БУДУТ ЛИ "КАМАЗЫ" ПЛАСТМАССОВЫМИ?


 По информации, прозвучавшей на одном из недавних собраний нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан, что челнинский гигант собирается наращивать долю полимерных материалов в производстве знаменитых автомобилей. Не случайно это вызвало неподдельный интерес. Пластмассовый "КАМАЗ"? Помилосердствуйте, а как же стандартный набор работ, который везет на себе пока еще железный конь Автограда?


Патриотичная игрушка из прошлого: миниатюрная, но очень точная копия татарстанского грузовика, ставшего всемирно известным благодаря пустынным ралли. Ее изготовители постарались на славу - даже детский взгляд мог оценить блестящее исполнение крошечной кабины, реечек борта кузова, открывающихся дверец, филигранной панели приборов, крутящегося руля, тончайших "дворников"... Но самое ценное в этой, в общем, мальчишечьей радости было то, что, в отличие от пустотелых и оттого безрадостно громыхающих на колдобинах дворика пластмассовых самосвалов, тракторов и прочей спецтехники, эта маленькая машинка была весомой и серьезной: она полностью, за исключением разве что колес и лобового стекла, была исполнена из железа. Словом, то был самый настоящий "КАМАЗ", просто уменьшенный - и даже заветные буквы его наименования украшали носовую часть кабины блестящими литыми медальончиками.

 

Детские впечатления очень часто перерастают во взрослые аксиомы. И вот почти не разубедить себя в том, что незаменимые спутники строек, карьеров, сельхозработ, трасс - это единый металлический механизм, в котором нет места другим материалам. Ну разве что стеклу и резине колес. Логика здесь, что называется, "железная": "КАМАЗы" - труженики, им и надо быть выносливей, массивней, крепче, а что может быть более подходящим для этого, чем металлические сплавы?

Именно поэтому прозвучавшая на одном из недавних собраний нефтегазохимического комплекса республики информация о том, что челнинский гигант собирается наращивать долю полимерных материалов в производстве знаменитых автомобилей, вызвала неподдельный интерес. Пластмассовый "КАМАЗ"? Помилосердствуйте, а как же стандартный набор работ, который везет на себе пока еще железный конь Автограда?

"Прежде всего, речь идет о "трассовиках" - седельных тягачах бортовых автомобилей, а не о самосвалах или шасси для спецнадстроек", - пояснил ситуацию для "ВиД" заместитель главного конструктора ОАО "КАМАЗ" по компонентам Хайретдин Шараев. Он же рассказал об истории и перспективах этого направления в автостроении.


Новое старое направление

Научно-технический центр - очень интересное и важное подразделение ОАО "КАМАЗ", так как именно здесь рождаются идеи по внешнему виду грузовика и его внутреннему наполнению. Формально он существует более двадцати лет, но в целом структура выросла из управления главного конструктора, существовавшего с первого дня работы автогиганта.

Тогда же появилась и предтеча подразделения, которое впоследствии стало вести "полимерное" направление работы: в рамках отдела комплектующих изделий появилось бюро неметаллических изделий и материалов. Его прерогативой и стали пластмасса, резина, стекло и даже картон. Поэтому заявлять о сегодняшнем применении пластмассы на производстве как о ноу-хау было бы неверно. Просто сейчас на смену традиционным приходят новые материалы, пояснил Хайретдин Шараев.

К примеру, ныне в конструкциях "КАМАЗов" применяется более 350 наименований изделий только из пластмассовых полимерных материалов: детали экстерьера кабины, панель приборов, отделка салона, корпусы зеркал, полиамидные трубки пневматических систем, гофрированные трубки, конструкционные детали, воздуховоды и детали воздушного фильтра. Все это - не считая "мелочи" из системы отопления, вентиляции и термоэластопластов заменивших в последнее время резину на чехлах электрооборудования. Причем используется вся гамма полимеров. Основная масса: полипропилен и его композиции, полиуретан разных исполнений, стирольные пластики (АБС и АБС+поликарбонат), поливинилхлорид (ПВХ), полиэтилен, полиэфирный стеклопластик, полиамид, фторопласты и многое другое.

Кому оно надо?

На эту незамысловатую тему можно написать философский трактат, однако суть его сведется к одному: таково требование времени. Увеличение объемов применения пластмасс - не только конкурентоспособность "КАМАЗа" вкупе с удовлетворением потребителя, но еще и уменьшение массы машины, снижение расхода топлива, лучшие аэродинамические и эксплуатационные характеристики, не считая поля фантазии для дизайнеров.

Сегодня "КАМАЗ" немного проигрывает мировым автопроизводителям в объемах использования полимеров. "На грузовой автомобиль "Вольво" или "Скания" идет около 150 кг пластмассы", - знакомит "ВиД" с мировыми тенденциями заместитель главного конструктора. - А у нас, в среднем, этот показатель от 80 кг до 120 кг, хотя на новых моделях автомобилей закладывается уже и до 170 кг"...

Заметное отставание на рубеже 80-90 годов прошлого века, когда в нашей стране практически не было производства крупногабаритных пластиковых деталей, с лихвой наверстывается сегодня. И пора поисков институтов, получения опытных образцов, их испытаний (большинство из которых до освоения по причине дороговизны или отсутствия производителя не доходило) сменилась временами более мобильного бизнеса и ориентиром на мировую практику. "В плане перевода, к примеру, ряда алюминиевых деталей двигательной группы на пластмассовые мировые автоконцерны, конечно, опережают нас. А вот в экстерьерных и интерьерных деталях по объему полимеров мы практически не уступаем", - делится достижениями Хайретдин Закирзянович.


А как же качество?

"Многие полимеры сейчас создаются для конкуренции с металлами. Они более технологичны, легки, их проще перерабатывать. А по характеристикам, к примеру, есть уже такие материалы, которые в иных моментах выигрывают у железа", - ответил представитель КАМАЗа.

Как ни парадоксально, у нашего грузовика появились полимерные крылья; сложный по наименованию "полидициклопентадиен" (ПолиДЦПД), известный так же, как торговая марка "телен", стал прекрасным материалом для деталей нижнего пояса - красиво и прочно. Но, оговоримся, такой "мейк-ап" предусмотрен в основном для магистральных автомобилей. Самосвалам же, спецтехнике, работающим в карьерных условиях, на стройках, армейским автомобилям внешний пластик перепадает лишь в комбинации с металлом. Оно и верно - назначение обязывает.

Основную же массу "полимеризации" принимает на себя салон грузовиков, в связи с чем напросился вопрос об экологической безопасности водителя и его пассажиров.

"А в легковых машинах - как?" - ответил Хайретдин Шараев вопросом на вопрос. - "У нас в основном те же материалы, отвечающие санитарным нормам. Единственное, к чему можно придраться - обивка крыши из материала на текстильной основе "порозо". В тропическом климате с излишним теплом и влагой из него могло выделяться некоторое количество фенола. Поэтому мы уже от него отходим: теперь место связующего фенолформальдегида заменят безопасные полипропиленовые волокна".


Откуда пластмасса?

Неметаллические детали на КАМАЗ поставляют 46 фирм. Татарстанцев среди этого числа около двадцати, что, безусловно, является поддержкой республиканской нефтехимии. К примеру, резинотехнические изделия - вотчина "КВАРТа", силикон - тоже наш. Для пластмасс в небольших количествах используется местный полипропилен, для полиуретана - один нижнекамский компонент; "Хитон-пласт" делает "интернациональные" смеси с рядом зарубежных компонентов на местной основе. Впрочем, рыночное развитие и здесь расставляет свои акценты.

"Например, на такие детали, как рулевые колеса, панель приборов вроде бы сырье в России есть, но более качественное - зарубежное", - вносит ясность Хайретдин Закирзянович. Он же выразил надежду на то, что и наши производители доведут технологии до требований современного автопрома, а значит, и на увеличение доли республиканского сырья. "Наши поставщики в данный момент вынуждены искать хорошие материалы за пределами республики", - резюмировал заместитель главного конструктора, приводя в пример тот факт, что уфимский полипропилен обыгрывает нижнекамский, хотя наш дешевле. К тому же даже при условии волшебно быстрого роста качества всегда останутся материалы, которые просто в принципе не производятся в России. Полиамид для трубок пневмосистем, к слову сказать, стопроцентно закупается во Франции. Поэтому перспектива создания в Татарстане совместных с зарубежными производителями автокомпонентных производств воспринимается на КАМАЗе с воодушевлением.

"Это нужно только приветствовать, - подтвердил представитель камского автоконцерна. - Ведь те же крупногабаритные детали нецелесообразно возить из-за рубежа хотя бы из-за транспортировки, проблем по упаковке и укладке. Их надо производить здесь". Не исключено, что тогда-то и будут востребованы местные материалы.

Свой путь

С полимерами напрямую связаны грядущие внешние и внутренние метаморфозы татарстанского грузовика. В действующем производстве объем изделий из пластмасс в машине составляет 1-2% от его массы, а к 2012 году применение полимеросодержащих изделий планируется увеличить до 3-3,5%, или до 250 кг на автомобиль. Таковы шаги на пути к рестайлингу кабины, а затем - и к полностью новому облику привычного нам "КАМАЗа".

Причем озвученные проценты не являются предельными цифрами. Мир меняется, в профильных журналах для конструкторов уже печатаются прогнозы о возможном создании даже двигателей на стопроцентном использовании композитов. Впрочем, настолько безоговорочно отказываться от металла на КАМАЗе, конечно, не планируют. Так, блоки, головки в той же двигательной части - это пока стальная прерогатива. Но вот по крышкам цилиндров, поддону уже сейчас подбираются альтернативные материалы...

 Сегодня ведутся работы по созданию новой кабины, которая должна ответить запросам современного потребителя. "Машина примет более современный вид, водитель получит удобный, эргономичный интерьер не хуже, чем в иномарках", - знакомит "ВиД" с проектом Хайретдин Шараев и конкретизирует: "Будет изменена панель приборов, система вентиляции и отопления, появятся пневматические сидения с различным регулированием. Улучшится обзорность, станет удобнее спальное место. А снаружи кабина будет иметь совершенно новый дизайн и отвечать самым современным требованиям".

К работе уже на стадии проектирования подключены челнинское ООО "НПФ "Автодизайн" и ОАО "Хитон-пласт" со своими технологиями и поиском новых материалов, включая редкие для России. К примеру, это более дешевая и качественная альтернатива "телену" - полимер SMC. К его неоспоримым качествам относится, в частности, возможность покраски вместе с металлом без "разнотона". Или замена внешней резины термоэластопластом - более устойчивым к озонному старению, температурному разрушению, солнечным лучам. Сегодня появились его новые "модификации" - динамические термоэластопласты, которые совмещают характеристики резины и пластмассы. Эта технология сейчас осваивается на ОАО "КВАРТ".

Скажется ли модернизация на стоимости? Безусловно, да. Но за счет использования новых технологий и оптимальных материалов некоторые детали понизят себестоимость даже по сравнению с сегодняшним днем, и, в итоге, цена "КАМАЗа" (который сегодня, к слову, стоит на 30-50% меньше зарубежного грузовика) все равно будет доступнее импортного грузовика.

Тем более, как считают работники камского концерна, у "КАМАЗа"- свой путь и облик. Мировой опыт - это поле для изучения и возможного применения, но никто не заменит знания отечественных реалий и потребностей. Поэтому наша машина всегда выгоднее отличится на местном бездорожье, при перепадах температур и "сюрпризах" нефтепродуктов. Даже "полупластмассовая".

... А детскую игрушку обязательно нужно сохранить - как память о времени, когда грузовики еще громыхали железом.


По материалам www.e-vid.ru