СКОЛЬКО СТОИТ ХИМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ? | ||||||||||||
«Экономические аспекты обеспечения химической безопасности при функционировании предприятий в условиях ужесточения экологических требований» - доклад заведующего лабораторией Института проблем рынка Геннадия Моткина. | ||||||||||||
По расчетам Института проблем рынка РАН ущерб, причиняемый реципиентам только аварийным химическим загрязнением атмосферы и водных объектов, составляет в последнее время 8,5-9,0 млрд. рублей ежегодно. Эти потери никем не компенсируются, а ликвидация последствий производится в исключительных случаях за счет средств федерального бюджета. В то же время в бюджете России на все мероприятия по охране окружающей среды в 2004г. предусматривается выделение средств в объеме 12 млрд.162 млн. 600 тысяч рублей, что составляет 0,47% от всех расходов бюджета (2 659 447,0 млн. рублей). Сложившаяся ситуация в обеспечении химической безопасности требует такой экономической стратегии, которая позволила бы совместить нужды финансовой стабилизации и рыночной либерализации экономики с требованиями экологического оздоровления. Основные направления этой стратегии следующие: - повышение роли налогов на использование природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговых поступлениях в местные и федеральный бюджеты; - расширение базы природно-ресурсного налогообложения за счет введения налогов на использование ассимиляционного потенциала окружающей природной среды; - сертификация производства; - организация экологического страхования; - ограничение прямого и косвенного субсидирования природоемких и опасных для окружающей природной среды видов хозяйственной деятельности. Среди перечисленных направлений особого внимания с точки зрения обеспечения химической безопасности заслуживают две позиции экономической стратегии: сертификация производства и организация экологического страхования. Интеграция России в мировое хозяйство и ориентация многих предприятий на внешние рынки сбыта своей продукции вызывают необходимость внедрения систем управления, основанных на принципах и требованиях международных стандартов, в том числе в области охраны окружающей среды. Требования развитых стран – это выпуск экологически чистой и качественной продукции. Все более актуальной становится экологическая сертификация и отечественной продукции. Связано это, в первую очередь, с тем, что в ближайшие годы мировой рынок будет закрыт для продукции, не имеющей подобного сертификата. Для получения экологического сертификата необходим комплексный анализ производства, но отсутствие единого подхода к определению экологичности выпускаемой продукции и используемых технологий затрудняет такой анализ. В России предприятия начинают постепенно переходить на международные стандарты. Некоторые из стандартов уже имеют статус ГОСТа, другие должны вступить в действие в ближайшее время. В частности, введены в действие стандарты серии ISO 9000 (качество продукции), ISO 10303 STEP (состав и конфигурация изделий, данные о проектах, форматы и методы представления данных и т.п.) и частично - ISO 14000 (управление охраной окружающей среды). В силу ряда объективных и субъективных факторов для отечественных производителей достижение показателей международных стандартов, особенно в области охраны окружающей среды, - довольно сложная задача. Хотя в этих стандартах и не устанавливаются какие-либо нормативы, однако вся система организована таким образом, что негативное воздействие на окружающую среду должно постоянно снижаться. | ||||||||||||
В то же время, в России, даже действующие нормативы, например в области экологического аудита и экологического менеджмента, крайне медленно внедряются в практику. С одной стороны, это объясняется рекомендательным характером указанных документов, с другой, – отсутствием ясных целей их внедрения и экономической заинтересованности. Наши экспериментальные расчеты [Ибатуллин У.Г., Моткин Г.А., 2002] показывают, что внедрение международных стандартов обеспечивает экономическую эффективность функционирования предприятий, а введение стандартов управления охраной окружающей среды повышает экономическую эффективность деятельности предприятий на 10-15%, а экспортно-ориентированных – на 25-30%. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что мотивация внедрения различных международных стандартов формируется в России несколько иначе, чем в других странах. Если зарубежным производителям для перехода к таким стандартам достаточно наличия согласованного решения о планируемом закрытии рынка для не сертифицированной продукции, то отечественным – очень трудно осознать серьезность такого рода решений. Для российских предприятий необходим изменить целевую установку управления охраной окружающей среды с «постоянного снижения нагрузки на окружающую среду» на «уменьшение риска нарушения процесса постоянного снижения нагрузки на окружающую среду». Тогда реальным становится экономическое обоснование целесообразности включения в экологическое управление рыночных методов обеспечения химической безопасности при функционировании предприятий, таких как сертификация производства, платежи за загрязнение окружающей среды и экологическое страхование, которые создают действенные стимулы внедрения международных стандартов управления охраной окружающей среды. Заметим, что сертификация производства, по нашему мнению, - понятие более широкое, нежели сертификация продукции. Оно включает не только сертификацию продукции как главную составляющую всего процесса сертификации, но и организационно-экономический механизм, позволяющий в соответствии с технологическими требованиями достичь сертификационного уровня выпускаемой продукции. Сертификация производства - это система управления производственными процессами, включая системы управления качеством продукции и охраной окружающей природной среды. Сертификация производства приобретает стимулирующую функцию в обеспечении химической безопасности тогда, когда устанавливается процентная ставка платы в зависимости от стоимости продукции, использование которой оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду. Этот вид платы можно назвать «сертификационной платой». В таком же аспекте следует рассматривать и действующую систему платежей за загрязнение окружающей среды (правда, сильно преобразованную в последнее время). Обеспечение химической безопасности в большой мере связано также и с уменьшением риска вредного воздействия на окружающую среду химических объектов, которое может быть обеспечено институтом экологического страхования. Экологическое страхование способно, во-первых, гарантировать частичную компенсацию ущерба, причиняемого реципиентам аварийным химическим загрязнением среды; во-вторых, формируемый страховщиком резерв предупредительных мероприятий позволяет проводить у страхователя дополнительные противозагрязняющие мероприятия, снижающие степень его химической опасности; в-третьих, обеспечить финансовую устойчивость страховых экологических операций за счет вовлечения в страховое экологическое поле страхователей с разной вероятностью страховых событий; в-четвертых, экологическое страхование, не нарушая финансовых потоков, создает дополнительные возможности финансирования работ по экологическому аудированию химико-технологических объектов (ХТО), не обязательно включенных в систему страхования риска химического загрязнения окружающей среды. Экологическое страхование – страхование гражданской ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником экологического риска. Экологический риск – вероятность реализации страхового события в результате хозяйственной и иной деятельности, которое инициирует воздействие и может причинить экономический ущерб гражданам и юридическим лицам. | ||||||||||||
Опираясь на теорию страхового дела, можно предположить, что и в обеспечении химической безопасности принципы распределения ответственности за загрязнения окружающей среды могут решить некоторые социально-экономические проблемы. Экологическое страхование создает взаимную экономическую заинтересованность страхователей и страховщиков в снижении риска аварийного химического загрязнения окружающей среды; у страховщика это прибыль, у страхователя - возможность компенсировать убытки и предотвратить аварии. Страхователь заинтересован в повышении химической безопасности функционирования помимо всех прочих факторов еще и потому, что с ростом вероятности аварий растут и ставки страховых взносов. В страховании ответственности за аварийное химическое загрязнение окружающей среды должна отражаться персонификация причинителя вреда и реципиента. В наибольшей степени трудности этого процесса проявляются в практической реализации принципов экологического страхования. Так, сложнейшим вопросом экологического страхования является определение степени опасности функционирования ХТО для окружающей среды и величины потенциального экономического ущерба, причиняемого реципиентам ее химическим загрязнением. Другими словами, в экологическом страховании особую роль играет предстраховой экологический аудит. Он не просто дает возможность оценить экологическую опасность технологий и производств, но и позволяет рассчитывать величину страховых взносов, дифференцированных по степени опасности ХТО и величины причиняемого ущерба. Современные взгляды на проведение предстрахового экологического аудита ХТО основываются на выделении групп объектов, с той или иной степенью опасности для окружающей среды и выработке критериев оценки этой опасности [Арбузов Г.М., 2000; Горский В.Г., 2000; Моткин Г.А., 1996]. Объекты делятся на три группы по степени их опасности для окружающей природной среды: - объекты, функционирующие с риском, приемлемым частично для состояния окружающей среды, относятся к опасным объектам (ОО). - объекты, функционирующие с риском, полностью неприемлемым для состояния окружающей среды, включаются в состав особо опасных объектов (ООО). Опасность ХТО идентифицируется: - по перечню опасных химических веществ, используемых на этом предприятии, организации, учреждении; - по кратному превышению предельных норм воздействия на окружающую природную среду; - исходя из расчетных величин риска загрязнения и причиняемого им потенциального ущерба. Классификация объектов приводится ниже в таблице. | ||||||||||||
В настоящее время подготовлены и апробированы на практике экспресс-методики оценки экологической опасности ХТО – потенциальных источников аварийного химического загрязнения окружающей среды. Основные положения этих документов сводятся к тому, что в перечень объектов экологического страхования включаются предприятия, допустившие аварийное химическое загрязнение окружающей среды, выразившееся в выбросе/сбросе вредных веществ, при котором, хотя бы по одному (i-му) вредному веществу выполняется, хотя бы один раз, хотя бы одно из неравенств: 1) mi (ав) (24 часа) ≥ k ПДВi /ПДСi (год); Графическая интерпретация оценки экологической опасности ХТО представлена на рисунке. Если выразить негативные последствия аварийного загрязнения окружающей среды в виде суммы оценок негативных последствий в соответствующих инвентаризационных циклах в жизненном цикле продукции и определить риск загрязнения окружающей среды на каждом участке производства, вовлеченного в инвентаризационный цикл, то можно увидеть, что этот механизм опирается в своей основе на предстраховой экологический аудит. Предстраховой экологический аудит - независимая оценка информации о состоянии технологического и природоохранного оборудования, имеющая целью установление степени потенциальной техногенной и экологической опасности аудируемого объекта и величины ущерба, который может быть причинен реципиентам. Рекомендуемые параметры оценки экологической опасности функционирования ХТО
| ||||||||||||
Рисунок. Графическая интерпретация оценки экологической опасности ХТО
Такой подход позволяет минимизировать экономические издержки на соблюдение заданных норм антропогенного воздействия на окружающую среду, - что собственно и служит критерием эффективности в экологическом управлении. Общая схема экологического управления должна быть дополнена элементами экологического страхования по всем блокам, указанным в стандарте Р ИСО 14001-98. Так, процедура экологического страхования должна быть предусмотрена в экологической политике; при планировании – экологическое страхование является основой для выбора мероприятий и одним из заявленных показателей (величина тарифных ставок по экологическому страхованию); во внедрении и функционировании – экологическое страхование позволяет сформировать дополнительный источник средств из финансовых резервов страховщика; проведение проверок и коррекция действий - совершенно логично включает процедуры предстрахового экологического аудита и дополнительный контроль со стороны страховой компании; анализ со стороны руководства - предполагает анализ страховых тарифов в жизненном цикле продукции по инвентаризационным циклам. Поскольку страховщик больше всех заинтересован в предотвращении аварий, он будет осуществлять жесткий внешний контроль за исполнением принятого плана, который является частью заявленной предприятием природоохранной программы в рамках внедряемой системы экологического управления. В свою очередь этот контроль позволяет добиваться ежегодного (при заключении договора экологического страхования на один год) снижения величины тарифных ставок. Одной из главных позиций специалистов в области экономики природопользования является вывод о том, что современную природоохранную политику в обеспечении химической безопасности при функционировании предприятий надо ориентировать не столько на ликвидацию последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, сколько на предотвращение такого воздействия с помощью различных рыночных механизмов – экологического страхования, экологической сертификации и т.д. | ||||||||||||