КАК РЕГЛАМЕНТИРУЕТСЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ХИМПРОМЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА «О БЕЗОПАСНОСТИ ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ»


 

1. Цели и задачи принятия Федерального закона специального технического регламента "О безопасности химических производств"

Основной целью законопроекта является обеспечение защиты жизни, здоровья физических лиц, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, а также охраны окружающей среды путем установления обязательных требований  безопасности химических производств.

Учитывая, что среди технических причин аварий по данным Ростехнадзора отмечаются: неисправность технических устройств (15%); неисправность средств противоаварийной защиты, сигнализации или связи (5%), несовершенство технологии или конструктивные недостатки (80%), для обеспечения безопасности химических производств в данном техническом регламенте необходимо устанавливать обязательные требования при:

проектировании, строительстве, монтаже, эксплуатации, ремонте и выводе из эксплуатации химических производств;

монтаже, наладке, обслуживании, диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на объектах химических производств.

2. Общая характеристика и концепция  законопроекта

Проект технического регламента состоит из 9 глав, 42 статей и одного приложения.

В первой главе определяются: сфера действия данного ТР, основные понятия, применяемые в нем, а также  определяются основные виды безопасности, требования к которым устанавливаются в ТР.

Технический регламент распространяется на химические производства, к которым  относятся опасные производственные объекты химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, а также другие взрывопожароопасные и/или химически опасные производства, на которых  получаются, используются, перерабатываются, уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные  вещества, а также вещества, представляющие опасность для окружающей среды (опасные вещества).

Технический регламент "О безопасности химических производств" не распространяется на объекты, на которых обращаются вещества, и относящиеся к объектам, на которых осуществляются добыча, обогащение и переработка полезных ископаемых; транспортировка и хранение нефти  и газа; а также к объектам металлургических производств. Требования к этим объектам устанавливаются другими специальными техническими регламентами.

Требования к техническим устройствам (машинам и оборудованию), применяемым при проведении химических процессов устанавливаются наряду с настоящим техническим регламентом, общим техническим регламентом "О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования" и специальным техническим регламентом "О безопасности машин и оборудования".

В специальном техническом регламенте "О безопасности химических производств" установлены минимально необходимые требования к безопасности химических производств, обеспечивающие промышленную, химическую, термическую и электрическую безопасность, а также взрывобезопасность. Требования, обеспечивающие пожарную и экологическую безопасность, наряду с настоящим техническим регламентом устанавливаются общими техническими регламентами "О пожарной безопасности" и "Об экологической безопасности".

Требования безопасности к химическим производствам в части обеспечения безопасности излучений, биологической безопасности, ядерной и радиационной безопасности, а также  единства измерений в настоящем техническом регламенте не рассматриваются.

Во второй главе устанавливаются требования безопасности, которые должны учитываться  при проектировании химических производств. Все они гармонизированы с международными нормами и определяются исходя из того, что безопасность достигается за счет:

• выбора технологического процесса.

•  выбора места расположения предприятия;

•  определения расположения объектов на площадке предприятия и привязки к местности;

•  выбора оборудования, разработки схемы расположения оборудования.

При выборе места для строительства предприятия учитывается рельеф местности, сейсмические характеристики, удаленность жилых районов, собираются все необходимые разрешения от градостроительных, природоохранных ведомств и, в большинстве случаев, местных органов власти. Не допускается размещение химических производств на территориях, на которых превышена предельно допустимая нагрузка на окружающую среду. Химические производства, выделяющие в атмосферу токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, не допускается располагать на территориях, не обеспеченных естественным проветриванием (замкнутые долины, котлованы, подножья гор и другие природные условия).

При определении расположения объектов на площадке определяются безопасные расстояния, учитывается возможность доступа к объектам в случае аварий. При разработке схемы расположения объектов учитываются преобладающее направление ветра, взаимное расположение операторных зданий и вспомогательных помещений, предусматриваются другие меры, позволяющие минимизировать последствия от взрывов облаков паровоздушной смеси. 

Безопасность химических производств обеспечивается за счет:

• использования в проектах технологических процессов и операций, характеризуемых наиболее низкими показателями взрывопожароопасности и токсичности применяемых веществ;

• недопущения применения в технологических процессах веществ и материалов с неизученными свойствами;

• минимизации вредных выбросов в окружающую среду, утилизация отходов химического производства; применения малоотходных и безотходных технологий;

• создания условий для локализации аварии и минимизации тяжести последствий;

• применения технологий, исключающих непосредственный контакт работающих с вредными и опасными производственными факторами;

• применения эффективных средств контроля и регулирования технологических процессов, систем и средств противоаварийной защиты;

• обеспечения надежности электроснабжения, наличие резервных источников электроэнергии;

• обеспечения безопасной остановки химического производства или отдельной установки в случае возникновения аварийной ситуации вследствие нарушения технологического процесса;

• оснащения производства оперативными системами оповещения и связи и обеспечение безопасной эвакуации людей при аварии;

• принятия мер, обеспечивающих безопасность при консервации химического производства, а также при его ликвидации.

Для каждого технологического блока осуществляется оценка энергетического уровня и степени химической опасности, обосновывается эффективность и надежность мер и технических средств защиты. Категорирование взрывоопасности технологических блоков осуществляют по значениям относительных энергетических потенциалов QB, определяемых полной энергией сгорания парогазовой фазы, находящейся в блоке, с учетом величины работы ее адиабатического расширения и величиной энергии полного сгорания испарившейся жидкости с максимально возможной площади ее пролива, а также по приведенной массе парогазовой среды m (кг). Методика оценки взрывоопасности технологических блоков химических производств утверждается Правительством Российской Федерации. Показатели категорий взрывоопасности блоков представлены в приложении к настоящему ТР.

В главе 3 установлены обязательные требования безопасности к конкретным процессам, применяемым на химических производствах, а именно: к:

процессам перемещения горючих парогазовых сред, жидкостей и мелкодисперсных твердых продуктов;

процессам разделения материальных сред;

массообменным процессам;

процессам смешения;

теплообменным процессам;

химическим  реакционным процессам;

процессам хранения и слива-налива опасных веществ.

Отдельная глава проекта технического регламента "О безопасности химических производств" посвящена требованиям безопасности к оборудованию, применяемому на химических производствах. В нее включены требования  к размещению оборудования, меры антикоррозионной защиты аппаратуры и трубопроводов, требования безопасности к насосам и компрессорам,  трубопроводам и арматуре, к  противоаварийным устройствам, а также к системам контроля, управления связи и оповещения.

В техническом регламенте в отдельной главе установлены требования к системам электроснабжения, отопления и вентиляции, водоснабжению и канализации.

В главе 7 установлены требования к персоналу химических производств, определен порядок подготовки (обучения) и аттестации (проверки знаний) работников организаций, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией опасных производственных объектов химических производств, а также порядок получения практических навыков персоналом, обслуживающим эти объекты.

Глава 8 технического регламента устанавливает формы и методы оценки соответствия. Оценка соответствия объектов технического регулирования проводится в форме государственного контроля (надзора). Также оценка соответствия проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, на капитальный ремонт химических производств,  случаях, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности таких объектов, проводится в форме  экспертизы на соответствие требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте химического производства или цехов, участков, технологических установок и других зданий и сооружений, входящих в комплекс химического производства, оценка соответствия проводится путем выдачи разрешения на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) и ввод объекта в эксплуатацию.

Оценка соответствия технических устройств, применяемых на химических производствах, требования к которым установлены в технических регламентах, проводится путем выдачи разрешения на применение конкретного вида (типа) технических устройств.

Последняя глава - заключительная. В ней установлено, что срок вступления в силу ТР по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

3. Состояние законодательства в данной сфере правового регулирования и место законопроекта в системе действующего законодательства

Технический регламент «О безопасности химических производств» направлен на реализацию Федерального закона «О техническом регулировании», и устанавливает правовые отношения, направленные на обеспечение безопасности химических производств наряду с другими федеральными законами, такими как: Трудовой кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "Об основах охраны труда в Российской Федерации", "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О пожарной безопасности", «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе». В перечисленных законах устанавливаются, в большинстве случаев, требования по организации деятельности руководителей, специалистов и обслуживающего персонала, а также их обязанности по обеспечению безопасности химических производств на всех стадиях, начиная с проектирования и заканчивая выводом объектов из эксплуатации.

Технические требования безопасности химических производств на сегодняшний день установлены в Правилах безопасности, ГОСТ'ах, СанПиН'ах, СниП'ах,  ведомственных инструкциях, приказах и других документах федеральных органов исполнительной власти и будут носить обязательный характер до принятия технических регламентов. В настоящем техническом регламенте учтены требования 27 нормативных документов Госгортехнадзора России,  38 ГОСТ'ов, 10 СНиП'ов, одного НПБ,  одного СН и ПУЭ.

Законопроект имеет ключевое значение для повышения эффективности государственного нормативного регулирования в области безопасности химических производств и приведения практики правоотношений в данной сфере в соответствие с международным законодательством.

Система регулирования безопасности химических производств должна выглядеть следующим образом:

Технический регламент (Федеральный закон), другие федеральные законы;

Национальные стандарты и другие документы, принятые федеральными органами исполнительной власти и содержащие рекомендательные нормы;

Стандарты организаций.

4. Реализация Федерального закона специального технического регламента «О безопасности химических производств»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

С момента введения в действие настоящего Федерального закона  нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей ему.

В случае принятия Федерального закона специального технического регламента «О безопасности химических производств» необходимо принять следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении методики оценки взрывоопасности технологических блоков химических производств».

Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований технического регламента «О безопасности химических производств».

Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка выдачи разрешения на применение технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах».

В результате реализации технического регламента "О безопасности химических производств" можно ожидать, что:

будет повышена противоаварийная устойчивость химических производств, снижена вероятность загрязнения окружающей среды за счет минимизации аварийных выбросов опасных химических веществ;

увеличится привлекательность предприятий химической отрасли для иностранных и отечественных инвесторов за счет гармонизации отечественных правовых норм с зарубежными нормами;

уменьшится вероятность трансграничных промышленных аварий, которые могут положительно отразиться на экологическом и экономическом состоянии других стран и будут способствовать выполнению обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий.

Принятие данного технического регламента позволит скорректировать формы государственного вмешательства в экономику в части отказа от избыточного регулирования и повышения эффективности действий государственной власти в сфере обеспечения безопасного функционирования химических производств. При этом государство добровольно отказывается от контроля за параметрами производственных процессов, которые не оказывают влияния на уровень безопасности химических производств, сокращает количество разрешительных процедур, что снизит бремя административного воздействия на предпринимателей, будет способствовать созданию благоприятного предпринимательского климата в России. В то же время, установление обязательных требований безопасности на законодательном уровне снизит риск аварий и загрязнения окружающей среды при эксплуатации химических производств за счет возможности оптимального распределения финансовых ресурсов на обеспечение их безопасности.

Принятие и реализация Федерального закона специального технического регламента "О безопасности химических производств" не приведет к увеличению расходных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

www.newchemistry.ru