СТОИТ ЛИ ПЕРЕНОСИТЬ ПРОИЗВОДСТВО В КИТАЙ?


На выставке Expo’08 Ассоциацией производителей уплотнителей было проведено обсуждение вопросов реализации бизнеса в Китае группой специалистов и руководителей отрасли.


Многие компании считают, что заниматься бизнесом в Китае стоит, и что это приносит прибыль. Однако некоторые игроки предостерегают их, считая, что необходимо соблюдать осторожность в области защиты интеллектуальной собственности и качества, а также сохранения низких производственных затрат.

Представители отраслей по производству и реализации средств герметизации обсуждали свой опыт работы в Китае в ходе дискуссии, которая состоялась 3 апреля в группе специалистов на выставке по Уплотнениям/переработке Expo’08 Ассоциации производителей уплотнителей, которая состоялась в Орландо, Флорида.

Дон Рауч, бывший глава и президент компании из Саутгемптона, Пенсильвания, M&C Specialties, которая занимается переработкой и изготовлением материалов, чувствительных к воздействию давления, сказал, что в Китае практически невозможно защитить права на интеллектуальную собственность. Но он предложил разграничивать компоненты технологий так, чтобы только тот, кто принимает решения, знал, как производится весь продукт в целом.

Расс Вроом из J.Royal  Co. Inc., которая начала производить герметизирующие сборки на своем предприятии в Китае в 2006 г., согласился с мнением Рауча, сказав, что нельзя допускать, чтобы вся фабрика знала все о продукте, или же, в целом ряде случаев, то, как производимые отдельные компоненты затем используются.

«Они очень агрессивны в том, что касается воровства Вашего продукта и Ваших заказчиков», - сказал Вроом.

Роберт Ларсон, консультант, которые проработал более пятидесяти лет в отрасли по производству головок экструдеров и штампов, сказал, что для китайских производителей является обычным способом получения информации обращение в зарубежную компанию с рассказом о возможности производить продукцию, а Китае по более низким ценам: «Вы просто дайте нам образец, и мы Вам позвоним».

А через неделю, по его словам, эта пара обуви или какой-либо иной продукт уже копируется. Ларсон отметил, что, хотя это и является проблемой, в Китае имеются и компании с хорошей репутацией, и компании с сомнительной репутацией. Он считает, что здесь все дело в том, чтобы найти людей, с которыми можно завязать отношения, получить какую-то поддержку, выработать доверие друг к другу, а затем с ними работать.

Ларри Гуд, глава компании, занимающейся реализацией средств герметизации, RT/Dygert International, которая участвовала в совместном предприятии в Китае с 2005 г., рассказал, что ему однажды сказал консультант: если человек так беспокоится о своих патентных правах, он просто не должен привозить свой продукт в Китай для производства.

Другой проблемой, с которой часто сталкиваются в Китае игроки, является проблема качества товаров. По словам Ларсона, в целом, некоторые китайские компании возлагают вину за низкое качество на высокие требования зарубежных партнеров, они говорят, что зарубежные партнеры хотят получить значительно более низкие цены, и поэтому у китайских компаний нет другого выхода, как только покупать более дешевые материалы.

Члены группы заявили, что они не сталкивались с такой ситуацией, в основном, из-за тех стандартов качества, которых придерживаются они или их заказчики. По словам Рауча, компания М&С продает свою продукцию преимущественно крупным заказчикам в Китае, таким как производители сотовых телефонов, а у них очень жесткие стандарты, аналогичные тем, что используются в США и Западной Европе.

Гуд сказал, что у его компании имеется обширная программа проверок, а Вроом заявил, что он в течение длительного времени работал со многими партнерами своей компании, и у всех у них действуют отличные программы качества.

«Производство налажено очень хорошо, и они становятся все более опытными», - говорит он. – «Они понимают, что только так они смогут выжить».

Хотя низкая стоимость рабочей силы в Китае и является основным аргументом в пользу работы там, затраты все же растут. «В Китае все еще дешевле, но планка ползет вверх», - говорит Ларсон.

Рауч сказал, что, несомненно, затраты повышаются. Так, например, когда его компания создавала свое совместное предприятие десять лет тому назад, одним из первых нанятых сотрудников была женщина с университетским дипломом, которая могла работать на компьютере и отлично говорила по-английски. Какова была ее месячная зарплата? Всего 300 юаней, или около 35 долларов.

Эта женщина, в конце концов, ушла из компании, и сейчас, по словам Рауча, она зарабатывает примерно 2000 в месяц. Заработная плата на производстве также выросла, но, по его словам, заработная плата бьет все рекорды в области менеджмента, где теперь работают молодые люди с хорошими навыками.

Шерри Сяо из компании J. Royal, уроженец Китая, сказал, что, хотя стоимость рабочей силы в Китае несколько выросла, выросло также и качество труда, что, в конечном итоге, способствует повышению конкурентоспособности.

Вроом согласился с этим, отметив, что менеджеры и инженеры среднего звена, в зависимости от того, в какой части Китая они работают, могут требовать оклады конкурентные по отношению к другим рынкам. Но, по его словам, трудозатратная составляющая производственных затрат в Китае в сочетании с затратами на материалы и транспортировку, по большей части, сохраняет конкурентоспособность импорта товаров из данного региона.

И, действительно, по его мнению, самым существенным препятствием для импорта продукции из Китая является на сегодняшний день падение американского доллара. Он рассказал, что когда компания начинала импортировать каучуковые продукты из Китая примерно 10 лет назад, обменный курс составлял 8.2 юаня к доллару, в то время как сейчас он составляет примерно 7.1 юань за доллар.

По словам Вроома, этот факт оказывает значительно большее влияние на деятельность J. Royal, чем трудозатраты и затраты на транспортировку.

Newchemistry.ru