Надо отметить, ведущие автопроизводители также делают шаги навстречу биотопливу. Уже разработан и поставлен на конвейер тип дизельного двигателя, который переоборудован для использования растительного масла и его производных, в первую очередь, эфиров кислот, а также смеси нефтяного дизельного топлива с рапсовым маслом или соответствующими эфирами. Хотя сейчас себестоимость растительных компонентов дизтоплива и смазочных масел несколько выше, чем у их нефтяных аналогов, однако в перспективе ценовая разница нивелируется. Это объясняется дальнейшим ростом цен на «черное золото» и снижением стоимости растительных видов топлива и масла в связи с улучшением технологии их производства и повышением урожайности сельскохозяйственных культур. Украина имеет значительный научно-технический и производственный потенциал для производства дизельного топлива и смазочных композиций на базе рапсового масла. Эта страна имеет не только самую большую в Европе площадь пахотных земель, но и резервные посевные площади для выращивания рапса. При этом необходимо поднять урожайность культуры до уровня развитых западноевропейских стран, а также использовать для посевов рапса тридцатикилометровую зону вокруг Чернобыля. Ведь установлено, что рапсовое масло, выращенное в этой зоне, не характеризуется повышенной радиоактивностью – радиоактивные вещества накапливаются только в стеблях и корнях растений. Завод «АРИАН» провел исследования по применению рапсового масла в производстве гидравлических, индустриальных и трансмиссионных масел. В результате проведенной научной работы завод не рекомендует в производстве именно моторных масел использовать рапсовое масло как компонент, потому что при повышенных температурах оно претерпевает нежелательное разложение и деструкцию. При производстве моторных масел высших серий заводом используются смеси полиальфаолефиновых и нефтяных компонентов. Кроме того, «АРИАН» выполнил соответствующие исследования по использованию рапсового масла как компонента в гидравлических, индустриальных (МГ-30У, ГТ-50, ИСПи-25, Ирп-75 и других) и трансмиссионных (АК-15, ТС-14,5, Тап-15В, ТАД-17и, Тэп-15, ТСп-15к и других) маслах. Масла с рапсовым компонентом на 10-15% дороже их чисто нефтяных аналогов, однако по качеству они имеют существенные преимущества, обладая лучшими смазочными свойствами и более высоким индексом вязкости. Трансмиссионные масла марки Тап-15В и ТАД-17и производятся на смеси рапсового масла и нефтяного остаточного компонента. В опытных образцах масел использовались присадки, идентичные тем, которые используются в производстве известных товарных нефтяных масел. Индекс вязкости опытных масел ТАп-15В и ТАД-17и достигает значения 170-175, тогда как нефтяные аналоги характеризуются показателями только в 90-100. Высокий индекс вязкости особенно важен для масел, применяемых как всесезонные. Кроме того, у опытных образцов существенно лучше и смазочные свойства. Опытное масло МГЕ-46В получено на смеси нефтяного дистиллятного масла И-30А и рапсового, а масло ГТ-50 – на смеси нефтяного трансформаторного и рапсового. Опытные масла МГЕ-46В и ГТ-50 характеризуются повышенным индексом вязкости – 130-145, что очень важно для надежной и эффективной работы гидравлических систем, работающих в летнее и зимнее время года. Завод технических масел «Ариан» (г. Фастов, Киевская область) занимается разработкой, испытанием и производством опытных и серийных партий технических масел, присадок и другой нефтехимической продукции производственно-технического назначения с 1991 г. «Ариан» – предприятие с гибкой модульной компоновкой, позволяющей в короткий срок переналадить оборудование под производство новых видов продукции. Проектная мощность завода – 50 тыс. т масел в год. Предприятие имеет филиал в Львове, дочернее предприятие «Ариан-Юг» и склад в Одессе, представительства в Днепропетровске, Харькове, Николаеве. Масла реализуются также региональными дилерами и через совместное с Польшей предприятие «Ариан Петро-Ойл», находящееся в Киеве.
|