РЫНОК МИНУДОБРЕНИЙ: пошлины и антидемпинг


Таможенные пошлины и антидемпинговые расследования – основные инструменты государственной внешнеторговой политики. Они не требуют специальных инвестиций и эффективно защищают интересы национальных производителей. Российский экспорт минудобрений ограничен подобными мерами различных стран. Его эффективность зависит и в ближайшие годы будет зависеть от политики компаний, направленной на либерализацию внешней торговли.


 

Таможенные пошлины и антидемпинговые расследования – основные инструменты государственной внешнеторговой политики. Они не требуют специальных инвестиций и эффективно защищают интересы национальных производителей. Российский экспорт минудобрений ограничен подобными мерами различных стран. Его эффективность зависит и в ближайшие годы будет зависеть от политики компаний, напВ борьбе за перераспределение рыночных сегментов одним из основных инструментов, не требующим специальных инвестиций и эффективно защищающим интересы национальных производителей, служат таможенные пошлины и антидемпинговые расследования.

Защитив внутренний рынок таможенными пошлинами и расширив внутреннее производство, Китай, Индия и Пакистан довели уровень самообеспеченности азотными удобрениями до 100%. Марокко, Индонезия, Тринидад и Венесуэла наращивают производство удобрений на партнерских началах с развитыми странами, получая от них не только финансовую, но и маркетинговую поддержку. Во многих случаях она принимает форму таможенных и антидемпинговых ограничений по отношению к третьим странам.

Во многих странах мира установлены ограничения на импорт удобрений. Среди государств, наиболее часто прибегающих к ограничительным мерам в отношении российских поставок карбамида страны ЕС, США, Мексика, Бразилия, Турция, Индия, Корея, и т.д. Китай с 1997 года запретил импорт карбамида. В 2002 году Бразилия, Индия и Филиппины ввели заградительные пошлины на ввоз аммиачной селитры. Еще до 2002 года были введены антидемпинговые ограничения в США. В ЕС первые пошлины против российского карбамида были введены в мае 2000 года, а в 2001 году они были продлены еще на 5 лет (пошлина определяется как разница между минимальной ценой 115 евро/т и ценой на границе ЕС, если она ниже). Еще в 1995 году была введена ввозная пошлина 6,5% на фосфорные удобрения, на хлористый калий – 29.65-40.63% в зависимости от типа продукта. После расширения ЕС под действие этих санкций попали вступившие в ЕС Чехия, Польша, Венгрия и Словакия. В 2006 Евросоюз намеревался ввести новую пошлину на ввоз российского карбамида, которая должна была ограничить экспорт, направляемый в адрес зарубежных фирм, аффилированных с компаниями-производителями. Однако под давлением западноевропейских потребителей некоторые члены ЕС отказались от пересмотра существующих антидемпинговых мер. В результате комиссия ЕС отложила ввод новых правил.

В Китае действовали ограничения на закупку за рубежом азотных удобрений, а импорт карбамида вообще запрещен.

В США в результате пересмотра в 1999 году была установлена практически запретительная пошлина на экспорт карбамида (68,26 %), что привело к почти полному прекращению экспорта в США. В 2006 году отгрузки на экспорт в эту страну возобновились.

В Бразилии в 2002 году была введена пошлина 32,1% на ввоз аммиачной селитры. В Индии с 2004 года начала действовать ввозная пошлина, устанавливаемая как разница между установленной и продажной ценой на аммиачную селитру.

В некоторых случаях россиянам удается преодолеть заградительные барьеры, что способствует росту экспорта. Например, с 2005 года МХК «Еврохим» при содействии российского правительства получила доступ и поставляет без заградительной пошлины аммиачную селитру в Бразилию, а с 1 августа этого года Совет Европы отменил антидемпинговые ограничения в отношении российского карбамида. В декабре 2007 года было вынесено предварительное решение об установлении 0% пошлины в США.

Кроме того, обойти действующие ввозные пошлины и повысить эффективность внешнеторговой деятельности предприятиям помогает расширение ассортимента продукции и внесение модификаций. В качестве примера можно привести аммиачную селитру: в последнее время в связи с проведением антидемпинговых мер, введением заградительных пошлин и полного запрета на импорт стали выпускать стабилизированную аммиачную селитру с добавками фосфора и кальция (азотно-фосфорные удобрения, известково-аммиачная селитра, жидкая кальциевая селитра и др.). Но на модифицированные продукты также накладываются ограничения. Так, в 2005 году в России наблюдалось падение производства стабилизированной аммиачной селитры с различными добавками более чем на 20% в связи с ведением в ЕС импортных ограничений. Тогда были введены антидемпинговые пошлины на ввозимую российскую стабилизированную аммиачную селитру, экспорт которой ранее не был ограничен какими-либо заградительными мерами. В частности, с июня 2005 года были установлены антидемпинговые пошлины:

а) на стабилизированную аммиачную селитру с фосфорной и/или калийной составляющей менее 3% – в размере 47,07 евро за тонну (то есть такая же, как и на традиционную аммиачную селитру);
б) на стабилизированную аммиачную селитру с фосфорной и/или калийной составляющей в пределах 3-6% – 44,25 евро за тонну;
в) на стабилизированную аммиачную селитру с фосфорной и/или калийной составляющей в пределах 6-9% – 42,83 евро за тонну;
г) на стабилизированную аммиачную селитру с фосфорной и/или калийной составляющей в пределах 9-10,4% – 42,17 евро за тонну;
д) на стабилизированную аммиачную селитру с фосфорной и/или калийной составляющей в пределах 9-12% – 41,42 евро за тонну.

 В ближайшие годы внешнеэкономическая деятельность российских производителей минеральных удобрений останется ограниченной мерами, вводимыми различными странами в отношении российской продукции. В связи с этим многое в части экспорта минеральных удобрений будет зависеть от политики компаний, направленной на либерализацию внешней торговли. 

Подробнее с текущей ситуацией и прогнозом развития российского рынка минеральных удобрений можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок минеральных удобрений в России».

Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование
равленной на либерализацию внешней торговли.