Увеличение срока службы дорожного полотна с помощью современных полимерных материалов


Выступление Дениса Кулькова, начальника отдела ООО «СИБУР».


Я представляю компанию «СИБУР» и хочу напомнить о материале, о котором только что вскользь упоминали. Это те самые бутадиен-стирольные термоэластопласты, которые применяются для модификации битумов, производителем которых является одно из предприятий нашего холдинга.

Термоэластопласты производятся на 4 предприятиях «СИБУРа», в т.ч. на «Воронежсинтезкаучуке». Думаю, многие знают, что такое ПМБ – полимер-модифицированные битумы. При добавлении полимеров в битуме образуется пространственная сетка, усиливающая свойства полимерно-битумного вяжущего (ударная вязкость, прочность, эластичность, тепло- и морозостойкость).

Применение ПМБ повышает срок службы  дорожного покрытия в 2-3 раза. Также за счет этого достигается увеличение эластичности и стойкости к деформациям, улучшение отвода воды с поверхности дорожного покрытия, уменьшение износа шин на асфальтовом покрытии.

В лабораторных условиях полимеризация российских битумов показывает высокую эффективность (в частности, по такому показателю, как уменьшение колееобразования).

Рассмотрим опыт США и Канады в применении ПМБ. За 20 лет общие расходы на строительство и эксплуатацию участков, построенных с ПМБ оказались на 10 -30 % ниже, чем на участках, построенных с применением «обычных» дорожных битумов (при этом наибольший эффект достигался на наиболее нагруженных участках).

Использование ПМБ и эмульсий на его основе позволило за 20 лет увеличить долю дорог, находящихся в хорошем состоянии, с 43 % до 75 % без относительного увеличения бюджета.

Доля ПМБ в дорожном хозяйстве РФ существенно ниже, чем в экономически развитых регионах и Китае – всего 4 %. Причины этого кроются в низкой информированности участников рынка о преимуществах ПМБ, в применении «кровельных» марок СБС для модификации «дорожных» битумов, в отсутствии рецептур и методик применительно к российским битумам. Также отпугивает высокая цена на СБС ТЭП зарубежного производства и мешает слабый контроль за соблюдением технологий и нормами расхода СБС.

Скажу еще пару слов о планах компании «СИБУР». Сегодня мы не можем удовлетворить потребности рынка, поэтому планируется расширение производства с 30 до 80 тыс. тонн битума. Часть пойдет в кровельный сегмент, часть – в строительство дорог.

В планах компании проведение совместных с Росавтодором НИОКР для устранения существующих методических и лабораторно-технических проблем и создание собственной лаборатории для разработки и испытания новых полимерных композиций для дорожного строительства. Компания также хочет внедрить передовые европейские технологии, в том числе путем покупки патентов и лицензий.

На этом у меня все.