Методы стоимостной оценки экологического ущерба (Часть I) |
Доклад О.Е.Медведева д.э.н., профессор кафедры экономических измерений Государственного университета управления на Совещании Росприроднадзора РФ «Проблемы и практика расчета ущерба окружающей среде при обнаружении нарушений природоохранного законодательства» |
Основные проблемы, связанные со стоимостной оценкой и возмещением вреда окружающей среде • Отсутствие единого методического подхода к стоимостной оценке вреда (ущерба, убытков) окружающей среде и использование методик, разработанных в иной правовой и экономической системе. • Применение нормативных методов оценки, приводящих к некорректным показателям. • Социально-экономические последствия (ущерб здоровью, имуществу) не оцениваются. • Пробелы в методическом обеспечении оценки вреда определенным компонентам природы (отсутствие методики по воде, недрам, городским почвам, экосистемам ООПТ, растительности, не входящей в лесной фонд, редким видам животных и растений, а также отсутствие методик по видам негативного воздействия, например, нефтяного загрязнения). • Отсутствие единообразия в законах понятия ущерба и вреда окружающей среде. • Организационные проблемы. Что можно сделать в создавшихся условиях? Применять методологию оценки ущерба и вреда, изложенную в статьях ГК РФ и ФЗ «Об охране окружающей среды» с учетом имеющегося международного опыта в данной сфере. Понятие «вред окружающей среде» • Понятие «экологического ущерба», как вреда, причиненного природной среде и здоровью населения, а также сопряженных с этим вредом убытков однозначно не раскрыто. • Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Однако термины «деградация естественных экологических систем» и «истощение природных ресурсов» действующим законодательством не раскрыты, что приводит к неоднозначной трактовке понятия «вред окружающей среде» и затрудняет возможность исчисления его размера, так как считается спорным вопрос, с какого момента наступает деградация естественных экологических систем. Это пробел действующего законодательства, которая дает возможность уклоняться от ответственности за причиненный экологический вред на юридическом основании. • Кроме того, это понятие не охватывает всех возможных последствий от причиненного вреда и, в частности, последствий в социальной сфере, связанной с возмещением убытков конкретных субъектов гражданских отношений. • В нормативных документах часто фигурируют как равнозначные по содержанию термины «вред», «ущерб» и «убытки». • В экономической литературе и учебных пособиях используются такие понятия как «предотвращенный ущерб», «прямой ущерб» «косвенный ущерб», приводятся различные методики расчета. Причем под ущербом понимаются потери и убытки народного хозяйства в целом. • Терминологическая неопределенность связана с тем, что многие понятия перешли из правовых норм, применяемых в старой социалистической системе, когда не было частной собственности на землю, отсутствовали, ущерб определяли исходя из общих убытков и потерь народного хозяйства. • Сейчас сохранилось расширительное понимание ущерб окружающей природной среде и природным ресурсам, под которым понимается денежная оценка всех негативных последствий причиненного загрязнения окружающей среды и порчей природных ресурсов. • В Гражданском кодексе РФ, термин «вред» является наиболее общим и охватывает реальный ущерб, упущенную выгоду, а также моральный вред. • Понятие «ущерб» обычно трактуется шире, чем материальный или реальный ущерб и приближается по своему значению к понятию «вред». • Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. • В Законе РФ "Об охране окружающей среды" содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения. • Данные принципы полностью соответствуют принципам, изложенным в Гражданском кодексе Российской Федерации, в частности, в статье 15, раскрывающей понятие убытков. |
Ст. 15 Гражданского кодекса РФ Убытки – расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода). Оценка убытков Убытки = восстановление нарушенного права+реальный ущерб+упущенная выгода Реальный ущерб = утрата или повреждение имущества + затраты на восстановление Упущенная выгода = неполученные доходы Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года N 6/8 • 10. При разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п. ФЗ «Об охране окружающей среды» • Статья 77. Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде • 1. Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. • 2. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности. 3. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. ФЗ «Об охране окружающей среды» Статья 78. Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды 1. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. • Данные принципы были реализованы при подготовке московских методик оценки ущерба. |
Перечень методик, применяемых в Москве – Методика оценки стоимости зеленых насаждений и оценки убытков, вызываемых их уничтожением и повреждением на территории Москвы (утверждена распоряжением мэра Москвы от 14.5.1999 N 490-РМ); – Порядок оплаты компенсационной стоимости зеленых насаждений, вырубаемых по разрешению и порядок оплаты компенсационного озеленения (утвержден постановлением Правительства Москвы от 29.7.2003 N 616-ПП «О совершенствовании порядка компенсационного озеленения в городе Москве»); – Методика оценки ущерба, вызываемого повреждением местообитаний объектов животного мира на территории Москвы (утверждена распоряжением Мэра Москвы от 17 июня 1999 г. № 624-РМ); – Методика оценки убытков, вызываемых загрязнением, захламлением и деградаций земель на территории Москвы (утверждена распоряжением мэра Москвы от 27.07.99 № 801-РМ); - Методика оценки вреда, причиненного окружающей среде загрязнением, засорением (включая затоплением судов) поверхностных водных объектов, расположенных на территории города Москвы (утверждена постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2003 года № 564-ПП); - Методика определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха стационарными источниками загрязнения на территории города Москвы (утверждена постановлением Правительства Москвы от 22 февраля 2005 г. N 94-ПП); - Методика определения размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха в результате пожаров на территории города Москвы (утверждена постановлением Правительства Москвы от 13 сентября 2005 г. № 689-ПП). Основные принципы оценки экологического ущерба и убытков г.Москвы в методиках Оцениваются : а) собственно экологический вред, причиненный окружающей природной среде и природным объектам – земле, почве, воде, воздуху, зеленым насаждениям –стоимость данных объектов; б) убытки города Москвы, вызванные его причинением и необходимостью ликвидации последствий за счет средств города – затраты на ликвидацию и упущенная выгода. Перечисленные методики сочетают в себе два подхода, обозначенного российским законодательством: • содержат таксы, позволяющие определить инспекторам стоимость ущерба без привлечения независимых экспертов и оценщиков, • и одновременно с таксами устанавливают процедуры расчета убытков Москвы, исходя из затрат, необходимых на ликвидацию последствий причиненного ущерба и упущенной выгоды. • Таксы рассчитаны исходя из затрат на восстановление качества окружающей среды: • очистку выбросов и сбросов, • посадку новых зеленых насаждений, • рекультивацию почв и др. и убытков города Москвы, обусловленных заболеваемостью населения в результате загрязнения воздуха. При определении величины убытков могут учитываться все недополученные доходы и убытки города Москвы, включая проценты на суммы бюджетных и привлеченных денежных средств города Москвы, отвлекаемых на оценку размера вреда, ликвидацию негативных последствий и расходов города, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, которые могли быть получены при использовании их в иных целях. Пример расчета такс за загрязнение воздуха Ущерб = затраты на очистное оборудование по отраслям + ущерб от увеличения заболеваемости + ущерб от снижения стоимости недвижимости Итого постоянна константа - здоровье + недвижимость - 10 тыс. долл. За 10 лет данная величина составит не менее 100 тыс.долл.США на 1 тонну Затраты на очистное оборудование в данном примере не учитываются, так как они на порядок меньше ущерба от заболеваемости и потери стоимости недвижимости. Но в таксах данные величины отражены.
Группы веществ, для которых установлены таксы • Взвешенные вещества |
Пример • Предприятие ОАО "Московский нефтеперерабатывающий завод", имеющее разрешение на выброс, нарушило условия, установленные в разрешении и выбросило загрязняющие вещества, превысившие временно согласованные величины выбросов на 45,1 т. Нанесенный вред оценен в 8 млн. руб. или 275 тыс. долл. за год. • Пыль Пример расчета такс за загрязнение водных объектов • Экономическое содержание такс заключается в установлении цены услуги по очистке сточных вод от загрязняющих веществ до нормативного состояния. • Исходя из этого положения применяется следующая экономическая модель расчета размера такс по укрупненным группам вредных веществ, для очистки которых требуются однотипные очистные сооружения и технологии. • Ц = К*СС+ АМ + ЭР, • Где : • В результате применения предложенной формулы получены следующие значения стоимости очистки 1 м3 сточных вод: • 3,072 руб. – исходя из фактической стоимости очистных сооружений Мосводоканала (условно принимается как аналог приемлемых и доступных в условиях Москвы технологий); • 1,74 руб. – исходя из себестоимости очистки сточных вод определяемой Мосводоканалом (данные отчета) • 28,3 руб. – исходя из затрат на осуществление проекта по созданию очистных сооружений в городе Богумин (Чехия) фирмой Бждимекс (условно принимается за наилучшую технологию); • 2,67 руб. – исходя из затрат на осуществление проекта по созданию очистных сооружений в городе Калининграде ( для выбора аналога по созданию очистных сооружений в России). Подсчет убытков от аварийного разлива нефти при проведении работ по ликвидации негативных последствий • Затраты на проведение лабораторных анализов и определение массы нефти, поступившей в водный объект составили 2700 руб. • Фактические затраты на сбор нефти и локализацию очага загрязнения составили 286593,52 руб. • Затраты на утилизацию собранной нефти составили: 0,20 т ×2500 руб/т = 500 руб. • Такса для исчисления размера вреда и убытков от загрязнения водных объектов нефтью в составе сточных вод ) согласно таблицы 1 составляет 481200 руб./т. • Земли прибрежной защитной полосы в результате разлива нефти не пострадали. • Работы произведены за счет средств Правительства Москвы. • Ставка ЦБ России по привлечению рублевых депозитов на день оценки убытков составляла 9,1%. • Величина упущенной выгоды составляет: • УВ = (2700 руб. + 286 593,52 руб. +500 руб.)×(9,1%/360/100)×90 = 6592,8 руб. • Итого убытков: • У = 481200 руб./т×(0,35т-0,20т)+ 2700 руб. + 286 593,52 руб. +500 руб. + 6592,8 руб = 368 566,32 руб.
|