Вопросы технического регулирования переработки пластмасс


Выступление Юрия Вдовенко, заместителя директора ФГУП «Центрохимсерт».


Сегодня мы коснемся вопросов технического регулирования в связи с тем, что эта проблема в данный момент является настолько актуальной, что ей занялись не только у нас в России, но и за рубежом, причем на самом высоком уровне.


Проблема безопасности продукции стала настолько острой, что она решается на законодательном уровне.

Начало этому было положено ООН, а затем Евросоюзом. Там были приняты следующие основные документы: «Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ» (2005), «Рекомендации по перевозке опасных грузов. Типовые правила», «Регламент № 1907/2006 Европейского Парламента и Совета от 18 декабря 2006 года, касающийся правил регистрации, оценки, санкционирования и ограничения химической продукции (REACH)».

Было выпущено много директив, но самое основное – это упомянутый выше регламент. С 1 июня 2008 года ввоз продукции не будет разрешен, если нет регистрации химических веществ, входящих в состав изделия. Вопрос этот серьезный, процедура регистрации достаточно трудоемкая, требуется произвести разного рода испытания, представить соответствующие документы, и только затем продукция будет разрешена к ввозу на европейский рынок.

У нас в России в настоящее время принимаются адекватные меры, для того, чтобы защитить наш рынок от ввоза опасной продукции. Вот какие у нас существуют федеральные законы: «О техническом регулировании от 27.12.02 г.» (№ 184-ФЗ), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов от 21.07.97 г.» (№ 116-ФЗ), «О лицензировании отдельных видов деятельности от 13.03.02 г.» (№ 28-ФЗ), «Об охране окружающей среды от 10.01.02 г.» (№ 7-ФЗ) и ряд других законов.

В настоящее время также разрабатывается регламент, аналогичный регламенту REACH, который тоже касается регистрации, оценки, санкционирования и ограничения химической продукции.

При подготовке к этому форуму был проведен анализ по состоянию технического регулирования в переработке и производстве пластмасс. И у нас, и за рубежом есть множество нормативных документов по пластмассовой продукции. Больше всего документов выпущено международными организациями. У нас их тоже немало, но на уровне федеральных законов таких документов мало, нами обнаружено всего три, но они касаются перевозки опасной продукции.

Что касается нашей нормативно-методической документации, то, к сожалению, отраслевые стандарты и технические условия не актуализированы в настоящее время, они представлены на уровне 1993 года.

При разработке Технического регламента необходимо учесть 12 свойств пластмассовой продукции (в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании»): взрывобезопасность, химическая безопасность, пожарная и т.д.

Технический регламент будет учитывать всю продукцию по межгосударственным стандартам, национальным стандартам, отраслевым стандартам, а также по стандартам предприятий и организаций.

Объектом технического регулирования являются продукция, содержащая химические вещества, и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, содержащие химические вещества, - то есть вся выпускаемая продукция.

Надо сказать, что само понятие «химическое вещество» понимается по-разному. Согласно REACH, вещество – это химические элементы и их соединения, находящиеся в естественном состоянии или, полученные в результате любого производственного процесса, включая любую добавку, необходимую для обеспечения устойчивости продукта, и любые примеси, обусловленные использованным процессом, но исключая любой растворитель, который можно отделить без нарушения устойчивости вещества или изменения его состава.

В нашем Техрегламенте предлагается следующая трактовка этого понятия. Химическое вещество – это химический элемент или соединение химических элементов, полученные в результате производственного процесса или природного происхождения. В этом случае легче подвести юридическую основу под систему регистрации, классификации и т.д.

Вся продукция, содержащая химические вещества, в России имеет определенную классификацию. Так, полимеры, пластические массы, химические волокна и каучуки – это класс ОКП (общероссийский классификатор продукции) 22 0000. Надо сказать, что он является неполным, с точки зрения охвата объектов техрегулирования.

Классификация пластмасс по сферам воздействия свойств опасности: взрывоопасность, химическая опасность, пожарная опасность и термическая опасность. Что касается показателей, по которым нужно оценивать каждое вещество, то здесь есть три системы: это российская, международная (СГС, разработанная ООН) и регламент REACH. Они не совпадают полностью, поэтому, чтобы прийти к единой платформе, необходимо провести соответствующую работу по гармонизации этих понятий, терминов и номенклатуры.

Сейчас на межправительственном уровне идет работа о подписании соглашения о взаимном доверии к испытаниям, которые проходят в Европе и России с тем, чтобы облегчить работу национальных лабораторий.

Требования безопасности на таких стадиях обращения пластмассовой продукции, как хранение, перевозка, реализация, применение, утилизация. Для этого должна быть дана оценка соответствия, к которой предъявляются определенные требования. Для этого должны быть разработаны специальные документы.

Что входит в концепцию регистрации продукции и содержащих в них веществ  в подотрасли переработки и производства пластмасс REACH? Разработано отдельно руководство для мономеров и полимеров, где написано, что полимеры не регистрируются. Но если мономеры и другие вещества полимеров регистрируются при следующих условиях: полимер содержит более 2 % веса мономера или другого вещества или общее количество мономера или другого вещества больше 1 тонны в год на одного производителя. При этом под мономером понимается полуфабрикат, предназначенный для утилизации и полимеризации, на него необходимо формировать и предоставлять регистрационное досье.

Хочу еще добавить, что существуют разные классы опасности продукции, и ее нужно регистрировать, если ей присвоен 4-й или 5-й класс опасности.

На этом у меня все, спасибо за внимание.