УПАКОВОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕВРОПЫ


Европейскому рынку упаковки предстоит большое, но чреватое проблемами, будущее при прогнозируемом значительном росте рынка гибкой упаковки.


В условиях усиливающихся во всей промышленности в целом стремлений сократить объем упаковки для пищевых продуктов и напитков, страны с повышенным потребительским спросом  продолжают наращивать в Европе объемы производства упаковки из всех типов материалов.

Хотя на целом ряде европейских рынков потребители и считают, что на продуктах слишком много упаковки, нет никаких оснований считать, что это мнение хоть как-то влияет на поведение потребителей, большинство из них продолжает, попадая в магазин, приобретать продукты с упаковкой, которая обеспечивает им удобство, защиту, сохранность продукта и дифференциацию брендов.

Рост рынка упаковки для розничной торговли оценивается в 2007 г. более чем в 3%, и прогнозирует рост в 2.7% для 2008 г., отмечая при этом, что в темпах роста рынка упакованных продуктов и, соответственно, спроса на упаковку, наблюдается снижение, но все же рост продолжается.

Россия и Восточная Европа.

На менее развитых рынках совершенствование расхода энергоресурсов и развитие инфраструктуры розничной торговли стимулируют продажи упакованных пищевых продуктов и напитков.

Одна только Россия прибавила дополнительные 12 миллиардов в области продаж пищевых продуктов в 20006 г., что соответствует 32% всего европейского рынка. Расширение использования холодильников и морозильных камер, как в быту, так и в магазинах, привело к тому, что сильно выросли продажи охлажденных и замороженных пищевых продуктов, что еще больше усилило переход к использованию упакованных пищевых продуктов.

На российском рынке также наблюдается рост реализации кондитерских изделий за счет внедрения целого ряда продуктов с добавленной стоимостью, таких как кондитерские товары с функциональными энергетическими добавками и обогащенные витаминами. Тем не менее, наблюдается все более возрастающая поляризация рынка кондитерских изделий в России, поскольку на полках сосуществуют дешевые импортные продукты из соседних стран СНГ и первоклассные функциональные кондитерские изделия.

Гибкая упаковка намертво обосновалась на этом рынке, но в предстоящие годы мы еще станем свидетелями конкурентной борьбы с бумажной и жесткой упаковкой, по мере того, как производители кондитерских изделий принимают на вооружение новые конструкции в попытке как-то компенсировать прогнозируемый спад потребления.

На менее развитых рынках, таких как российский, наблюдается прирост в сегменте упаковки жидких продуктов в мягкие пакеты, вследствие внедрения компанией Unilever соусов бренда Кальве, занимающего свое место среди других соусов. Мягкие пакеты также проникают в сегмент сухих пищевых продуктов, при зарегистрированном приросте упакованного кофе и кондитерских товаров в 9% и 13% соответственно в 2006 г.


На европейском рынке исторически жесткие пластмассовые контейнеры были наиболее динамично развивающимся форматом для упаковки пищевых продуктов и напитков с точки зрения прироста, это первенство еще усилилось за счет роста производства РЕТ для розлива воды в бутылки.

Кроме того, потребность в удобстве при использовании упаковки также проявляется в таких областях как производство сыра и готовых мясных блюд, особенно в Испании и Италии, где потребители предпочитают предварительно нарезанные и упакованные продукты и начинают избегать прилавков с отпуском деликатесов.

Хорошие времена для РЕТ/РР

На более широком европейском рынке исторически жесткие пластмассовые контейнеры были наиболее динамично развивающимся форматом для упаковки пищевых продуктов и напитков с точки зрения прироста, это первенство еще усилилось за счет роста производства РЕТ для розлива воды в бутылки и HDPE и РР на рынке расфасовки йогуртов.

На будущее можно прогнозировать, что по мере того, как такие продукты будут широко внедряться в повседневное употребление, гибкая упаковка станет преобладающей как наиболее быстро развивающийся формат упаковки.

Ожидается, что привычка перехватывать понемногу и есть на ходу будет стимулировать спрос потребителей на сладкие и вкусные закуски, выпечку на одну порцию и кондитерские изделия в период с 2006 по 2011 год, тем самым будет стимулироваться рост на рынке гибкой упаковки. Компания Euromonitor International прогнозирует замедление роста спроса на жесткую пластмассовую упаковку в период с 2007 по 2011 гг., но здесь история успеха еще далеко не окончена.

РЕТ будет продолжать захватывать новые позиции в области производства воды в бутылках, здесь прогнозируется рост на 29% до 2011 г., по мере того, как озабоченность проблемами сохранения своего здоровья будет стимулировать рост продаж полипропилена и полиэтилена высокой плотности для упаковки густого и питьевого йогуртов. Также ожидается, что большим потенциалом для роста производства из РЕТ обладает пиво, особенно на российском и украинском рынках, ожидается, что вместе эти регионы дадут средний годовой прирост на 5% в период с 2006 по 2011 гг.

Также быстро растущим форматом является упаковка готовых блюд, ожидается, что Франция, Италия и Россия окажут влияние на региональный рост, что позволит сократить доминирование Великобритании на рынке поддонов для готовых блюд. Ожидается, что продажа поддонов вырастет на 4% в год на протяжении последующих пяти лет, с повышением качества блюд, расширением их ассортимента более широкого распространения розничных продаж и повышением потребительского спроса. Все эти факторы повлияют на рост спроса.

Стеклянная упаковка и пакеты для жидкостей.

Сектор стеклянной упаковки пережил в Западной Европе трудные времена из-за роста конкуренции со стороны более легких и менее хрупких упаковочных решений, таких как пластмассовые, которые привели к настоящему обвалу в использовании стеклянной упаковки для пищевых продуктов и напитков. Использование безалкогольных напитков в стеклянной таре уменьшилось в период с 1998 г. по 2006 г. на 27%, что соответствует количеству на 6.3 миллиарда бутылок меньшему, чем было реализовано на розничном рынке в 2006 г., по сравнению с 1998 г.

Стеклянной отрасли удалось восполнить некоторые потери за счет доходов в области упаковки соусов, но продажи напитков все более и более мигрируют в сторону востока за счет больших объемов продаж пива на развивающихся рынках, таких как Россия, Украина и Турция.

В области картонной упаковки для жидкостей Euromonitor International прогнозирует, что  потребление в 2011 г. будет на шесть миллиардов упаковок больше по сравнению с 2006 г., что будет означать прирост на 12 %. Работая в таких проблемных областях, как производство выдержанного молока и соков, поставщики, использующие картонную упаковку, такие как Tetra Pak и SIG Combibolic, диверсифицировали свое производство и получили меньшие объемы от своих новых применений для упаковки родственных овощей и соусов.

Тем не менее, на европейском рынке постепенный прирост на рынке картонной упаковки будет и дальше стимулироваться потреблением молочных напитков и соков. Прогнозируется реализация мощного потенциала восточноевропейского рынка для соков в картонной упаковке, ожидается, что на его долю придется четырехкратное увеличение объема продаж в единицах по сравнению с рынком молочных продуктов и пищевых продуктов.

Потребитель, заботящийся о своем здоровье.

Хотя продукты для перекусывания и составляют большую долю рынка складной картонной упаковки, все большее влияние на отрасль оказывают потребители, озабоченные своим здоровьем, которые ищут более здоровые продукты, которые можно съесть на бегу. Это привело к появлению множества низкокалорийных и не содержащих сахара продуктов, что дало владельцам брендов возможность расширить рамки своего производства и привело к еще большей сегментации рынка.

В этой связи на рынке появился целый ряд продуктов в картонной упаковке для перекусывания, включая пакеты с ассортиментом закусок к напиткам и «здоровые» галеты. Эта тенденция также пошла на пользу и рынку гибкой упаковки, но также наблюдался переход значительной части бизнеса в сегмент складного картона.

Забота потребителей о здоровье также повлияла на продажи пищевых продуктов, упакованных в металлические контейнеры. В области напитков, серьезный спад наблюдался в сегменте банок, но продажи пива и безалкогольных напитков начали расти по мере того, как общий уровень потребления повысился. Повысить продажи помогли также энергетические напитки, такие как Red Bull.

И, напротив, значительно меньше динамики наблюдалось на рынке банок с пищевыми продуктами, здесь рынок пострадал от  своей старомодности, поскольку потребители переключились на охлажденные и замороженные пищевые продукты.

Консервы и пресервы также испытывают серьезную конкуренцию со стороны других форм, особенно, таких как мягкие пакеты, и, в меньшей степени, картонные пакеты для жидкостей.  Не поддались этой тенденции только консервированная рыба и морепродукты, причем здесь хорошо  зарекомендовали себя на рынке и продукты и эконом класса, и продукты премиум класса.

Спрос идет на пользу всем форматам

Прогнозы для европейского рынка упаковки оптимистические, и ожидается, что все виды упаковки смогут воспользоваться преимуществами возросшего спроса на продукцию Ожидаются значительные успехи в области жесткой и гибкой пластмассовой упаковки, хотя в свете имеющего место обсуждения вопросов уменьшения массы и выбора полимера, можно ожидать, что производители упаковки будут добиваться получения меньшей массы на единицу продукта.

Компания Euromonitor International прогнозирует рост на 12 % между 2006 и 2011 гг. для всего европейского рынка упаковки для розничных продаж (в единицах), что даст в общем выражении продажи 892 миллиардов упакованных единиц в 2011 г.

www.polymery.ru