ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ |
Переходный период, отпущенный законом «О техническом регулировании», который вступил в силу с 01.07.2003, перешел к завершающей стадии. |
Остается путь меньше двух с половиной лет. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии проводит активную работу по внедрению основных положений закона, касающихся области технического регулирования, в жизнь страны. Вокруг закона не утихают споры, сколько людей, столько и мнений. В прессе проходят постоянные дискуссии, результатом которых являются осуществленные поправки к закону, принятые 01.05.2007 за № 35 ФЗ и 09.05.2005 № 45 ФЗ. Многие задают вопрос: А нужен ли закон? Своевременен ли он? Не наносит ли он больше вреда, чем пользы? Сегодня можно с уверенностью сказать: да, нужен. Сертификация в том виде, в котором она существует сейчас, сыграет значительную роль в построении системы, которая обеспечивала бы защиту наших граждан от некачественной продукции, способной нанести вред жизни и здоровью людей. Эта система далека от совершенства. У недобросовестных продавцов и производителей остается много лазеек. В подтверждении соответствия происходят значительные изменения. Если сегодня в основном мы имеем дело с сертификацией продукции, осуществляемой в соответствии с десятью известными схемами, девятая и десятая из которых посвящены подтверждению соответствия путем декларирования, то в ближайшем будущем декларирование станет основной формой подтверждения соответствия. Схема подтверждения соответствия Декларирование соответствия будет осуществляться в двух формах: принятие декларации о соответствии на основе собственных доказательств; принятие деклараций на основе доказательств полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра)). Круг заявителей будет определяться соответствующим техническим регламентом. В качестве заявителя, в соответствии с законодательством РФ, может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (изготовитель или продавец), либо выполняющий функции иностранного изготовителя, в соответствии с договором, который имеет на это юридическое право, и будет нести всю ответственность за несоответствие продукции установленным требованиям. Следовательно, непосредственно иностранная фирма-производитель не может использовать эту форму подтверждения соответствия без соответствующего договора. При подаче декларации на основе собственных доказательств заявитель может использовать техническую документацию, результаты собственных испытаний и измерений и любые другие доказательства, которые могут являться доказательной базой соответствия продукции требованиям технических регламентов. При декларировании с участием третьей стороны в качестве доказательных материалов будут выступать протоколы испытательных лабораторий (центров), имеющих аттестаты аккредитаций. Обязательная сертификация будет производиться органами по сертификации. Если сегодня в качестве документов при проведении обязательной сертификации используют ГОСТы (национальные стандарты) и свод правил, то при введении в действие технических регламентов только они будут являться доказательной базой соответствия продукции. Технические регламенты принимаются исключительно в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. Особой целью является предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Технические регламенты разрабатываются в установленном порядке и принимаются федеральным законом или постановлением правительства РФ. |
Существует два основных вида технических регламентов: предписывающие регламенты, определяющие средство достижения установленного результата; регламенты на эксплуатационные характеристики, точно устанавливающие запланированную цель, но позволяющие регулируемому объекту определить свой метод достижения результата. Предписывающие регламенты устанавливают строго определенный способ достижения цели, а это может привести к ограничениям в экономическом развитии, производстве и торговле и создать препятствие в техническом прогрессе. При необходимости достижения определенных конкретных целей в условиях ограниченной возможности они способны выполнить свои функцио¬нальные задачи. Вторая группа технических регламентов на эксплуатационные характеристики обладает большей гибкостью и способствует определению наиболее эффективного метода обеспечения соответствия, и им, как правило, отдается предпочтение. Техническим регламентам на эксплуатационные характеристики отдается предпочтение в сравнении с предписывающими регламентами, т. к. они обладают наименее ограничительной формой технического регулирования и одобряются странами участниками АТЭС (Руководящие положения АТЭС по разработке, принятию и пересмотру технических регламентов) и участниками ВТО (ст. 2.8. Соглашения по ТБТ. ВТО). Существует, однако, мнение, что такие регламенты могут затруднить процесс контроля и обеспечения соответствия. Для регулирующих органов из-за неуверенности, возникающей из-за возможности применения различных методов достижения соответствия, одним из способов решения проблем регламентов на эксплуатационные характеристики является возможность включения в них ссылок на стандарты. Этот вопрос долго дискутировался, т. к., с одной стороны, возможность таких ссылок нарушает один из основных принципов стандартизации — добровольность стандартов, но, с другой стороны, такая возможность решает многие проблемы юридического и технического характера. Национальные стандарты приобретают статус добровольно-обязательных. Но если в регламентах приводятся только ссылки на те части стандарта, которые минимально необходимы для выполнения целей технического регулирования, то это оправдано. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» в области стандартизации остаются пять категорий документов: - национальные стандарты; - правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; - стандарты организаций; - своды правил. Последняя пятая категория была добавлена в изменения к ФЗ 01.05.2007 г., что, несомненно, является необходимым. В качестве доказательной базы, на которую возможно ссылаться в технических регламентах при проведении процедуры обязательного подтверждения соответствия, можно использовать только национальные стандарты и своды правил. |
При добровольном подтверждении соответствия процедура осуществляется на соответствие требованиям национальных стандартов, стандартов организаций, сводов правил и услуг системам добровольной сертификации, условиям договоров. Продукция, прошедшая обязательную сертификацию (в том числе и декларирование) на сегодняшний день маркируется знаком соответствия (ГОСТ Р 50460 92 «Знак соответствия при обязательной сертификации»: формы, размеры и технические требования). Продукция, прошедшая добровольную сертификацию на соответствие всем требованиям национального стандарта, маркируется знаком соответствия национальным стандартам (ГОСТ Р 1.9.-2004 «Знак соответствия национальным стандартам РФ: изображения, порядок, применение»). С введением в действие технических регламентов продукция, соответствующая их требованиям, будет маркироваться знаком обращения на рынке. Данный знак будет нести информацию о безопасности продукции в соответствии с требованиями технического регламента, распространяющегося на данный вид продукции. Органы государственного надзора будут требовать предъявления декларации или сертификата соответствия, если они предусмотрены техническими регламентами, и только в этом случае она имеет право хождения на рынке РФ. Следовательно, государство будет отслеживать только без¬опасность продукции. А как же качество? Как и во всех цивилизованных странах, все претензии по качеству будут рассматриваться судебной системой, для нее и существует закон «О защите прав потребителей». Существенным изменением (от 01.05.2007 № 65ФЗ) к Федеральному закону «О техническом регулировании» являлось перечисление 17 технических регламентов, которые должны быть приняты до 1 января 2010 г. В их число вошел регламент о безопасности средств индивидуальной защиты, а это значит, что уже в ближайшем будущем в этой области нас ждут существенные перемены. От того, насколько продумано будут подготовлены основополагающие документы, будет зависеть безопасность работы людей в различных сферах производственной деятельности. В области стандартизации предстоит решить две глобальные задачи: актуализация стандартов; гармонизация стандартов европейскими стандартами. В решении этих вопросов должны принять участие все заинтересованные лица, начиная от потребителей, тех, кто непосредственно заинтересован в безопасности своих сотрудников, производителей отечественных средств индивидуальной защиты и фирм, поставляющих продукцию на российский рынок. Только при всеобщей заинтересованности и прямом участии можно обеспечить ведущие отрасли промышленности, в которых имеется риск нанесения вреда, средствами, могущими обеспечить максимально возможный уровень защиты. А. Ф. Давыдов |