«ПИЩЕВЫЕ ПОЛИМЕРЫ» и ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕС |
Рынок пластмасс, вступающих в контакт с продуктами питания, продолжает расти. Упакованные продукты питания являются важной частью повседневной жизни в Северной Америке, Европе и некоторых частях Юго-Восточной Азии… При быстром развитии какого-либо направления можно ожидать аналогично быстрого развития правовых норм. Такая ситуация и имеет место и в Европейском Союзе. |
Рынок пластмасс, вступающих в контакт с продуктами питания, продолжает расти. Упакованные продукты питания являются важной частью повседневной жизни в Северной Америке, Европе и некоторых частях Юго-Восточной Азии. В сложившемся образе жизни продукты должны оставаться свежими как можно дольше, и важнейшую роль в минимизации порчи продуктов играет упаковка. Последние разработки в области активной и интеллектуальной упаковки показывают, что с ее помощью можно получать информацию о степени свежести содержимого упаковки и другую информацию. Пластмассы, вступающие в контакт с продуктами питания, используются не только на рынке упаковок. Нормативы ЕС учитывают все полимерные системы, которые с достаточной долей вероятности могут вступать в контакт с продуктами. Таким образом, сфера применения распространяется на конвейерные ленты, используемые на заводах по обработке продуктов питания, а также на пластмассы, используемые в зонах хранения продуктов, где пластмассы могут контактировать с продуктами питания. При быстром развитии какой-то области можно ожидать аналогично быстрого развития правовых норм. Такая ситуация имеет место и в Европейском Союзе. Тем не менее, в течение последних двадцати лет существует еще одна причина ускоренной разработки норм. Речь идет о разработке общего законодательства – создание в ЕС единого комплекта правил, которые будут применяться во всех странах, входящих в ЕС. Это позволит устранить технические препятствия в развитии торговли. Несмотря на то, что такой процесс объединения может считаться причиной возникновения путаницы, рынок получит огромную выгоду. К тому же, этот процесс объединения уже близится к завершению, так как сегодня Европейское управление по контролю качества продуктов (EFSA) уже объявляет даты, когда будет завершено создание перечня утвержденных добавок. Текущая Ситуация (а) подвергнуть опасности здоровье человека; В норме не содержатся указания о том, как это необходимо сделать. Однако в ней указывается четкое требование к производителям о проведении соответствующей оценки риска и учете других законодательных актов. Может показаться, что именно эти требования следует внести в норму об упаковках для продуктов питания, то есть о том, что упаковка должна соответствовать предназначению и быть безопасной. Все же следует помнить о том, что в двадцати семи странах, которые составляют ЕС в настоящий момент, действуют различные правовые традиции (например, Римское право, Общее право). К тому же, несмотря на то, что в различных странах могут действовать различные законы, введенные в действие до начала процесса объединения, они все стараются обеспечить выполнение этих важных требований. Следует обратить внимание, что эта норма заменила собой и изменила прежнюю рамочную директиву 89/109/EEC. В качестве отступления необходимо отметить, что следует различать нормы ЕС и директивы ЕС. Последние представляют собой указания для стран-участниц о приведении национального законодательства в соответствие с требованиями директивы, а первые вступают в силу одновременно во всех странах сразу после опубликования. Поэтому, когда в этой области заходит речь о директивах, было бы благоразумным проверить, если в ней указывается определенная страна-участница, что положения директивы вводятся в законодательство этой страны.
Директива ЕС 2002/72/EC Вещества, не включенные в эти перечни, запрещается использовать при производстве пластмасс, вступающих в контакт с продуктами питания (техническая деталь – перечень добавок в настоящий момент незавершен в той части, что добавки, не внесенные в перечень, но разрешенные в отдельных странах-участницах, все еще можно использовать; однако, эта ситуация скоро изменится, и перечень добавок станет исчерпывающим, как и перечень мономеров). Здесь важно отметить то, что перечень мономеров представляет собой перечень утвержденных мономеров и других исходных веществ, используемых при производстве полимеров, вступающих в контакт с продуктами питания. Это означает, что подобные пластмассы разрешается производить только из мономеров, внесенных в этот перечень: - перечень никоим образом не связан с присутствием остаточных мономеров в готовой упаковке, он имеет отношение к мономерам и другим веществам, используемым при начале реакции полимеризации. Максимальный уровень миграции Существуют и дополнительные директивы (Директивы 82/711/EEC и 94/62/EC), содержащие подробную информацию о методиках проведения испытания, которые можно использовать для определения уровня миграции. Испытания обычно проводятся с помощью воды, этилового спирта, уксусной кислоты или оливкового масла в качестве моделей продуктов питания. Все зависит от характера рассматриваемых продуктов питания – водный, спиртовой, кислотный или жирный. В некоторых случаях оливковое масло заменяется изооктанолом, когда использование оливкового масла осложняет анализ (например, поглощение оливкового масла превышает миграцию в него). Помимо перечня мономеров и добавок, предназначенных для использования в производстве изделий, которые вступают в контакт с продуктами питания, Директива 2002/72/EC может накладывать определенные ограничения на утвержденные мономеры и добавки. Она может ограничивать максимально разрешенное содержание вещества в изделии или, что случается чаще, максимальный уровень миграции вещества в продукты питания. Если производитель полимера или добавки использует мономер или добавку, к которым применяется подобный Лимит миграции (SML), то он должен информировать о его присутствии потребителей, следующих за ним по цепочке использования изделия, если нельзя продемонстрировать то, что лимит миграции не будет превышен (например, показав, что при миграции всего присутствующего вещества в продукты питания SML не превышается). Требование о проверке соответствия готового изделия любым подобным ограничениям должно быть исполнено производителем этого изделия, так как именно этот производитель обладает полной информацией о составе изделия. Производители, следующие за ним по цепочке, могут предоставить информацию о соответствии требованиям. Однако они обычно дают различные предупреждения о том, что требование о проведении испытаний должно быть выполнено производителем изделия, и что они могут лишь подтвердить отсутствие миграции в стандартных или испытательных составах, а не в готовом изделии, которое вступает в контакт с продуктами питания, так как они не могут контролировать состав, термообработку или структуру этого изделия. К настоящему моменту в Директиву 2002/72/EC четыре раза вносились поправки, и вскоре ожидается пятая. Они добавляли утвержденные мономеры и добавки в соответствующие перечни, удаляли мономеры и добавки из временных перечней, а также изменяли ограничения, налагаемые на некоторые мономеры и добавки. Помимо вышеуказанной директивы в некоторых странах-участницах по-прежнему действуют различные белые перечни для полимеров и добавок. Они сохраняют силу несмотря на то, что страны-участницы уже ввели Директиву Европейского Союза 2002/72/EC в свое законодательство. В некоторых случаях внедрение было произведено в виде поправки к существующему национальному законодательству. Другие «мигранты» Производители изделий все же должны принимать во внимание подобные вещества, и по-прежнему следует подчиняться Статье 3 Нормы 2004/1935. То, как это делается, зависит от типа рассматриваемого ингредиента. Например, средства полимеризации (которые, однако, не регулируются единым законодательством) учитываются законодательными органами некоторых стран-участниц, например немецким Bundesinstitut für Risikobewertung (BfR; Национальный институт оценки риска) и голландским Warenwet and Warenwetbesluit. К другим испытаниям для очень слабых загрязнителей может относиться анализ в испытаниях миграции. Следует учитывать и то, что называют Случайно добавленными веществами (NIAS). Сложно давать указания в отношении того, как это делать, так как это будет зависеть от состава рассматриваемого изделия и природы вещества. Однако можно обратиться к случаю утверждения азодикарбонамида (ADC). Он использовался в качестве пенообразователя для систем пенопластов, и в Директиве 2002/72/EC был одобрен для использования в качестве пенообразователя. Однако обнаружение в продуктах питания семикарбазида, продукта распада ADC, в чрезвычайно малых количествах создало проблему ввиду того, что семикарбазид не включен в белые перечни и слабо изучен на токсичность. В результате, и, несмотря на то, что специалисты ЕС указали, что риски, связанные с присутствием небольшого количества семикарбазида, очень малы, ADC был удален из белого перечня Директивы 2002/72/EC и сегодня запрещается к применению в пластмассах, вступающих в контакт с продуктами питания. Аналогичные ситуации были созданы с продуктами взаимодействия эпоксидированного соевого масла, что приводило к изменению SML этой утвержденной добавки. Поэтому необходимо учитывать NIAS при рассмотрении доказательств соответствия Статье 3 рамочной нормы. Последние разработки Таким образом, существует ряд законодательных инструментов, которым должен подчиняться производитель изделий, вступающих в контакт с продуктами питания. Как таковой он также должен гарантировать, что работающие с ним поставщики исходных материалов осведомлены об этих инструментах и эффективно их исполняют, и эти ключевые вопросы необходимо задавать поставщикам сырьевых материалов с тем, чтобы гарантировать демонстрацию того, что изготовленное изделие соответствует требованиям. Тем не менее, производителю изделия может понадобиться провести определенные испытания на изделии, чтобы подтвердить или гарантировать соответствие. Такие вопросы могут включать в себя, помимо прочих, следующие: - Вам известно, можно ли использовать ваш продукт для производства изделий в соответствии с нормой 2004/1935? - Внесен ли ваш мономер/добавка в Приложение II/Приложение III Директивы Европейского Союза 2002/72/EC? - Внесен ли ваш мономер/добавка в перечень веществ, разрешенных для производства изделий, которые вступают в контакт с продуктами питания, действующий в законодательстве рассматриваемой страны-участницы? - Если это так, подлежит ли данный мономер/добавка ограничению; если да, то каков характер этого ограничения? - Внесены ли какие-либо средства полимеризации в перечни действующих национальных законодательств стран, входящих в Европейский Союз, и если да, то в какие? - Имеется ли в вашей компании действующая Система обеспечения качества, и если да, то предоставьте подробную информацию. Разумеется, это лишь часть процесса демонстрации соответствия нормам статьи, распространяющейся на изделия, вступающие в контакт с продуктами питания. Необходимо продемонстрировать полное соответствие этой статье. Также следует учитывать тип продуктов питания, которые будут упаковываться…
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
Любовь Олиферова, |