Методы стоимостной оценки экологического ущерба (Часть I)


Доклад О.Е.Медведева д.э.н., профессор кафедры экономических измерений Государственного университета управления на Совещании Росприроднадзора РФ «Проблемы и практика расчета ущерба окружающей среде при обнаружении нарушений природоохранного законодательства»


Основные проблемы, связанные со стоимостной  оценкой и возмещением  вреда окружающей среде

• Отсутствие единого методического подхода к стоимостной оценке вреда (ущерба, убытков) окружающей среде и использование методик, разработанных в иной правовой и экономической системе.

• Применение нормативных методов оценки, приводящих к некорректным показателям.

• Социально-экономические последствия (ущерб здоровью, имуществу) не оцениваются.

• Пробелы в методическом обеспечении оценки вреда определенным компонентам природы (отсутствие методики по воде, недрам, городским почвам, экосистемам ООПТ, растительности, не входящей в лесной фонд, редким видам животных и растений, а также отсутствие методик по видам негативного воздействия, например, нефтяного загрязнения).

• Отсутствие единообразия в законах понятия ущерба и вреда окружающей среде.

• Организационные проблемы.

Что можно сделать в создавшихся условиях?

 Применять методологию оценки ущерба и вреда, изложенную в статьях ГК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом имеющегося международного опыта в данной сфере.

Понятие «вред окружающей среде»

• Понятие «экологического ущерба», как  вреда, причиненного природной среде и здоровью населения,  а также сопряженных с этим вредом убытков однозначно не раскрыто.

• Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Однако  термины    «деградация естественных экологических систем» и «истощение природных ресурсов»  действующим законодательством не раскрыты, что приводит к неоднозначной трактовке понятия   «вред окружающей среде» и  затрудняет возможность исчисления его размера, так как считается спорным  вопрос, с какого момента наступает деградация естественных экологических систем. Это пробел действующего законодательства, которая дает возможность уклоняться от  ответственности за причиненный экологический вред на юридическом основании. 

• Кроме того, это понятие не охватывает всех возможных последствий от  причиненного вреда и, в частности, последствий в социальной сфере, связанной с возмещением убытков конкретных субъектов гражданских отношений.

• В нормативных документах часто фигурируют как равнозначные по содержанию термины «вред», «ущерб» и «убытки».

• В экономической литературе и учебных пособиях   используются такие понятия как «предотвращенный ущерб», «прямой ущерб» «косвенный ущерб», приводятся различные методики  расчета.  Причем под ущербом понимаются потери и убытки народного хозяйства в целом.

• Терминологическая неопределенность связана с тем, что многие понятия  перешли из правовых норм, применяемых в старой социалистической системе, когда  не было частной собственности на  землю, отсутствовали,  ущерб определяли исходя из  общих убытков и потерь народного хозяйства.

• Сейчас сохранилось расширительное понимание ущерб окружающей природной среде и природным ресурсам, под которым понимается денежная оценка всех негативных последствий причиненного загрязнения окружающей среды и порчей природных ресурсов.

• В Гражданском кодексе РФ, термин «вред» является наиболее общим и охватывает реальный ущерб, упущенную выгоду, а также моральный вред.

• Понятие «ущерб» обычно трактуется шире, чем материальный или реальный ущерб и приближается по своему значению к понятию «вред».

• Общие принципы оценки  и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся  в Гражданском кодексе Российской Федерации.

•  В Законе РФ "Об охране окружающей среды" содержатся наиболее общие принципы оценки  и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

• Данные принципы полностью соответствуют принципам, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 15, раскрывающей  понятие убытков.

Ст. 15 Гражданского кодекса РФ

 Убытки – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для   восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).

Оценка убытков

Убытки = восстановление нарушенного права+реальный ущерб+упущенная выгода

Реальный ущерб = утрата или повреждение имущества + затраты на восстановление

Упущенная выгода = неполученные доходы

Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8

• 10. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

ФЗ «Об охране окружающей среды»

•  Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде

•       1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

• 2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. 

     3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

ФЗ «Об охране окружающей среды»

Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды

1. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

• Данные принципы  были реализованы при подготовке московских методик оценки ущерба.

Перечень методик, применяемых в Москве

– Методика оценки стоимости зеленых насаждений и оценки убытков, вызываемых их уничтожением и повреждением на территории Москвы (утверждена распоряжением  мэра Москвы от 14.5.1999 N 490-РМ);

– Порядок оплаты компенсационной стоимости зеленых насаждений, вырубаемых по разрешению и порядок оплаты компенсационного озеленения (утвержден постановлением Правительства Москвы от 29.7.2003 N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве»);

– Методика оценки ущерба, вызываемого повреждением местообитаний объектов животного мира на территории Москвы (утверждена распоряжением Мэра Москвы от 17 июня 1999 г. № 624-РМ);

– Методика оценки убытков, вызываемых загрязнением, захламлением и деградаций земель на территории Москвы (утверждена распоряжением мэра Москвы от 27.07.99 № 801-РМ);

- Методика оценки вреда, причиненного окружающей среде загрязнением, засорением (включая затоплением судов) поверхностных водных объектов, расположенных на территории города Москвы (утверждена постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2003 года № 564-ПП); 

- Методика определения размера  вреда,  причиненного окружающей среде  загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы      (утверждена постановлением Правительства Москвы от        22 февраля 2005 г. N 94-ПП);

- Методика определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха в результате пожаров на территории города Москвы (утверждена постановлением Правительства Москвы от 13 сентября 2005 г. № 689-ПП).

Основные принципы оценки  экологического ущерба и убытков г.Москвы в методиках

 Оцениваются :

а) собственно экологический вред,  причиненный окружающей природной среде и природным объектам – земле, почве, воде, воздуху, зеленым насаждениям –стоимость данных объектов;

б) убытки города Москвы, вызванные его причинением и необходимостью ликвидации последствий за счет  средств города – затраты на ликвидацию и упущенная выгода.

Перечисленные методики сочетают в себе два подхода,  обозначенного  российским законодательством:

• содержат таксы, позволяющие определить инспекторам стоимость ущерба без привлечения независимых экспертов и оценщиков,

• и одновременно с таксами  устанавливают процедуры расчета убытков Москвы, исходя из   затрат, необходимых на ликвидацию последствий причиненного ущерба и упущенной выгоды.

• Таксы рассчитаны исходя из затрат на восстановление качества окружающей среды:

•  очистку выбросов и сбросов,

• посадку новых зеленых насаждений,

• рекультивацию почв и др.

и убытков города Москвы, обусловленных заболеваемостью населения в результате загрязнения воздуха.

При определении величины убытков могут учитываться все недополученные доходы и убытки города Москвы, включая проценты на суммы бюджетных и привлеченных денежных средств города Москвы, отвлекаемых на оценку размера вреда, ликвидацию негативных последствий и расходов города, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, которые могли быть получены при использовании их в иных целях.

Пример расчета такс за загрязнение воздуха

Ущерб = затраты на очистное оборудование по отраслям + ущерб от увеличения заболеваемости + ущерб от снижения стоимости недвижимости

Итого  постоянна константа - здоровье + недвижимость - 10 тыс. долл. За 10 лет данная величина составит не менее 100 тыс.долл.США на 1 тонну

Затраты на очистное оборудование в данном примере не учитываются, так как они на порядок  меньше ущерба от заболеваемости и потери стоимости недвижимости. Но в таксах данные величины отражены.


                                                                n 
                                                У = Кин×∑Нi × Мi +Зo  +УВ  
                                                                i=1


• У – размер вреда и убытков, руб.;
• УВ – упущенная выгода
• Мi - масса i-го загрязняющего вещества (определяется в соответствии с формулами 6, 7 по каждому ингредиенту загрязнения, т;
• Нi  - такса для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения атмосферного воздуха i-м загрязняющим веществом (определяется согласно таблице 1), руб./т;
 i   -      вид загрязняющего вещества;
• n    -  количество загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу;
 Зо – затраты на установление факта причинения вреда и оценку размера негативного воздействия, руб.;.
• Кин – коэффициент индексации, определяется исходя из уровня инфляции, установленного Правительством РФ по отношению к году, предшествующему году оценки, безразмерный.

Группы веществ, для которых установлены таксы

• Взвешенные вещества    
• SO2
• NOx 
• CO
• Углеводороды    
• Вещества 1 класса опасности   Другие вещества

Пример

• Предприятие ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод", имеющее разрешение  на выброс, нарушило условия, установленные в разрешении и выбросило   загрязняющие вещества, превысившие  временно согласованные   величины выбросов  на  45,1 т.  Нанесенный вред оценен в 8 млн. руб. или 275 тыс. долл. за год.

• Пыль
• Превышение - 20,7 т, такса - 131379 руб./т, ущерб - 2719, 5тыс.руб.
• Смола
• Превышение - 22,4, такса -     246219 руб./т, ущерб -5515,3 тыс.руб.
• Ванадия пятиокись
• Превышение - 0,003 т  такса - 4173888 руб./т, ущерб -  12,5 тыс.руб.
                                                                                             Итого    8 247,3 тыс.руб.

Пример расчета такс за загрязнение водных объектов

• Экономическое содержание такс  заключается в  установлении цены услуги по очистке сточных вод  от загрязняющих веществ  до нормативного  состояния.

• Исходя из этого положения  применяется следующая экономическая модель расчета размера такс по  укрупненным группам вредных веществ, для очистки которых требуются однотипные  очистные сооружения и технологии.

• Ц = К*СС+ АМ + ЭР,

• Где :
• Ц – рыночная цена годовых услуг по очистке  определенного объема сточных вод (V), содержащих  определенную массу вредных веществ (Mi);
• К – норма отдачи на капитал, равная сложившейся норме прибыли на инвестиции при альтернативном использовании активов;
• СС – стоимость строительства современных очистных сооружений;
• АМ –  фонд возмещения  потерь от износа очистных сооружений (в бухгалтерской  терминологии - амортизация).
• ЭР – эксплуатационные расходы.
• АМ = СС/ЭЖ

• В результате применения предложенной формулы получены следующие значения  стоимости очистки  1 м3 сточных вод:

• 3,072  руб. – исходя из фактической стоимости очистных сооружений  Мосводоканала (условно принимается как аналог приемлемых и доступных в условиях Москвы технологий);

• 1,74 руб. – исходя из себестоимости очистки сточных вод определяемой   Мосводоканалом (данные отчета)

• 28,3 руб. – исходя из затрат на осуществление проекта по созданию очистных сооружений в городе Богумин (Чехия) фирмой Бждимекс (условно принимается за наилучшую технологию);

• 2,67 руб. – исходя из затрат на осуществление проекта по созданию очистных сооружений в городе Калининграде ( для выбора аналога по  созданию очистных сооружений в России).

Подсчет убытков от аварийного разлива нефти при проведении работ по ликвидации негативных последствий

• Затраты на проведение лабораторных анализов и определение массы нефти, поступившей в водный объект  составили 2700 руб.

• Фактические затраты на сбор нефти и локализацию очага загрязнения составили 286593,52 руб.

• Затраты на утилизацию собранной нефти составили: 0,20 т ×2500 руб/т = 500 руб.

• Такса для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов нефтью в составе сточных вод ) согласно таблицы 1 составляет 481200 руб./т.

• Земли прибрежной защитной полосы в результате разлива нефти не пострадали.

• Работы произведены за счет средств Правительства Москвы.

• Ставка ЦБ России по привлечению рублевых депозитов на день оценки убытков составляла 9,1%.

• Величина упущенной выгоды составляет:

• УВ = (2700 руб. + 286 593,52 руб. +500 руб.)×(9,1%/360/100)×90 = 6592,8 руб.

• Итого убытков:

• У = 481200 руб./т×(0,35т-0,20т)+ 2700 руб. + 286 593,52 руб. +500 руб. + 6592,8 руб = 368 566,32 руб.


О.Е.Медведева
д.э.н., профессор кафедры экономических измерений Государственного
университета управления