УПАКОВОЧНАЯ МОДА ИЗ АМЕРИКИ


Рынок упаковки продолжает расти, и перед ним возникают различные проблемы, от растущих цен на полимеры до движения в сторону биопластмасс.


 

По прогнозам рынок упаковок из формованных пластмасс не будет значительно развиваться в ближайшее время. Тем не менее, как говорит Мэтью Джемисона, директора Plante & Moran Corporate Finance (PMCF, Southfield, MI; www.plantemoran.com), некоторые устойчивые тенденции приведут к планомерному росту спроса.

«Мы ожидаем ежегодный рост этого рынка на уровне 4.5% в течение следующих четырех лет» - говорит он. «Это станет прямым следствием инноваций в области проектирования, развития рынков конечного применения, перехода на другие упаковочные материалы, а также повышения рабочих характеристик».

Проблемы и достоинства

 

Компания Wells Dairy, штат Айова, переключилась на овальные контейнеры емкостью 56 унций, изготовленные методом формования из нового низкотемпературного РР от LyondellBasell, которые используются для упаковки продукции под брендом Blue Bunny. Это позволило данному упакованному мороженому стать самым быстро растущим  продуктом прошлого года в США.

 

По данным Plante & Moran формованные крышки и пробки по-прежнему доминируют в сегменте жесткой упаковки, и конкуренция со стороны иностранных компаний их не коснется.

Джемисон добавляет, что формованная упаковка, которая большинством аналитиков классифицируется как жесткая упаковка, вскоре столкнется с противоборствующими рыночными силами. «Тенденции рынка конечного применения благоприятны в областях производства напитков и товаров личной гигиены, однако угроза со стороны мягких сумок в ближайшие годы скажется на росте рынка жестких контейнеров». Высокотемпературное формование также начинает вгрызаться в некоторые области упаковок для продуктов питания, в том числе упаковок для йогуртов и коробок для маргарина.

Это будет компенсировано ростом сегмента крышек и пробок, вызванного ростом спроса на средства определения вскрытия, защиту от неумелого обращения и инновационные системы распределения. Существует одно препятствие: по данным PMCF нижний сегмент рынка все больше наполняется товарами широкого потребления; также компания предполагает, что продукты питания и напитки останутся крупнейшим рынком конечного использования для пластиковой упаковки, охватывая 57.6% рынка.

Свое влияние в этой ситуации оказывает и стареющее население Северной Америки. Растет потребление лекарств, отпускаемых по рецепту, соответственно увеличивается спрос на упаковку для фармацевтической продукции. PMCF прогнозирует значительный рост рынка конечного использования пластиковой упаковки благодаря потребности в упаковках для стандартных доз, пластиковых бутылках и контейнерах.

Как насчет угрозы со стороны иностранной конкуренции? Джемисон говорит, что пока эта проблема беспокоит производителей пленки и проката, для многих видов пластиковой упаковки требуется короткий период освоения, строгие требования по качеству, значительные затраты на логистику и высокая степень автоматизатии. «Поэтому иностранная конкуренция почти не коснется этой продукции» - добавляет он.

Если вкратце, то здесь действуют несколько факторов. Формованные крышки и пробки быстро становятся стандартом де факто, обеспечивая добавочную стоимость. Во-вторых, несмотря на то, что потребители, возможно, говорят, что хотят видеть эту продукцию более экологичной, они покупают все больше и больше порционных пищевых полуфабрикатов, поставляемых в формованных контейнерах. Наконец, существование сильного медицинского рынка означает высокий спрос на упаковки для фармацевтических товаров.

Набирающие силу тенденции

Крис Пандис, глава маркетингового подразделения в упаковочном сегменте копании Clariant Masterbatches (Муттенз, Швейцария и Холден, штат Массачусетс), говорит, что главной проблемой в области упаковки в настоящее время является ценовое давление. «Два главных рабочих материала на рынке жесткой упаковки – это PP и HDPE, и за последние несколько лет цены на них значительно возросли» - объясняет он. «Наши заказчики стараются соответственно повышать и свои цены, но им противостоят владельцы брендов, так как крупные розничные торговцы упаковкой отказываются признавать какой-либо рост цен. В США нашим заказчикам особенно сложно передать рост цен дальше по цепочке».

С другой стороны, Пандис наблюдает серьезный интерес заказчиков к работе с биополимерами. «До настоящего времени в жизнь претворились лишь немногие области применения, так как пищевая промышленность вынуждена быть консервативной. Хотя заказчики заинтересованы в переходе к биополимерам, большинство из них пока еще не готовы к этому. К тому же потребители также находятся в затруднении. Поэтому, пройдет еще год или более, прежде чем эта тенденция наберет силу».

По словам Пандиса упаковка для пищевых продуктов, крупнейший сегмент рынка формованной упаковки, остается местом, чувствительным к изменению цены. Это еще одна причина, почему биопластмассы пока не играют серьезную роль. «Когда цены станут сравнимы с традиционными полимерами, мы сможем увидеть больше биополимеров в этой области» - добавляет он.

Работая с владельцами брендов, Пандис получает информацию, полученную из ведущихся исследований, согласно которой 50-75% решений о покупке в продуктовом магазине принимается в момент продажи. «Приверженность к определенным брендам ослабевает, и упаковка становится важной как никогда» - говорит он. В результате сегодня циклы обновления брендов сократились до 18-24 месяцев. Раньше они составляли четыре-пять лет.

«Разграничение [проводится] по характеристикам продукции, и сегодня как никогда важно поддерживать новизну бренда» - добавляет Пандис.

В США, отмечает он, крышки и пробки для бутылок с напитками щеголяют богатством цветов, прозрачностью и особыми функциями. «Также очень важным становится соблюдение регулирующих норм, а также обладать соответствующими органолептическими свойствами [слабый вкус или запах или их отсутствие], особенно в области минеральной воды». Пандис подчеркивает, что упаковщики могут достичь согласия в отношении этих свойств, но в чистом остатке окажется снижение уровня продаж продукта, если вкус будет изменяться.

www.polymery.ru