Многослойные термоусадочные пленки: конкурентные преимущества. |
Основное конкурентное преимущество потенциального производителя многослойной термоусадочной пленки основано на физических свойствах данного продукта в сравнении с однослойными термоусадочными пленками, которые являются главными конкурентами. |
Формирование каждого слоя многослойной термоусадочной пленки происходит отдельно. Поэтому возможные дефекты каждого слоя не совпадают, и пленка оказывается на 15-20% прочнее, чем аналогичная по толщине однослойная. Таким образом, становится реальным уменьшение толщины (а значит и себестоимости) многослойной «термоусадки» без ухудшения ее эксплутационных характеристик. Кроме того, уменьшение толщины пленки дает возможность снизить температуру в термотуннеле, что позволяет потребителю пленки экономить электроэнергию. Например, при использовании потребителем однослойной термоусадочной пленки, толщиной 80 микрон, он может перейти на использование многослойной термоусадочной пленки толщиной 50-65 микрон. Предположим, потребитель использует 1 тонну термоусадочной пленки в месяц толщиной 80 микрон, что составляет 13 587 кв.м. Если потребитель перейдет на многослойную пленку толщиной 60 микрон, то вес потребляемой термоусадочной пленки (13 587 кв.м.) составит 750 кг за счет уменьшения толщины. Среднерыночная стоимость 1 кг однослойной термоусадочной пленки составляет 66,9 руб./кг. Следовательно, стоимость 1 000 кг составит 66 900 руб. Среднерыночная стоимость 1 кг многослойной термоусадочной пленки составляет 72,5 руб./кг. Следовательно, стоимость 750 кг составит 54 375 руб. Таким образом, потребитель может экономить от 10% до 20% суммы при переходе с однослойной термоусадочной пленки на многослойную в зависимости от объемов заказа и рыночной стоимости многослойной пленки. Следовательно, главным конкурентным преимуществом производителей многослойной термоусадочной пленки является экономическая выгода для потребителя при ее использовании в упаковке товаров. Это позволит не только привлечь потребителей товаров-субститутов (в первую очередь, потребителей однослойных пленок), но и привлечь на рынок новых потребителей, которые ранее не упаковывали свой товар в пленку. Конкурентные преимущества фирмы будем рассматривать в двух стратегических направлениях в зависимости от достижения одной из целей: лидерство по издержкам или лидерство по показателю дифференциации продукции. Достижение лидерства по издержкам подразумевает, что компания будет нести минимальные, в сравнении с остальными конкурентами на рынке Централнього округа, издержки по производству многослойных пленок. Достижение лидерства по дифференциации подразумевает, что компания способна предложить на рынке уникальный (-ные) продукты, которых нет у конкурентов. На рынке многослойных термоусадочных пленок наиболее оптимальной целью будет достижение лидерства по издержкам, т.к. технология и сам конечны продукт (многослойная термоусадочная пленка) сложно дифференцируемы по видам и дальнейшему постпродажному сопровождению за исключением предоставления услуг печати. К тому же, основным источником ценности термоусадочной пленки для потребителя является стоимость продукции, что подразумевает конкурентную борьбу потребителей по показателю рыночной стоимости пленок. Таким образом, именно достижение лидерства по издержкам на рынке многослойных термоусадочных пленок Центрального ФО позволит потенциальному производителю реализовать все свои конкурентные преимущества: как в отношении конкурентов, так и в отношении производителей товаров-субститутов. Для достижения конкурентных преимуществ в издержках при производстве многослойных термоусадочных пленок необходимо обратиться к структуре себестоимости последних. Главной статьей расходов в оценке себестоимости производства многослойных термоусадочных пленок является стоимость сырья. Следовательно, сокращение стоимости сырья позволит существенно снизить издержки производства продукции. Снижение стоимости сырья можно вести по двум направлениям: технологическому и маркетинговому. Технологический способ снижения стоимости сырья связан с использованием высококачественных линий по производству многослойных термоусадочных пленок. Качество выпускаемых пленок можно оценить по показателю разнотолщинности – чем он меньше, тем меньше тратится сырья при производстве одного кв.м. многослойной термоусадочной пленки. Наряду с этим, качественная технологическая линия по производству пленок при возможности выпуска больших партий продукции (производительная линия) способна оказать эффект экономии на масштабах, что опять же снизит издержки производства многослойных термоусадочных пленок. Построение грамотной системы снабжения производства сырьем позволит не только повысить качества сырья, но и сократить его стоимость. Отдел снабжения должен периодически проводить мониторинг рынка сырья с целью поиска наиболее оптимальных предложений на поставку. В России ограниченное количество производителей ПВД. Однако, существует достаточное количество поставщиков, работа с которыми позволит снизить суммы поставок сырья. Даже «угрозы» смены поставщика при их наличии способны обеспечить улучшение условий поставок. Таким образом, используя данные маркетинговые и технологические конкурентные преимущества, предприятие по производству многослойной термоусадочной пленки способно реализовать свои претензии на лидерство области сокращения издержек. Это повлечет за собой не только увеличение прибыльности фирмы, но и возможности сокращения рыночной стоимости продукции, что приведет к увеличению рыночной доли предприятия и, опять же, к увеличению прибыльности фирмы. Для достижения конкурентного преимущества в технологической сфере необходимы следующие ресурсы: • значительные инвестиции в производство; Значительные инвестиции в производство многослойной термоусадочной пленки позволят приобрести высокопроизводительное оборудование с минимальным показателем разнотолщинности. Это позволит предложить широкой аудитории потребителей продукт высокого качества по выгодной стоимости. Наряду с целью лидерства по снижению издержек производства предприятие на рынке многослойных термоусадочных пленок должно все же обращать определенное внимание на степень дифференциации продукции и предлагать потребителю, если не специфические продукты, отличные от конкурентов, то определенные специфические свойства своей многослойной термоусадочной пленки. Наряду с главной целью (лидерство в издержках) дифференциация продукции позволит наметить стратегические рамки дальнейшего противостояния с конкурентами на рынке многослойных термоусадочных пленок. После того, как многослойные термоусадочные пленки вытеснят однослойные (при условии развития производства многослойных пленок в других регионах России), наступит этап конкурентной борьбы уже между самими производителями многослойных пленок за рыночные ниши друг друга. И здесь уже пригодятся те наработки по дифференциации продукции, о которых необходимо задуматься сейчас. Таким образом, необходимо сразу заложить в производство определенную степень дифференциации продукции, которая, в настоящий момент, вторична в сравнении с издержками производства, но будет в дальнейшем серьезным конкурентным преимуществом. В качестве критерия дифференциации производители многослойных пленок могут предложить следующее: • печать; Все эти конкурентные преимущества в сравнении с теми, что влияют на издержки производства, в настоящий момент не влияют существенно на увеличение потенциальной рыночной доли предприятия, но могут оказать неоценимое подспорье в последующей конкурентной борьбе между производителями многослойных пленок в России. Печать. Наличие печатной машины, особенно хорошего качества (четкая, многоцветная печать с учетом изменения формы пленки при упаковке продукции) позволит предлагать дополнительные услуги потребителям, для которых важны представительские качества упакованного товара. Это, прежде всего, групповая упаковка продуктов, предназначенная для конечного потребления (не только (и не столько) транспортная). Речь идет о пивных банках и бутылках, безалкогольных напитков, минеральной воды, т.е. всего того, что потребители могут купить прямо в упаковке. К тому же, со временем представительские качества упаковки будут распространяться и на транспортную групповую упаковку, что расширит спектр предлагаемой услуги. Рецептура. Предприятие по производству многослойных пленок будет обладать определенным конкурентным преимуществом, если имеет в наличии оборудование, способное использовать самый широкий перечень сырья и наработанные варианты различных рецептур - как минимум, более двух вариантов. Различные комбинации марок сырья позволяют получать различные варианты многослойных термоусадочных пленок по критерию «цена/качество». Это поможет полнее удовлетворить потребности различных групп потребителей. Условия поставки. Услуги по доставке продукции потребителю в рамках региона, разные возможности оплаты позволят немного расширить рыночную долю предприятия по производству многослойной термоусадочной пленки за счет потребителей из «низкого» ценового сегмента. Ассортимент. Для потребителя важны следующие параметры термоусадочной пленки: ширина и толщина. Предприятию по производству многослойной термоусадочной пленки необходимо оборудование, способное поддерживать широкий спектр возможностей по выпуску продукции различных ширин и толщин. Это позволяет охватить больший спектр потребителей. Наряду со всем вышеперечисленным, необходимо отметить тот факт, что производство многослойной термоусадочной пленки само по себе является конкурентным преимуществом на рынке. Это происходит в силу того, что многослойные термоусадочные пленки - это инновационный продукт, мало известный широкому кругу потребителей. Производителей многослойных термоусадочных пленок в России очень мало. Подробнее с анализом текущей ситуации и прогнозом развития российского рынка термоусадочной пленки можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок многослойной термоусадочной пленки в Центральном ФО». Автор: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков |