ЮЖНЫЕ ВОРОТА РОССИИ: быть ли порту Махлая? |
По мнению Владимира Махлая, владельца «Тольяттиазот», создание нового порта в Азово-Черноморском бассейне, выгодно всей России. Сегодня, когда Украина «разыгрывает карту Одесского припортового завода», - это становится особенно актуальным. Данная проблема находит все большее понимание у государства. Так быть ли новому морскому порту на юге России? |
Когда-то Михаил Лермонтов назвал Тамань самым скверным городишком из всех приморских городов России. Этой фразой начинается новелла "Тамань"; Чехов считал ее образцом прозы. Офицера с подорожной судьба кинула в мирный круг честных контрабандистов: "Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!" Владимир Николаевич Махлай любит перечитывать русскую классику. В его домашней библиотеке - Пушкин и Лермонтов, Гоголь и Толстой, Чехов и Шолохов... В первую командировку на Тамань он прилетел с "Героем нашего времени", с "Таманью"... Но искал на обрывистом берегу не следы лермонтовских героев, их белый парус давным-давно растаял между темных волн времени... Здесь от поэтических сравнений перейдем к суровой прозе. Что привело президента корпорации "Тольяттиазот", человека вполне прагматичного, на пустынный, заброшенный берег? Привели деловые соображения, важные не только для одного завода, хотя и крупного, ведущего в отрасли. Азотный завод в Тольятти строили по компенсационным соглашениям. Эту схему выработали советские министры Костандов (химия) и Патоличев (внешняя торговля). Господам капиталистам предлагали за кредиты и оборудование расплачиваться готовой продукцией. Арманд Хаммер, американский миллиардер, сделку поддержал. А как с берегов Волги аммиак переправить в Америку? Цистернами до порта или по трубе. Но ни одной трубы для перекачки аммиака в Союзе не было. Предстояло построить аммиакопровод от Тольятти до Одессы. После разрушения СССР уникальную трубу перерезала государственная граница - одна часть осталась в России, вторая отошла Украине. И тут же российские химики на себе почувствовали, что такое монополизм в действии. - Украинские партнеры, - рассказывает Владимир Николаевич Махлай, - начали повышать тарифы на транзит и перевалку аммиака, а также ввели ограничения по объемам. Вот тогда-то нам и пришлось искать новые площадки и схемы транспортировки своего груза. Такую площадку Махлай нашел на Тамани, в бухте Железный Рог. Интересы завода, расположенного далеко от морей, полностью совпадали с государственными интересами. В Кремле и правительстве толковали о том, что России необходимы новые морские порты. И даже что-то делали. За семь лет (2000-2007) наши порты увеличили объем переработки грузов более чем в два раза. Рост, конечно, впечатляет. Теперь 80 процентов внешнепортовых грузов нашей страны обрабатываются в отечественных пределах. Поставлена задача: к 2015 году выйти на планку 90 процентов. Значит, нужно расширять действующие порты (их у нас 62) и обязательно закладывать новые. На Балтике и Дальнем Востоке, в Азово-Черноморском бассейне и на Севере. Пока властители приходили к этому очевидному выводу, Владимир Николаевич Махлай действовал. Его идею построить новый порт, перевалочный комплекс аммиака поддержали власти Кубани и Темрюкского района. "Тольяттиазот" заключил с ними договоры о сотрудничестве, в которых оговаривались обязательства каждой стороны. - Создание нового порта в Азово-Черноморском бассейне, - особо подчеркивает Владимир Махлай, - выгодно всей России, Краснодарскому краю, транспортникам. Ведь страна потеряла большую часть перевалочных мощностей на юге России. Два глубоководных черноморских порта - Новороссийск и Туапсе - хотя и существенно нарастили свою инфраструктуру, однако все же имеют некоторые ограничения и по территории, и по объемам, и по номенклатуре перерабатываемых грузов. До сих пор значительная часть российских экспортных грузов доставляется потребителям через порты Украины и прибалтийских стран. |
Проект строительства перевалочного комплекса ОАО "Тольяттиазот" прошел строжайшую экспертизу, получил положительные заключения экологической экспертизы и Главгосэкспертизы Госстроя России. В октябре 2003 года было получено разрешение на строительство от администрации Краснодарского края. И стройка началась. Поднимались производственные объекты "береговой и морской составляющей", как говорят специалисты, создавалась социальная инфраструктура. За счет собственных средств и кредитных ресурсов "Тольяттиазот" проложил железнодорожную ветку от станции Вышестеблиевская до поселка Волна (36 километров), построил железнодорожную станцию "Тольяттиазот" (8 путей по 850 метров и два пути на 1050 метров). Для слива жидкого аммиака из железнодорожных цистерн построена двусторонняя сливная эстакада, склад хранения на два резервуара вместимостью по 30 тысяч тонн каждый. Емкости для хранения аммиака спроектированы и построены по самой современной технологии, это надо подчеркнуть особо. Они имеют двустенную конструкцию и выполнены из высокопрочных материалов, обеспечивающих полную герметичность и соответствующую безопасность. Морская составляющая перевалочного комплекса "Тольяттиазот" включает берегоукрепительные сооружения, гидротехническую эстакаду протяженностью 2208 метров, технологический причал N1 для перегрузки аммиака, а также объекты обеспечения жизнедеятельности перевалочного комплекса. Это здание Морской администрации порта Тамань, где будут размещаться все федеральные контрольно-надзорные структуры. Все это готово к эксплуатации. Морские причалы и береговой терминал аммиака соединяет гидротехническая эстакада. С одной стороны эстакады будут проходить технологические трубопроводы; смонтированы причалы для подачи аммиака на стендер и непосредственно на морские суда грузоподъемностью до 35 тысяч тонн. Первоначально проектные мощности перевалочного комплекса "Тольяттиазот" были рассчитаны на перевалку 2 миллионов тонн жидкого аммиака в год. Но вскоре стало ясно, что эти наметки можно и нужно пересмотреть. - В 2004 году мы подали декларацию о намерениях по увеличению объемов перевалки грузов до 6 миллионов тонн собственной грузовой базы, включая наливные, генеральные грузы и минеральные удобрения, - рассказывает Владимир Николаевич Махлай. - Такого рода коррективы выгодны как нашей корпорации, так и стране - новые портовые мощности России весьма и весьма необходимы. Выгодно это и Краснодарскому краю, который получает новые рабочие места, стабильную занятость. Вторая очередь строительства перевалочного комплекса ОАО "Тольяттиазот" предусматривает создание причала для перевалки генеральных грузов. Для этого приобретены и смонтированы два портовых крана немецкого производства "Либхер" грузоподъемностью 100 тонн и производительной мощностью 1000 тонн в час, а также козловой кран грузоподъемностью 40 тонн. В районе порта построены автомобильная и железная дороги, газопровод и газораспределительная станция, крупные очистные сооружения. Тольяттинские химики с первых шагов показали, что чувствуют себя в этом краю не временщиками. Сотни и сотни жителей станции Тамань и поселка Волна признательны им за ремонт больницы, за девять автобусов "Икарус", пополнивших местный автопарк, за внимание к школе. Для работников комплекса в поселке построены три пятиэтажных дома - это 150 квартир! Еще три таких дома строятся. В поселке Волна, некогда заброшенном, поднимаются один за другим частные дома. Значит, люди видят перспективу. Не так давно Тамань получила официальный статус морского порта. Это привлекло еще четырех инвесторов, которые включились в Генеральный план развития порта. Но когда же Тамань встретит уплывший "парус"? Что тормозит стройку? |
По мнению Владимира Махлая, камнем преткновения стала железнодорожная ветка в 36 километров, построенная компанией "Тольяттиазот" на собственные средства и для собственных нужд. Руководство ОАО РЖД считает, что она должна быть передана на баланс "Российских железных дорог". "Тольяттиазот" отстаивает право иметь свою технологическую ветку, чтобы не зависеть от неблагоприятных ситуаций на дороге: скоплений грузов, пробок, заторов... "Мы видим, как Украина разыгрывает карту Одесского припортового завода. Просто шоу какое-то. И сегодня нет гарантии, что завтра будем нормально работать с этим заводом. И я не хочу, чтобы нас застали врасплох. Мы готовы предоставлять услуги и другим компаниям, которые собираются перевозить свои грузы, мы открыты для всестороннего сотрудничества". В этих условиях, убежден президент корпорации "Тольяттиазот", все, от кого зависит судьба порта, - инвесторы, транспортники, представители государственных органов должны за столом переговоров разобраться в разногласиях, приступить к совместной работе. Ведь создание и успешное развитие морского порта Тамань имеет огромное значение, геополитическое и социально-экономическое, для всей страны. Кстати, комплексов по перевалке жидкого аммиака ни в одном порту России нет. Это - единственный. - Таманью мы занимаемся десять лет, - говорит Владимир Николаевич. - К большому сожалению, реально работали только пять лет из десяти. А последние пять, по существу, не работаем. И не по своей вине. Ценнейшее оборудование - газовые турбины, трансформаторы, насосы - простояло пять лет. А там гидравлика, подшипники, высокое давление... Материалы высохли, вышли из строя. Нужно провести полную ревизию техники - а это кругленькая сумма, 25 миллионов евро! Вся эта техника могла работать, приносить прибыль Темрюкскому району, Кубани, нашей корпорации. - Вы, конечно, обратили внимание на то, что Россия меняет свое отношение к портам. Вышло одно постановление правительства, второе... - Обратил внимание. Вижу, что Морская коллегия во главе с Сергеем Борисовичем Ивановым, зампредом правительства, постоянно занимается этой темой... Все понимают: новый порт на Юге необходим. Мы надеемся, что произойдут позитивные сдвиги в строительстве перевалочного комплекса порта Тамань. К работе подключилась одна из структур Минтранспорта России, а именно Ространсмодернизация, которая берется за комплексное решение проблем строительства и эксплуатации вновь вводимых портовых мощностей. Владимир Николаевич знает на таманской стройке каждую пядь. Спрашивает по существу за каждый объект: "Что делается на компрессии? Разделении воздуха? Что с железной дорогой? На гидроэстакаде? Почему остается большой незавершенка?" Пока не на все вопросы он получает ответы, которые бы радовали. На больших стройках нередко так бывает. Посмотришь со стороны: вроде еще пахать и пахать до пуска. Но душа порта (прокатного стана, химического цеха, жилого комплекса) уже живет. Так и на Тамани, "самом скверном городишке из всех приморских городов России". Но не вечно же ему быть таким… По материалам "Трибуна" |