РЕЦИКЛИНГ МЕДИЦИНСКИХ ОТХОДОВ: экономические показатели


Автором предлагается доступный и экономически оправданный способ утилизации одноразовых изделий медицинского назначения, внедренный в практику здравоохранения Иркутской области с 1990 г.


В соответствии с Федеральным Законом «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24 июня 1998 г., все отходы производства и потребления в обязательном порядке должны идти во вторичное сырье или утилизироваться. Естественно, что на сталеплавильных производствах, в легкой промышленности или пищевой, этот вопрос можно решать с наибольшей выгодой по их экономическому аспекту, так как многие производители и потребители готовой продукции работают в большей степени с однородным сырьем и материалами. К тому же отходы многих предприятий (металл, дерево, ткани, продукты и т.д.) не являются источником опасных заболеваний или других опасных факторов напрямую влияющих на здоровье человека. Поэтому утилизация и переработка данных отходов весьма выгодна. Другое дело, когда отходы, в частности медицинские, представляют собой крайне неоднородную по своему свойству, составу и массе структуру. Так, в медицинских отходах, как максимум присутствует: стекло, пластик, резина, ткани растительного и синтетического происхождения, бумага, металлы, лекарства, керамика, дерево, пищевые остатки и другое – то есть практически вся гамма материалов, которые используются в быту и медицине. Несмотря на то, что в соответствии с «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений» (СанПиН 2.1.7.728-99), все медицинские отходы должны собираться после их сортировки по классам и субстанциям, на практике это сделать весьма затруднительно. Этот процесс зависит в полной мере от персонала ЛПУ, но и от самих больных, которые выбрасывают отходы в мусоросборники без учета их класса и изготовленного материала. В связи с этим возникает большая проблема в полной утилизации медицинских отходов. Так, например, стеклянная тара – бутылки, флаконы, баночки – ранее принималась даже от населения в аптеках (и это было выгодно и аптеке, и населению), а сегодня попросту смешивается с другими бытовыми и медицинскими отходами и выкидывается на свалку.

Тем не менее, есть отходы, которые мы уже в течение 14-ти лет собираем, обеззараживаем, утилизируем и из вторичного сырья делаем продукцию. Это медицинская пластмасса: шпатели, кюветы, системы переливания, шприцы и многое другое. В частности, наиболее доступно и легко поддающееся учету – сбор использованных одноразовых шприцев, цилиндр и поршень которых имеют высокую технологическую ценность, так как изготовлены из высококачественной пластмассы:

поршень – полиэтилен низкого давления (марка УПП-1; УПП-2, СТУ 36-13-153-65);

цилиндр – полипропилен высокого давления (марка ТУ 2211-015-00203521-95).

1. Данная пластмасса легко поддается очистке, обеззараживанию и хорошо крошится в дробилке, при производстве крошки во фракцию до 0,2 – 0,5 мм не выделяется газ, нет запыленности и сама крошка не аллергична. Учитывая выше названные характеристики и то, что для производства вторичного сырья (пластмассовой крошки) нет необходимости в сложном технологическом оборудовании и больших площадях и при малой численности персонала – мы, на базе ФГУП «ДЕЗИРС» в 1989 году создали цех по утилизации и переработке одноразовых шприцев.

Для расчета себестоимости полиэтиленовой крошки нами разработана соответствующая формула (1), которая может быть применена к любому производству подобного типа.

Расчет себестоимости 1 кг полиэтиленовой крошки: 

                            С = (З0 + Зпр) х  ЕСН + М + Т + А,                             (1)

где С – себестоимость 1 кг крошки (руб.);
З0 – заработная плата основного персонала (дезинфектора) на 1кг крошки, руб.;
Зпр – заработная плата прочего персонала (начальника отдела) на 1кг крошки, руб.;
ЕСН – единый социальный налог (35,9%), руб.;
М – материальные затраты (стоимость 1 кг использованных шприцев), руб.;
Т – технологические расходы (электро-, теплоэнергия, водоснабжение) на 1кг полиэтиленовой крошки, руб.;
А – административные и прочие накладные расходы на 1кг полиэтиленовой крошки, руб.

 На первом этапе производства пластмассовой крошки весь труд в основном был не механизирован и на 90% сводился к ручному. Наиболее трудоемким и тогда в 1989г. и сейчас остаются процессы разборки шприца на составляющие: поршень, цилиндр, игла, резинка.

Большие трудозатраты уходят также на сбор шприцев от ЛПУ, где необходим автотранспорт, тара, специально подготовленный работник или водитель по совместительству.

Хронометраж процессов производства основных этапов: на 1 кг/крошки, на одного сотрудника по ФГУП МЗ РФ «ДЕЗИРС»составил:  

1. Разборка и сортировка шприцев                                          5,79 мин/кг

2. Дробление, упаковка, складирование                                  1,26 мин/кг

ИТОГО                                                                                    7,05 мин/кг

В целях унификации метода хронометража была выведена формула расчета нормы времени на производство 1кг полиэтиленовой крошки (2):

Расчет нормы времени на производство 1кг полиэтиленовой крошки: 

                                    N = Np + Nдp + Nmp ,                                             (2)

где N – норма времени на производство 1кг крошки;
Np – норма времени на разработку и сортировку 1кг шприцев;
Nдp – норма времени на дробление 1кг шприцев;
Nmp – транспортные расходы на 1кг крошки.

Таким образом, за рабочий день 7,2 часа один сотрудник может выработать 61 кг крошки. В процессе производства нами используется измельчитель пластмасс марки ИПР-150, которого вполне достаточно для тех объемов, которые мы перерабатывали. При повышении объема перерабатываемой крошки и использование для этих целей более мощного измельчителя типа ИПР-300, при тех же штатных сотрудниках рентабельность повышается.

Для расчетов по стоимости крошки выработанной за один месяц и ее рентабельность, нами также разработаны соответствующие формулы (3), (4).

Расчет стоимости крошки, выработанной одним дезинфектором за смену:

S = Д х C,            (3) N

где, S – стоимость крошки, выработанной одним дезинфектором за смену, руб.;
Д – продолжительность рабочей смены, час.;
N – норма времени на производство 1 кг крошки
C – себестоимость 1кг крошки

Расчет стоимости крошки, произведенной одним дезинфектором за смену с учетом рентабельности: 

                                        V = S х R,                                               (4)

где, V – стоимость крошки, произведенной одним дезинфектором за смену с учетом рентабельности, руб.;
S – стоимость крошки, выработанной одним дезинфектором за смену, руб.;
R – норматив рентабельности, %.

На примере только одного вида медицинских отходов – использованных одноразовых шприцев – можно уверенно говорить, что при рациональной организации обращения с медицинскими отходами, мы имеем огромный экономичный эффект. Если учесть, что данным способом утилизации и переработки шприцев на свалки не выброшено 3000м3 особо опасных отходов, что составляет около 60 товарных вагонов за 13 лет (объем одного вагона приблизительно равен 60м3), то этот вопрос приобретает серьезное экологическое и эпидемиологическое значение.

Нами не учитывались и доходы от реализации уже готовой продукции из полиэтиленовой крошки выработанной из одноразовых шприцев. Это цветочные кашпо, горшки для рассады, садово-огородный инвентарь, корпусов аккумуляторов, посуды для животных, корпусов электроприборов и т.п. По данным фирм-производителей рентабельность готовой продукции имеет, как минимум, не менее 30%.

В целом только для здравоохранения России при повсеместном использовании предлагаемой схемы переработок медицинских отходов можно получить 5851,5 рублей/год экономии. Данный показатель ни в коей мере не отражает истинного положения дела в этом вопросе – он значительно упрощен и занижен, так как нами взята только малая доля тех медицинских отходов, которые могут утилизировать с переработки во вторичное сырье, а значит и экономический эффект будет неизмеримо выше.

В заключение можно констатировать неоспоримый факт того, что правильная организация обращения с медицинскими отходами позволит не только свести к минимуму все нежелательные последствия их опасности, но и дает возможность покрывать расходы на проведение организационных и материальных затрат по исполнению Закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления».

П.С. Опарин, д.м.н.,
ФГУП «ДЕЗИРС», г. Иркутск, Россия