СКОЛЬКО СТОИТ ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ?


«Экономические аспекты обеспечения химической безопасности при функционировании предприятий в условиях ужесточения экологических требований» - доклад заведующего лабораторией Института проблем рынка Геннадия Моткина.


По расчетам Института проблем рынка РАН ущерб, причиняемый реципиентам только  аварийным химическим загрязнением атмосферы и водных объектов, составляет в последнее время 8,5-9,0 млрд. рублей ежегодно. Эти потери никем не компенсируются, а ликвидация последствий производится в исключительных случаях за счет средств федерального бюджета.

В то же время в бюджете России на все мероприятия по  охране окружающей среды в 2004г. предусматривается выделение средств в объеме 12 млрд.162 млн. 600 тысяч рублей, что составляет 0,47% от всех расходов бюджета (2 659 447,0 млн. рублей).

Сложившаяся ситуация в обеспечении химической безопасности требует такой экономической стратегии, которая позволила бы совместить нужды финансовой стабилизации  и рыночной либерализации экономики с требованиями экологического оздоровления. Основные направления этой стратегии следующие:

- повышение роли налогов  на  использование природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговых поступлениях в местные и федеральный бюджеты;

-  расширение  базы  природно-ресурсного  налогообложения за счет введения налогов на использование ассимиляционного потенциала окружающей природной среды;

- сертификация производства;

- организация экологического страхования;

- ограничение прямого и косвенного субсидирования природоемких  и  опасных для окружающей природной среды видов хозяйственной деятельности.

Среди перечисленных направлений особого внимания с точки зрения обеспечения химической безопасности заслуживают две позиции экономической стратегии: сертификация производства и организация экологического страхования.

Интеграция России в мировое хозяйство и ориентация многих предприятий на внешние рынки сбыта своей продукции вызывают необходимость внедрения систем управления, основанных на принципах и требованиях международных стандартов, в том числе в области охраны окружающей среды.

Требования развитых стран – это выпуск экологически чистой и качественной продукции. Все более актуальной становится экологическая сертификация и отечественной продукции. Связано это, в первую очередь, с  тем, что  в ближайшие годы мировой рынок будет закрыт для продукции, не имеющей подобного сертификата. Для получения экологического сертификата необходим комплексный анализ производства, но отсутствие единого подхода к определению экологичности выпускаемой продукции и используемых технологий затрудняет такой анализ.

В России предприятия начинают постепенно переходить на международные стандарты. Некоторые из стандартов уже имеют статус ГОСТа, другие должны вступить в действие в ближайшее время. В частности, введены в действие стандарты серии ISO 9000 (качество продукции), ISO 10303 STEP (состав и конфигурация изделий, данные о проектах, форматы и методы представления данных и т.п.) и частично -  ISO 14000 (управление охраной окружающей среды).

В силу ряда объективных и субъективных факторов  для отечественных производителей достижение показателей международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, - довольно сложная задача. Хотя в этих стандартах и не устанавливаются какие-либо нормативы, однако вся система организована таким образом, что негативное воздействие на окружающую среду  должно постоянно снижаться.

В то же время, в России, даже действующие нормативы, например в области экологического аудита и экологического менеджмента, крайне медленно внедряются в практику. С одной стороны, это объясняется рекомендательным характером указанных документов, с другой, – отсутствием ясных целей их внедрения и экономической заинтересованности.

Наши экспериментальные расчеты [Ибатуллин У.Г., Моткин Г.А., 2002]  показывают, что внедрение международных стандартов обеспечивает экономическую эффективность функционирования предприятий, а введение стандартов управления охраной окружающей среды повышает экономическую эффективность деятельности предприятий на 10-15%, а экспортно-ориентированных – на 25-30%.
Общими для западных и отечественных производителей являются только требования внедрения международных стандартов, а методы стимулирования этого процесса различны.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что мотивация внедрения различных международных стандартов формируется в России несколько иначе, чем в других странах.

Если зарубежным производителям для перехода к таким стандартам достаточно наличия согласованного решения о планируемом закрытии рынка для не сертифицированной продукции, то отечественным – очень трудно осознать серьезность такого рода решений.

Для российских предприятий необходим изменить целевую установку управления охраной окружающей среды с «постоянного снижения нагрузки на окружающую среду» на  «уменьшение риска нарушения процесса постоянного снижения нагрузки на окружающую среду». Тогда реальным становится экономическое обоснование целесообразности включения в экологическое управление рыночных методов обеспечения химической безопасности при функционировании предприятий, таких как сертификация производства, платежи за загрязнение окружающей среды и экологическое страхование, которые создают действенные стимулы внедрения международных стандартов управления охраной окружающей среды.

Заметим, что сертификация производства, по нашему мнению, - понятие более широкое, нежели сертификация продукции. Оно включает не только сертификацию продукции как главную составляющую всего процесса сертификации, но и  организационно-экономический механизм, позволяющий в соответствии с технологическими требованиями достичь сертификационного уровня выпускаемой продукции. Сертификация производства - это система управления производственными процессами,  включая системы управления качеством продукции и охраной окружающей природной среды.

Сертификация производства приобретает стимулирующую функцию в обеспечении химической безопасности тогда, когда устанавливается процентная ставка платы в зависимости от стоимости продукции, использование которой оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду. Этот вид платы можно назвать  «сертификационной платой». В таком же аспекте следует рассматривать и  действующую систему платежей за загрязнение окружающей среды (правда, сильно преобразованную в последнее время).

Обеспечение химической безопасности в большой мере связано также и с уменьшением риска вредного воздействия на окружающую среду химических объектов, которое может быть обеспечено институтом экологического страхования.

Экологическое страхование  способно, во-первых, гарантировать частичную компенсацию ущерба, причиняемого реципиентам аварийным химическим загрязнением среды; во-вторых, формируемый страховщиком резерв предупредительных мероприятий позволяет проводить у страхователя дополнительные противозагрязняющие мероприятия, снижающие степень его химической опасности; в-третьих, обеспечить финансовую устойчивость страховых экологических операций за счет вовлечения в страховое экологическое поле страхователей с разной вероятностью страховых событий; в-четвертых, экологическое страхование, не нарушая финансовых потоков, создает дополнительные возможности финансирования работ по экологическому аудированию химико-технологических объектов (ХТО), не обязательно включенных в систему  страхования риска химического загрязнения окружающей среды.

Экологическое страхование – страхование гражданской ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником экологического риска. Экологический риск – вероятность реализации страхового события в результате хозяйственной и иной деятельности, которое инициирует воздействие и может причинить экономический ущерб гражданам и юридическим лицам.

Опираясь на теорию страхового дела, можно предположить, что и в обеспечении химической безопасности принципы распределения ответственности за загрязнения окружающей среды могут решить некоторые социально-экономические проблемы.

Экологическое страхование  создает взаимную экономическую заинтересованность страхователей  и  страховщиков  в  снижении риска аварийного химического загрязнения окружающей среды; у страховщика это прибыль, у страхователя - возможность компенсировать убытки и предотвратить аварии. Страхователь заинтересован в повышении химической безопасности функционирования помимо всех прочих факторов  еще и потому,  что с ростом вероятности аварий растут и ставки страховых взносов.

В страховании ответственности за аварийное химическое загрязнение окружающей среды должна отражаться персонификация причинителя вреда и реципиента. В наибольшей степени трудности этого процесса проявляются в практической реализации принципов экологического страхования.

Так, сложнейшим вопросом экологического страхования является определение степени опасности функционирования ХТО для окружающей среды и величины потенциального экономического ущерба, причиняемого реципиентам ее химическим загрязнением. Другими словами, в экологическом страховании особую роль играет предстраховой экологический аудит. Он не просто дает возможность оценить экологическую опасность технологий и производств, но и позволяет рассчитывать величину страховых взносов, дифференцированных по степени опасности ХТО и величины причиняемого ущерба.

Современные взгляды на проведение предстрахового экологического аудита ХТО основываются на выделении групп объектов, с той или иной степенью опасности для окружающей среды и выработке критериев оценки этой опасности [Арбузов Г.М., 2000; Горский В.Г., 2000; Моткин Г.А., 1996].

Объекты делятся на три группы по степени их опасности для окружающей природной среды:
- объекты, функционирующие с риском, полностью приемлемым для состояния окружающей среды, включаются в состав малоопасных объектов (МО).

- объекты, функционирующие с риском, приемлемым частично для состояния окружающей среды, относятся к опасным объектам (ОО).

- объекты, функционирующие с риском, полностью неприемлемым для состояния окружающей среды, включаются в состав особо опасных объектов (ООО).

Опасность ХТО идентифицируется:

- по перечню опасных химических веществ, используемых на этом предприятии, организации, учреждении;

- по кратному превышению предельных норм воздействия на окружающую природную среду;

- исходя из расчетных величин риска загрязнения и причиняемого им потенциального ущерба.

Классификация объектов приводится ниже в таблице.

В настоящее время подготовлены и апробированы на практике экспресс-методики оценки экологической опасности ХТО – потенциальных источников аварийного химического загрязнения окружающей среды. Основные положения этих документов сводятся к тому, что   в перечень объектов экологического страхования включаются предприятия, допустившие аварийное химическое загрязнение окружающей среды,  выразившееся в выбросе/сбросе вредных веществ,  при котором, хотя бы по одному (i-му) вредному веществу выполняется, хотя бы один раз, хотя бы одно из неравенств:

1) mi (ав) (24 часа) ≥ k ПДВi /ПДСi (год);
2) mi (ав) (7 суток) ≥ k ПДВi /ПДСi (год); 
3) mi (ав) (30 суток) ≥ k ПДВi /ПДСi (год).

Графическая интерпретация оценки экологической опасности ХТО представлена на рисунке.

Если выразить негативные последствия аварийного загрязнения окружающей среды в виде суммы оценок негативных последствий в соответствующих  инвентаризационных циклах в жизненном цикле продукции и определить риск загрязнения окружающей среды на каждом участке производства, вовлеченного в инвентаризационный цикл, то  можно увидеть, что  этот механизм опирается в своей основе на предстраховой экологический аудит. Предстраховой экологический аудит - независимая оценка информации о состоянии технологического и природоохранного оборудования, имеющая целью установление степени потенциальной техногенной и экологической опасности аудируемого объекта и величины ущерба, который может быть причинен реципиентам. 
 
 
Таблица

Рекомендуемые параметры оценки экологической опасности функционирования  ХТО

ХТО, функционирование которых представляет опасность для окружающей среды

ООО

ОО

 МО
  Для воздушной среды mi (факт-24 ч) ki ПДВi (год) либо  mi (факт-год) ki ПДВi (год)  1/2 ki ПДВi (год) £ mi (факт-24 ч) < ki ПДВi (год) либо 1/2 ki ПДВi (год) £ mi (факт-год) < ki ПДВi (год); ПДВi (год) £ mi (факт-24 ч)< 1/2 ki ПДВi (год) либо ПДВi (год) £ mi (факт-год) < 1/2 ki ПДВi (год); 
 Для водной средыwi (факт-24 ч) ri ПДСi (год) либо  wi (факт-год) ri ПДСi (год) 1/2 ri ПДСi (год)< wi (факт-24 ч) < ri ПДСi (год) либо 1/2 ri ПДСi (год)< wi (факт-год) < ri ПДСi (год); ПДСi (год) £ wi (факт-24 ч) £ 1/2 ri ПДСi (год) либо ПДСi (год) £ wi (факт-год) £ 1/2 ri ПДСi (год); 
  Обозначения: mi (факт-24 часа) - фактическая масса выброса i-го вредного вещества за любые 24 последовательных часа, т; mi (факт-год) - фактическая масса выброса i-го вредного вещества за год, т;  wi (факт-год) - фактическая масса сброса i-го вредного вещества за год, т.; ПДВ (ПДС)i(год) - значение предельно допустимого выброса (сброса) i-го вредного вещества за год, т; ki (ri) - кратность превышения значения предельно допустимого выброса (сброса) i-го вредного вещества за год. Значения коэффициента ki и ri приводятся в [Моткин Г.А., Тулупов А.С., 2002].                                      
 

Рисунок. Графическая интерпретация оценки экологической опасности ХТО


В алгоритме внедрения экологического управления есть этап, на стадии которого определяется наиболее рисковый участок (узел, установка) производства, т.е. элемент жизненного цикла продукции с наибольшей вероятностью возникновения аварийной ситуации, приводящей к загрязнению окружающей среды. При условии включения в экологическое управление экологического страхования  величина страхового взноса объективно характеризует эффективность внедряемой системы экологического управления: чем больше риск загрязнения окружающей среды, тем больше страховой взнос. Стремление к уменьшению суммы страховых взносов  будет стимулировать снижение негативного воздействия производства на окружающую среду.

Такой подход позволяет минимизировать экономические издержки на соблюдение заданных норм антропогенного воздействия на окружающую среду,  - что собственно и служит критерием эффективности в экологическом управлении.

Общая схема экологического управления должна быть дополнена элементами экологического страхования по всем блокам, указанным в стандарте Р ИСО 14001-98.

Так, процедура экологического страхования должна быть предусмотрена в экологической политике; при планировании – экологическое страхование является основой для выбора мероприятий и одним из заявленных показателей (величина тарифных ставок по экологическому страхованию); во внедрении и функционировании – экологическое страхование позволяет сформировать дополнительный источник средств из финансовых резервов страховщика; проведение проверок и коррекция действий - совершенно логично включает процедуры предстрахового экологического аудита и дополнительный контроль со стороны страховой компании; анализ со стороны руководства - предполагает анализ страховых тарифов в жизненном цикле продукции по инвентаризационным циклам.

Поскольку страховщик больше всех заинтересован в предотвращении аварий, он будет осуществлять жесткий внешний контроль за исполнением принятого плана, который является частью заявленной предприятием природоохранной программы в рамках внедряемой системы экологического управления.

В свою очередь этот контроль позволяет добиваться ежегодного (при заключении договора экологического страхования  на один год) снижения величины тарифных ставок.

Одной из главных позиций специалистов в области экономики природопользования является вывод о том, что современную природоохранную политику в обеспечении химической безопасности при функционировании предприятий надо ориентировать не столько на ликвидацию последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, сколько на предотвращение такого воздействия с помощью различных рыночных механизмов – экологического страхования, экологической сертификации и т.д.  


www.newchemistry.ru