СОКРАЩЕНИЕ ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ: инициативы ЕС


Европейский союз ставит амбициозные цели, настаивая на принятии международных обязательств сократить к 2050 году выбросы парниковых газов на 50% по сравнению с уровнем 1990 года. С таким предложением представители ЕС выступили на открытии международной конференции ООН, посвященной вопросам изменения климата. Предложения ЕС, однако, не вызывают однозначного одобрения всех участников, так как меры по уменьшению выбросов парниковых газов затрагивают экономические интересы стран-участниц.


В ходе 11-дневной конференции, проходящей на индонезийском острове Бали, участники из 180 стран представят свои программы действий и предложений по сокращению выбросов парниковых газов, которые лягут в основу будущего международного соглашения.

“Было бы разумно сразу задать направление у обсуждения, но пока неясно насколько далеко мы продвинемся в переговорах,” – сказал Артур Рунге-Метцгер (Arthur Runge-Metzger), глава делегации ЕС.

Страны ЕС уже взяли на себя официальное обязательства по сокращению выбросов парниковых газов на 20% к 2020 году, а на прошлой неделе пресс-секретарь Еврокомиссии сказал интернет-изданию SPIEGEL ONLINE, что при подписании нового соглашения ЕС будет настаивать на 30-процентном снижении выбросов.

Впрочем, уже сегодня ясно, что ЕС не справляется с обязательствами по Киотскому протоколу, который был подписан 16 февраля 2005 года. Если выбросы европейских стран сохранятся на том же уровне, на каком они были в прошлом году, то к 2012 году они будут ниже уровня 1990 года на 5,5%.

Впрочем, в соответствии с Киотским протоколом к 2012 году Европа должна сократить выбросы на 8%. К 2020 году без принятия решительных мер Европа сможет сократить выбросы лишь на 6,7% по сравнению с уровнем 1990 года.

Хорошей новостью для защитников окружающей среды стало присоединение Австарлии к странам, ратифицировавшим Киотский протокол. С тех пор, как австралийский кабинет возглавил новый премьер-министр Кевинн Радд (Kevin Rudd), Австралия резко поменяла свою позицию по отношению к протоколу и стала 37-ой страной, которая взяла на себя обязательство к 2012 году сократить выбросы парниковых газов на 5% по сравнению с уровнем 1990 года.

После решения Австралии ратифицировать Киотский протокол, США остались единственной среди развитых стран, которая отказывается подписывать договор. Глава американской делегации на Бали Харлан Уотсон (Harlan Watson) сказал, что США уважают выбор Австралии, и подчеркнул, что целью США не является саботаж нового договора по сокращению выбросов, который должен сменить Киотский пртокол, устанавливающий нормы сокращения до 2012 года.

В 2001 году Джордж Буш (George W. Bush) отказался участвовать в ратификации соглашения, так как оно будет мешать развитию американской экономики. Однако главным аргументом отказа стало то, что договор несправедливо освобождает от обязательств многие развивающиеся страны вроде Индии и Китая, которые наращивают свои выбросы.

Уотсон сказал, что США будут принимать активное участие в обсуждении нового международного соглашения, однако отметил, что любые новые обязательства по сокращению выбросов должны распространяться и на крупные развивающиеся экономики.

В ответ на это лидеры Индии и Китая говорят о несправедливости применения жестких квот на выбросы по отношению к ним, так как, наращивая свою экономическую мощь, они стремятся повысить уровень жизни миллионов своих граждан, находящихся за чертой бедности.

В ООН надеются, что на данной конференции участники договорятся уже к 2009 году составить проект нового соглашения, чтобы уже в 2012 и ратифицировать его после согласования всех нюансов договора. Хотя на конференции в Бали будет обсуждаться широкий круг вопросов, организаторы не ожидают, что переговоры приведут к каким-то конкретным результатам.

На дынный момент заметен очевидный конфликт интересов основных участников конференции. При заключении международного соглашения, целью которого является преодоление катастрофических изменений климата на Земле, каждая из сторон стремится выторговать наиболее выгодные для себя условия с точки зрения развития своей экономики.

ЕС призывает к 50-процентному сокращению выбросов, так как Европе выгодно снизить свою зависимость от импорта энергоресурсов путем увеличения эффективности потребления энергии и перехода на альтернативные источники энергии. Высокие нормы по сокращению выбросов будут выступать в роли стимулов для движения в этом направлении как европейских потребителей, так и компаний.

США также стремится снизить ресурсозависимсоть своей экономики, однако эта проблема не настолько остра, как в Европе. Выполнение международных обязательств по сокращению выбросов довольно сильно ударит по экономике США, которые обладают самым большим парком автомобилей в мире и являются самым большим производителем парниковых газов на планете.

Так как сокращение автомобильных выбросов достаточно трудно поддается регулированию и контролю, США будут вынуждены переложить бремя снижения вредных выбросов на промышленность.

С другой стороны, бурный экономический рост в Индии и Китае, отток капитала в эти страны вызывает серьезные беспокойства со стороны развитых стран. Многие отрасли в развитых странах не выдерживают конкуренции с дешевым импортом из Индии и Китая.

Присоединение крупных развивающихся экономик к международному договору по сокращению выбросов могло бы стать дополнительным инструментов сдерживания роста ВВП в этих странах и уменьшения торгового дисбаланса между крупными развивающимися экономиками с одной стороны и развитыми экономиками с другой.

Большие инвестиции, налоги на выбросы, которые необходимы для достижения целей международного договора, приведут к подорожанию экспорта из Индии и Катая.

Таким образом, переговоры по новому экологическому соглашению будут включать в себя обсуждение вопросов международной торговли. Как показывает практика, достижение торговых соглашений между странами может занять не один год.

Так называемый “Дохийский раунд” международных переговоров длится с 2001 года без значительных результатов в вопросах барьеров в торговле фабричными товарами и государственных субсидий в сельском хозяйстве.

Прогресс переговоров по новому соглашению, которое должно вступить в силу после Киотского протокола, будет во многом зависеть от успехов торговых переговоров между развитыми и развивающимися странами, направленных на преодоление текущего торгового дисбаланса в мировой торговле.

Существующие дисбалансы и конфликты интересов могут оказаться настолько серьезными, что не позволят или сильно затянут заключение международного соглашения, направленного на борьбу с изменением климата. На данный момент трудно представить, что США и Китай договорятся о единой политике по сокращению выбросов, не решив острый вопрос ревальвации китайской валюты.

С другой стороны, необходимость срочных совместных действий для решения глобальной проблемы изменения климата может стать стимулом для скорейшего завершения “Дохийского раунда” переговоров и заключения всемирного торгового соглашения.

Как известно, общая беда способна объединить самых убежденных противников. Осознание серьезности происходящих климатических изменений и их последствий должно стать фактором сближение позиций стран по торговым вопросам.

www.newchemistry.ru