РОЛЬ МАЛЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ |
С 19 по 21 июня 2008 г. Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды и Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии провели совместное расширенное выездное заседание в Республике Татарстан на тему: «Малые и средние нефтедобывающие компании России: проблемы и пути их решения». |
Также в заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти Татарстана, представители ОАО «Татнефть» и других крупных нефтяных компаний, НП «Ассо-Нефть» и независимые нефтегазодобывающие компании, научно-исследовательские учреждения и некоммерческие организации. В ходе заседания обсуждались актуальные вопросы экономических и правовых условий деятельности малых и средних предприятий нефтедобывающей промышленности. В результате работы, был представлен общий анализ ситуации и отмечены ключевые аспекты функционирования отрасли. Минерально-сырьевая база нефтедобывающей промышленности России на 75% представлена мелкими и мельчайшими месторождениями с извлекаемыми запасами менее 10 млн. т., на которые приходится 14% балансовых запасов. В основном, это сложные в геологическом отношении месторождения с трудноизвлекаемыми запасами. По мере эксплуатации гигантских и крупных месторождений структура и качество остаточных запасов стремительно ухудшаются, снижаются объемы добычи нефти, суточная производительность скважин, возрастает обводненность залежей, ухудшается экология территорий нефтегазовых разработок. Участники заседания отметили, что, в целом, по России резко снижаются темпы воспроизводства минерально-сырьевой базы. В первом полугодии 2008 г. проявилась тенденция падения объемов добычи нефти. Кроме того, отсутствует системная работа по разработке и внедрению методов увеличения нефтеотдачи пластов. Количество простаивающих нефтяных скважин в последние годы почти в два раза превышает технологический норматив. Состояние структуры минерально-сырьевой базы традиционных нефтегазовых провинций и усиливающиеся тенденции повышения в ней роли трудноизвлекаемых запасов, наличие большого количества длительное время невостребованных мелких объектов создает реальную основу для активной поддержки малых и средних компаний, способных работать в условиях повышенного риска. Появление и развитие малых и средних независимых нефтяных компаний (ННК) в России является закономерным результатом объективных процессов, происходящих в нефтяной отрасли и в структуре ее минерально-сырьевой базы. В настоящее время независимые малые и средние нефтяные компании в количестве около 160 организаций действуют в 23 субъектах РФ. За 1995-2006 гг. они добыли более 320 млн. тонн нефти и внесли в бюджет более 18 млрд. долларов США. В частности, на территории Республики Татарстан функционируют 33 ННК, деятельность которых отражена в принятой «Программе развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на 2006-2020 годы». Малые ННК и крупные вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) дополняют друг друга в нефтедобывающей отрасли России. При этом ВИНК специализируются в основном на освоении крупных и средних высокорентабельных месторождений, реализации крупных проектов по всей цепочке вертикального цикла производства (от геологоразведки, добычи и переработки нефти - до сбыта готовой продукции). Для ВИНК освоение мелких месторождений и разработка трудноизвлекаемых запасов экономически малопривлекательны. В то время как малые ННК ориентированы на повышение эффективности разработки мелких месторождений, остаточных и трудноизвлекаемых запасов на основе применения инновационных и ресурсосберегающих технологий. Несмотря на сравнительно худшую сырьевую базу, отсутствие полноценной производственной инфраструктуры, перерабатывающих и перевалочных мощностей и неблагоприятные условия хозяйствования, ННК обеспечили более высокие удельные показатели по сравнению со среднеотраслевыми: - по объемам инвестиций в нефтедобывающую отрасль в 2-3 раза; |
Законодатели отметили положительную роль ННК в экономике России. Деятельность независимых нефтяных компаний способствует: - наполнению бюджетов субъектов Российской Федерации (за 1996 - 2007 гг. внесено более 7,2 млрд. долл.); - созданию около 20 тыс. новых рабочих мест в ННК и около 100 тыс. рабочих мест в сопряженных отраслях; - ослаблению монополизации рынка нефти в регионах их деятельности и созданию конкурентной среды. Участники заседания выделили ряд проблем, сдерживающих развитие ННК в России. Среди них: избыточное налогообложение добычи, нестабильность цен на нефть на внутреннем рынке, дискриминация доступа к рынкам сбыта, повышение требований к пользователям недр, отсутствие государственной поддержки деятельности малых и средних нефтяных компаний России и др. На основании проведенного анализа участники заседания разработали перечень рекомендаций в адрес Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение прироста запасов нефти, увеличение объемов добычи углеводородного сырья, рационального использования недр и формирования конкурентной среды в области нефтедобычи, повышение социальной значимости малых и средних нефтедобывающих предприятий. Данные рекомендации содержат, в том числе, предложения по совершенствованию как действующего федерального законодательства: налогового, земельного, градостроительного, а также законодательства о недрах, в части, регламентирующей, прежде всего, деятельность малого и среднего предпринимательства предприятий горнодобывающей промышленности, так и разработку новых законопроектов – в частности федерального закона «О нефти», регулирующего, в том числе, вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов традиционного и нетрадиционных видов углеводородного сырья. *** С полным текстом рекомендаций выездного заседания «Малые и средние нефтедобывающие компании России: проблемы и пути их решения», а также с документами и отчетами Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды можно ознакомиться на сайте сенатора А. Комарова www.aikomarov.ru в разделе «Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды/документы».
Согласно Регламенту Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к ведению Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды относятся вопросы законодательного обеспечения: • владения, пользования и распоряжения природными ресурсами Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; • изучения, сохранения, воспроизводства природных ресурсов (земли, недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира, водных биоресурсов, а также атмосферного воздуха); • охраны окружающей среды; • разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам природопользования и охраны окружающей среды; • лицензирования видов деятельности, связанных с использованием земли, недр, водных и лесных ресурсов, объектов животного мира, водных биоресурсов, а также с охраной окружающей среды; • налогообложения природопользования и налогообложения в сфере охраны окружающей среды; • государственного регулирования инвестиционной политики, совершенствования экономического регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды.
|