенные условия по наличию и фактическому составу сырья для этих установок. В связи с этим невозможно рассматривать эти процессы производства высокооктановых бензинов вне технологической схемы предприятия в целом и оснащенности предприятия другими установками переработки углеводородного сырья.

Таким образом, даже если предприятие имеет в своем распоряжении прогрессивные технологические процессы производства бензинов, совсем не очевидно, что предприятие сориентировано на максимально возможный выпуск автомобильных бензинов. Бывают периоды, когда предприятие, имея в своем распоряжении полный комплекс технологических установок, в том числе крекинг и риформинг, успешно выпускает другие нефтепродукты (дизельное топливо, масла и т.д.), снижая производство бензина.

Ожидается, что доля высокооктанового бензина в общем объеме производства и потребления автомобильных бензинов к 2010 г. достигнет уровня 80-85%.

Поскольку при производстве автомобильного бензина происходит смешение бензина каталитического крекинга и бензина каталитического риформинга (с добавлением дополнительных высокооктановых компонентов - изомеризата, алкилата и др.), могут быть рассмотрены несколько вариантов прогноза производства автомобильных бензинов в зависимости от выхода компонентов бензинов на установках каталитического крекинга и каталитического риформинга и вариантов состава автомобильного бензина. При этом необходимо принимать во внимание потенциальный выход продукции на действующих и вновь вводимых установках, который может оцениваться как «потолок» производственных возможностей. Этот «потолок» (с учетом технологических факторов производства)  к 2010 г. составит 92-95 млн.т/год. Прогноз потребления бензина к концу десятилетия оценивается на уровне около 35-40 млн.т/год. Так что часто возникающие слухи о дефиците бензина в России не имеют под собой практически никаких оснований. Техническая база нефтепереработки вполне способна обеспечить спрос на автомобильные бензины, причем с большим запасом.

Основное противоречие двух сторон, участвующих в ситуации (автомобили - бензины) заключается в том, что в настоящее время в России автомобильный рынок - это "рынок покупателя", а рынок бензина - это "рынок продавца".

Однако это противоречие совершенно нивелируется благодаря тому, что все нефтеперерабатывающие компании прекрасно понимают, что автомобильный бензин является одним из наиболее ликвидных продуктов. Кроме того, в отличие от большинства продуктов нефтепереработки автомобильный бензин фактически является продуктом потребительского спроса. Это позволяет компаниям-производителям определенным образом получать дополнительную прибыль, продавая бензин "в розницу" частным покупателям. В связи с этим нефтеперерабатывающие компании заинтересованы в том, чтобы регулярно предлагать на рынок необходимое количество автомобильного бензина именно такого качества, которое будет успешно продаваться на АЗС.

Следует также учесть тот факт, что нефтеперерабатывающие компании в настоящее время почти непрерывно находятся "под прессом" общественного мнения, и при малейших проблемах  с продажами бензина возникает огромный резонанс в обществе, и  в первую очередь, в средствах массовой информации. Чем меньше повышенного, ажиотажного внимания к деятельности нефтеперерабатывающих компаний, тем в более благоприятных условиях нефтяные компании могут решать свои текущие вопросы. Это также способствует тому, чтобы нефтеперерабатывающие компании заинтересованно относились к регулярному обеспечению АЗС бензином.

Итак, заинтересованные участники рынка могут быть вполне спокойны за свое будущее. В целом, спрос и предложение высокооктанового бензина уравновешены. Нефтеперерабатывающие компании постоянно "держат руку на пульсе", отслеживают объемы продаж своего бензина и практически всегда своевременно увеличивают поставки бензина на рынок, когда в этом появляется необходимость. При этом предложение бензина практически никогда не превышает спрос, так как нефтеперерабатывающие компании не заинтересованы в избытке предложения бензина и снижении розничной цены на бензин.

Лиля Гусева,
независимый эксперт