ДИЗЕЛЬ ИЗ БЕЛОРУССКОЙ ГЛУБИНКИ


Недавно группа фермеров из Смоленской области ездила к коллегам в Литву, по маршруту Дятлово-Лида-Вороново-Шальчинянкай. В Дятлово решили заправиться дизтопливом. Каково же было удивление фермеров, когда на АЗС увидели объявление: «В продаже есть дизельное биотопливо ОАО «Новоельнянский межрайагро-снаб». Цена на 30-40 белорусских руб. за литр ниже, чем на заправках «Гроднооблнефтепродукта».


Рассказывает фермер из города Вязьмы А. ПЕТРЕНКО:

— Мы рискнули залить в топливный бак 40 л дизельного биотоплива, которого прежде даже не видели. Мотор работал хорошо. На обратной дороге в Дятлово залили биотопливо во все имеющиеся канистры 200 л. Попутно заехали к акционерам в Новоельню (поселок в Дятловском районе) и еще больше удивились. Белоруссы научились делать из отходов собственное дизельное биотопливо. Такого не увидишь ни в одной из стран СНГ. Расскажите об этом другим...

Сказанное не ошибка и не выдумка смоленских фермеров. В поселке Новоельня, что в Дятловском районе Гродненской области, есть ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб», которым руководит Алексей Скиба, кандидат экономических наук, член-корреспондент Белорусской инженерно-технологической академии. На Гродненщине его знают как толкового хозяйственника, хорошего изобретателя, крупного ученого.

По мнению Алексея Павловича, со времен появления первых механизмов возникла проблема утилизации отработанных смазочных материалов из-за необходимости их периодического обновления. Люди сталкиваются с проблемой истощения традиционных источников энергии из-за нерационального и расточительного их использования.

По своему химическому составу и свойствам отработанные смазочные масла представляют собой не что иное, как ценное углеводородное сырье. Прежде всего этим определяется необходимость их эффективного использования как вторичных ресурсов.

В США налажена технология переработки отработанных моторных масел. Этим и воспользовался новоельнянский ученый-практик Алексей Скиба. За 70 тыс. долларов в Канаде было куплено оборудование и освоено производство опытных партий.

Внедренная на предприятии практически безотходная технология (отходы составляют до 0,5%) переработки отработанных масел позволяет из каждого килограмма их получать 1 кг высококачественного дизельного, печного топлива или гидромасла в зависимости от потребности и платежеспособного спроса в обслуживаемом регионе. Производительность технологической линии — 3 т топлива в час.

Специалисты белорусской машиноиспытательной станции, что в поселке Привольный Минской области, подтвердили: качественные показатели модифицированного дизельного топлива не ухудшают мощностных характеристик, показателей расхода топлива и экономической эффективности автомобилей. При этом уменьшается дымность выбросов, нагарообразование на головках цилиндров, шумность, увеличивается ресурс работы топливной аппаратуры.

На основании опыта Гродненский облисполком принял в 2000 году решение, которым обязал многие предприятия собирать и продавать ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» отработанные моторные масла.

Высокую эффективность разработанных и внедренных мер подтвердили многочисленные участники областных совещаний промышленных, транспортных, строительных организаций и начальники районных инспекций природоохранных ресурсов и охраны окружающей среды.

На достигнутом А. Скиба не остановился. Имея в своем распоряжении дешевое дизельное топливо, он загорелся идеей заняться изучением возобновляемых источников энергии. Для чего и обобщил опыт федеральных земель Германии, а также Франции, Испании, Португалии, Италии и других, где уже давно в двигателях внутреннего сгорания используют натуральное рапсовое масло. В результате получено дизельное биотопливо. Что это такое?

Из всех имеющихся в распоряжении человечества «солнечных энергетических элементов» самое эффективное действующее — это масличные растения. Они «производят» масло на всех уровнях: под землей (земляные орехи), на земле (соя), над землей (рапс, лен, горчица, подсолнечник), на кустах (хлопок, фундук), на деревьях (оливы, бук, пальмы). Более 150 видов растущих по всему миру растений, способных вырабатывать масла, — это шанс, позволяющий регионам самостоятельно на местном уровне решать свои энергетические проблемы. Масло как естественный натуральный продукт можно получать обыкновенным выжиманием из семян без химической обработки.

Растительное масло нетоксично и неогнеопасно. В отличие от нефтепродуктов оно не имеет отвратительного вкуса и запаха. Растительные масла нейтральны с точки зрения образования СО2 при сжигании. Они являются превосходным горючим. Расчеты показывают, что значения теплоты сгорания обычного дизельного топлива и растительного масла почти одинаковы.

В Белоруссии нет хлопка, фундука, оливы, но зато хорошо растет такая зерновая культура, как рапс. Посевы под ним постоянно расширяются. Несколько лет назад в Германии в результате большой работы производителей моторов, масел, представителей академической науки, транспортников был разработан стандарт качества для рапсового масла, используемого в качестве топлива. Подобные нормы существуют в Австрии, Франции, Италии, Америке, где обычное дизельное топливо смешивают с рапсовым маслом, в результате чего получается дизельное биотопливо. Производители сельскохозяйственной техники различных государств пришли к заключению — использовать биодизель для своих машин.

В Новоельне энтузиасты его применения под руководством А. Скибы вот уже два года скупают в своей округе рапсовое зерно, перерабатывают его в масло, смешивают с соляркой и успешно используют как дизельное биотопливо. Оно значительно дешевле дизтоплива, да и тракторы работают на нем стабильно.


www.newchemistry.ru