ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ (I часть)


Экологическое сопровождение строительных проектов предполагает комплекс регламентированных процедур. Как в случае предпроектной, так и проектной подготовки, существуют определенные этапы экосопровождения.


Экологическое сопровождение проектов строительства предполагает осуществление комплекса регламентированных процедур, направленных на обеспечение экологической безопасности в районе создания (строительства) предприятия, оказывающего воздействие на состояние окружающей среды, и связанных с разработкой и проведением мероприятий, направленных на охрану природы и здоровья населения от вредных воздействий этого объекта на всех стадиях его жизненного цикла.

Как предпроектная, так и проектная подготовка строительства малого предприятия должны включать в себя соответствующие этапы экологического сопровождения инвестиционно-строительного проекта.

Предпроектное и проектное экологическое сопровождение создания малого предприятия состоит в разработке набора экологических обоснований намечаемой хозяйственной (или нехозяйственной) деятельности на разных стадиях подготовки предпроектной и проектной документации.

Экологическое обоснование разрабатывается в составе:

- ходатайства (декларации) о намерениях;

- обоснования инвестиций в строительство;

- проекта строительства (рабочего проекта);

- проекта организации строительства (ПОС);

- документов для получения лицензии на отдельные виды деятельности.

Состав документов, а, следовательно, и виды экологических обоснований, в каждом конкретном случае будут зависеть от выбранной стадийности разработки проектной документации.

В качестве объектов экологического обоснования выступают:

- выбор места (площадки) размещения объекта;

- проектные решения, связанные с выбором технологии, ассортимента продукции или услуг, производственных мощностей и других решений;

- способы и объемы изъятия природных ресурсов;

- уровень экологической опасности производимой продукции и образующихся отходов;

- экологическая безопасность (возможный экологический риск) планируемой деятельности, включающей оценку воздействия объекта на окружающую природную среду при нормальном режиме эксплуатации и возникновении аварий;

- планируемые природоохранные мероприятия;

- способы организации строительно-монтажных работ;

- заявка на получение лицензии (способность соискателя лицензии обеспечить экологически безопасное осуществление лицензируемого вида деятельности).

Требования к содержанию обоснования, глубине проработки, составу исходной информации, порядку согласования и прохождения экспертизы зависят от типа предпроектной и проектной документации, характера намечаемой деятельности и вида предприятия.

Основной целью разработки экологического обоснования в предпроектной и проектной документации является предотвращение или снижение экологически вредного воздействия на окружающую природную среду при новом (капитальном и некапитальном) строительстве, расширении, реконструкции, техническом перевооружении предприятий, установке нестационарных объектов, консервации и ликвидации объектов, а также сохранение природных ресурсов и создание благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех потерь и преимуществ, связанных с реализацией намечаемой деятельности.

Экологическое сопровождение строительно-монтажных работ состоит в следовании Проекту организации строительства в части раздела «Охрана окружающей среды».

Главные задачи экологического сопровождения эксплуатации малого предприятия заключаются преимущественно в разработке и согласовании с органами охраны окружающей среды экологических нормативов и в последующем обеспечении выполнения этих нормативов. К числу таких задач (видов деятельности по охране окружающей среды) следует отнести:

1) разработку и согласование проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (ПДВ) и получение разрешения на выброс;

2) разработку и согласование проекта нормативов предельно допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты (ПДС) и получение разрешения на сброс (если сброс осуществляется в поверхностный водный объект или на рельеф местности);

3) разработку и согласование проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и получение разрешения на размещение отходов;

4) разработку и согласование проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ), если это не было сделано ранее или при планировании местной администрацией жилищного строительства в районе размещения малого предприятия;

5) заключение договора с Мосводоканалом на сброс производственных и хозяйственных сточных вод в городскую канализацию (если эти воды не сбрасываются в поверхностный водный объект, или на рельеф местности, или не вывозятся);

6) заключение договора с Мосводостоком на сброс поверхностных сточных вод в ливневую канализацию;

7) заключение договоров на вывоз и размещение отходов;

8) организацию сбора и временного хранения отходов на территории предприятия;

9) организацию разработки и внедрения мероприятий по снижению объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также количества образующихся и размещаемых отходов до уровня ПДВ, ПДС и НООЛР;

10) организацию мониторинга и контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования и размещения отходов;

11) ведение экологической статистической отчетности;

12) расчет и осуществление платежей за загрязнение окружающей среды и размещение отходов;

13) другие задачи, связанные с охраной окружающей среды.

Общей целью осуществления перечисленных выше видов средозащитной деятельности является предотвращение ухудшения качества окружающей среды после начала эксплуатации предприятия и, по возможности, поддержание его на нормативном уровне.
Стадия проведения инноваций, реконструкции или расширения объекта (если она реализуется в рассматриваемом проекте), требует разработки предпроектной и проектной документации с выполнением соответствующих экологических обоснований.

Стадия ликвидации объекта также должна начинаться с предпроектной и проектной проработки и экологического обоснования предлагаемых решений с последующим обеспечением их выполнения в тех случаях, когда объект относится к опасным и процесс его ликвидации может сопровождаться значительным негативным воздействием на окружающую среду.

Ниже более подробно определяются цели основных этапов экологического сопровождения предпринимательства, формулируются подлежащие решению задачи, указываются источники исходной информации и область использования результатов решения.

Разработка Ходатайства (Декларации) о намерениях. Экологической составляющей Ходатайства о намерениях является природно-экологическая оценка предполагаемого района размещения предприятия (раздел «Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду») . Как правило, оценка осуществляется в рамках административных границ области, района, города, округа.

Природно-экологическая оценка предполагаемого района размещения малого предприятия.

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения – определение граничных условий природопользования (выявление и установление).

Цель этапа – оценка экологического риска намечаемой деятельности в рассматриваемом районе расположения предприятия, прогнозирование возможных последствий для окружающей среды выбора разных мест размещения объекта в регионе, а также влияния различных вариантов технологии на показатели воздействия на окружающую среду.

Решаемые задачи. Проведение природно-экологической оценки предполагаемого района размещения предприятия предусматривает решение следующих задач:

1) подготовку обобщенной характеристики природных условий, экологической, санитарно-эпидемиологической и социальной обстановки в регионе;

2) формирование общей характеристики загрязняющих веществ, образующихся в процессе производственно-хозяйственной деятельности на проектируемом малом предприятии;

3) осуществление оценки характера и вероятности возникновения на объекте аварийных ситуаций, последствия которых скажутся на состоянии окружающей среды;

4) выявление необходимости декларирования безопасности объекта в связи с повышенной опасностью его деятельности;

5) проведение оценки возможных способов утилизации отходов производства

Источники исходной информации.

На самом раннем этапе прединвестиционного исследования, каким является разработка Декларации, у менеджера (или заказчика) проекта имеется возможность использовать самую общую ориентировочную информацию о районе возможного размещения и характеристиках будущего объекта. В качестве исходной информации будут выступать:

- материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и Госсанэпиднадзора и их территориальных подразделений (Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве и Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН) по г. Москве и административным округам) и Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы;

- данные федеральных, целевых территориальных программ развития производительных сил, комплексных схем использования природных ресурсов;

- данные статистической отчетности;

- данные экологического мониторинга;

- материалы анализа объектов – аналогов;

- опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств.

Использование, согласование и утверждение результатов. Результаты природно-экологической оценки района возможного размещения предприятия используются при рассмотрении Ходатайства соответствующими органами исполнительной власти. Результатом рассмотрения может быть либо принципиальное согласие администрации на размещение объекта в районе, либо обоснованный отказ.

При положительных результатах рассмотрения Ходатайства о намерениях территориальные подразделения специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды на основании анализа результатов природно-экологической оценки устанавливают дополнительные требования к размещению объекта строительства, условиям природопользования и охране окружающей среды . Эти требования должны быть учтены на следующем этапе при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках экологического обоснования намечаемого места (или вариантов мест) размещения объекта.

Для отдельных несложных объектов, к числу которых относятся многие малые предприятия, Ходатайство с природно-экологической оценкой района размещения может по решению органов исполнительной власти являться основанием для предварительного согласования возможного места (или вариантов мест) размещения объекта.

Предпроектное обоснование инвестиций. Оценка воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) на стадии предпроектного обоснования инвестиций является следующим этапом экологического сопровождения проекта создания предприятия. Раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» входит в состав документации Обоснования инвестиций.

Ответственность за организацию и проведение оценки при разработке обоснования инвестиций возлагается на заказчика (инвестора) проекта. Заказчик (инвестор) обеспечивает финансирование оценки воздействия объекта на окружающую среду и связанного с ее проведением сбора необходимых исходных данных. Финансирование оценки должно быть предусмотрено при разработке обоснований инвестиций.

Сбор необходимых данных, проведение оценки и оформление результатов осуществляет разработчик предпроектной документации с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций. Разработчик несет ответственность за полноту, качество оценки и достоверность используемой при ее проведении информации.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) при предпроектном обосновании инвестиций.

Содержание рассматриваемого этапа экологического сопровождения – обоснование экологической безопасности основных технологических решений и выбора места (или вариантов мест) размещения предприятия в районе с учетом экологических факторов на базе ориентировочной количественной и качественной оценки воздействия объекта на окружающую среду.

Цель этапа – определение возможных экологических, социальных и экономических последствий реализации инвестиционно-строительного проекта при различных вариантах размещения, технической реализации и организации функционирования предприятия, а также оценка инвестиционных затрат на обеспечение экологической безопасности в зоне влияния объекта.

Решаемые задачи. Проведение ориентировочной количественной оценки воздействия проектируемого предприятия на окружающую среду на стадии разработки предпроектного обоснования инвестиций требует решения следующих задач:

1) Определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности).

2) Анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность:

- оценка состояние природной среды (атмосфера, гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный и животный мир);

- оценка существующей антропогенной нагрузки на компоненты окружающей среды;

- оценка современной социальной и санитарно-эпидемиологической обстановки.

3) Выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив функционирования и размещения предприятия.

4) Ориентировочная количественная оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности для каждой из альтернатив:

- характеристика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водные объекты, образования отходов, физических воздействий на окружающую среду;

- оценка уровня воздействия создаваемого предприятия на компоненты окружающей природной среды, социальные условия и здоровье населения;

- оценка возможности развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций.

5) Выбор возможных мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации.

6) Разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

7) Эколого-экономическое обоснование инвестиций в строительство предприятия:

- оценка эколого-экономического ущерба для различных вариантов функционирования и размещения объекта;

- оценка стоимости альтернативных вариантов природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность;

- оценка показателей эколого-экономической эффективности альтернативных вариантов инвестиционных проектов;

- выбор наиболее эффективного с эколого-экономических позиций варианта (или нескольких вариантов) инвестирования средств в создание предприятия, определяющего рекомендуемые технологические решения, место (или варианты мест) размещения объекта, условия природопользования.

8) Подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и рекомендаций по последующим этапам разработки экологического обоснования.

Источники исходной информации. На стадии предпроектного обоснования инвестиций, когда еще не разработан проект строительства предприятия, для проведения оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности целесообразно использовать:

• информацию о воздействии объектов-аналогов на состояние окружающей среды;

• характеристики природных и техногенных условий возможных вариантов размещения площадки строительства будущего малого предприятия, полученные по результатам предварительных обследований и выборочных инженерно-экологических изысканий;

• материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и их территориальных (ГУПР по г. Москве и Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы);

• данные статистической отчетности;

• данные экологического мониторинга;

• опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств.

Использование, согласование и утверждение результатов. Материалы ОВОС используются для согласования предварительного градостроительного обоснования выбора места (или вариантов мест) размещения предприятия в рассматриваемом районе. В согласовании места размещения объекта обязательное участие принимают органы местного самоуправления, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных органов надзора и контроля, заинтересованных в отводе земель, территориальные подразделения специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, а при необходимости и общественные организации.

В соответствии с «Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве»материалы предпроектных проработок градостроительного обоснования размещения объекта подлежат согласованию префектом административного округа или уполномоченным им заместителем префекта, а также, при необходимости, районной Управой.

По результатам анализа материалов оформляются заключения: архитектурно-планировочного управления (АПУ) округа, Центра Государственного санитарно - эпидемиологического надзора г. Москвы (ЦГСЭН), отдела подземных сооружений (ОПС) Мосгоргеотреста и Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

Результаты предпроектных проработок утверждаются Москомархитектурой.

При наличии действующей утвержденной градостроительной документации разработка градостроительного обоснования размещения объекта не требуется.

Решение о месте строительства предприятий, зданий, сооружений и иных объектов принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами города Москвы только при наличии положительного заключения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в г. Москве такое заключение готовится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы.

В случаях размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду, по заключению Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" проводится государственная экологическая экспертиза градостроительного обоснования их размещения. Соответствующее заключение направляется в Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России (ГУПР) по г. Москве, которое и организует проведение государственной экологической экспертизы.

При размещении на селитебных территориях города объектов, предусмотренных утвержденной (прошедшей Государственную экологическую экспертизу) градостроительной документацией, отпадает необходимость в заключении органов охраны окружающей среды для подготовки исходно - разрешительной документации.

На основании рассмотрения обосновывающих материалов по месту размещения объекта осуществляется предварительное согласование места (вариантов мест) размещения объекта и оформляется Акт выбора земельного участка. Положительный результат согласования является основанием для утверждения (одобрения) обоснования инвестиций, а утвержденное обоснование инвестиций в свою очередь становится основанием для разработки раздела «Охрана окружающей среды» в составе соответствующей предпроектной и проектной документации. Согласованные материалы ОВОС используются для подготовки условий природопользования, которые затем согласовываются с территориальными органами по охране окружающей среды и местной администрацией. Результаты оценки воздействия на окружающую среду и согласованные условия природопользования ложатся в основу устанавливаемых экологических требований к технико-экономическому обоснованию (ТЭО) проекта строительства.

Проект (рабочий проект) строительства, реконструкции и расширения предприятий. При двухстадийном проектировании (проект и рабочая документация) основным документом, в котором разрабатываются вопросы охраны окружающей среды, является проект строительства. Такой проект, разрабатываемый для объектов V, IV категорий сложности и объектов III категории сложности, строящимся по индивидуальным проектам объектов, должен иметь следующий состав:

1) Исходные материалы для проектирования.

2) Общая пояснительная записка.

3) Генеральный план и транспорт.

4) Архитектурно-строительные решения.

5) Решения по инженерному оборудованию и системам.

6) Инженерные сети.

7) Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования.

8) Энергоэффективность.

9) Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

10) Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения.

11) Архитектурное освещение (при необходимости).

12) Технологические решения (при необходимости).

13) Организация строительства.

14) Сводный сметный расчет стоимости строительства.

15) Обоснование эффективности инвестиций (при необходимости).

16) Организация и условия труда работников.

17) Управление производством и предприятием.

При одностадийном проектировании (рабочий проект) различают две группы рабочих проектов:

(1) рабочие проекты объектов строительства и реконструкции III-I категории сложности, строящихся по индивидуальным проектам,

(2) рабочие проекты объектов, строящихся по типовым и повторно применяемым материалам.

Состав утверждаемой части рабочих проектов первой группы соответствует рассмотренному выше составу проектов строительства объекта, а утверждаемая часть рабочих проектов второй группы должна иметь следующий состав:

1) Исходные материалы с исходно-разрешительной документацией и заданием на проектирование.

2) Общая пояснительная записка.

3) Основные чертежи:

4) Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов и маломобильных групп населения.

5) Охрана окружающей среды и санитарно-гигиенические требования.

6) Энергетический паспорт типового проекта.

7) Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

8) Технологические решения (при необходимости).

9) Сводный расчет стоимости строительства.

Источник: ЗАО "Диагностика и Контроль".