ТАНК-КОНТЕЙНЕРЫ: преимущества для химических грузов


С момента появления танк-контейнеров на рынке перевозок жидких опасных грузов в 60-х годах двадцатого века,  развитие и усовершенствование этого оборудования позволило танк-контейнерам занять прочные позиции одного из наиболее надежных и экономичных транспортных средств, отвечающего различным международным и национальным требованиям


Мультимодальные международные перевозки 

 

Танк-контейнер – мультимодальное транспортное средство, предназначенное для перевозки пищевых продуктов, жидкой химии и сжиженных газов. Габариты и посадочные размеры 20" танк-контейнера стандарта ISO полностью совпадают с размерами 20" сухогрузного контейнера, что позволяет без каких-либо ограничений перевозить танк-контейнеры

- на железнодорожных платформах, по два груженых танк-контейнера на двухфитинговой платформе или три порожних контейнера на трехфитинговой платформе

- на полуприцепе седельного тягача; в ряде европейских стран допускается перевозка двух танк-контейнеров одним тягачом

- на морских и речных судах, допускается штабелирование до 8 ярусов

Таким образом, танк-контейнеры позволяют организовать перевозку жидких опасных и пищевых грузов "от двери до двери", без промежуточной перевалки груза в портах и на железнодорожных станциях. Отсутствие перевалки груза сокращает время и стоимость транспортировки, существенно увеличивает безопасность такой перевозки, поскольку, как известно, подавляющее большинство инцидентов с опасными грузами происходит именно при перевалке груза из одного транспортного средства в другое или в емкости временного хранения.

Танк-контейнеры, являясь мультимодальным транспортными средством для международных перевозок, соответствуют международным и национальным требованиям к транспортным средствам, перевозящим опасные грузы, в том числе

1. Международному Кодексу морской перевозки опасных грузов (IMDG Code).

2. Международным правилам перевозки опасных грузов по железным дорогам (RID).

3. Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ADR).

4. Международной конвенции по безопасным контейнерам (CSC).

5. Международной таможенной конвенции (CCC).

6. Правилам изготовления контейнеров Российского Морского Регистра Судоходства

Это позволяет беспрепятственно перевозить грузы водными и наземными видами транспорта по всему миру. Для транспортировки ТК по территории Российской Федерации не требуются какие-либо дополнительные сертификаты или одобрения.

Конструкция танк-контейнеров предусматривает возможность постановки таможенных пломб (TIR). Это позволяет перевозить груз, прошедший таможенное оформление и опломбированный непосредственно на заводе-производителе химической продукции, транзитом через несколько государств, без проведения промежуточных таможенных досмотров.

Технические преимущества

Обеспечению качества перевозки жидких грузов способствуют технические особенности танк-контейнеров:

- цистерна выполнена из нержавеющей стали

- теплоизоляция толщиной от 50 до 100мм

- система пароразогрева обеспечивает разогрев загустевающих продуктов непосредственно перед сливом

или

- система электорподогрева обеспечивает поддержание заданной температуры груза во время транспортировки

- люк-лаз диаметром 500мм обеспечивает доступ в цистерну для промывки и инспекции, а также используется для ускоренной заливки неопасных жидкостей

- три запорных устройства нижнего слива надежно обеспечивают герметичность сливного устройства

- дистанционное управление арматурой позволяет осуществлять закрытие клапанов в аварийной ситуации с безопасного расстояния

- скоростной клапан обеспечивает автоматическое закрытие клапана в случае обрыва сливного рукава

- термометр и манометр позволяют контролировать температуру и давление груза в пути следования
 
Использование танк-контейнеров позволяет получить значительное преимущество в объеме перевозимого продукта по сравнению с перевозкой в бочках, загружаемых в сухогрузные контейнеры.

Для сравнения, максимальный объем  20" танк-контейнера стандарта ISO составляет 26 000л, в то время как суммарный объем бочек, загружаемых в 20" сухогрузный контейнер не превышает 16 000л.

При транспортировке химикатов в танк-контейнерах, в отличии от транспортировки в бочках, не возникает проблемы утилизации одноразовой тары, что, в свою очередь, снижает негативное воздействие на окружающую среду и косвенные расходы на транспортировку. 

 Танк-контейнеры нового поколения. Swap Body

В последние несколько лет на европейском рынке наблюдается значительный рост популярности нового типа этого мультимодального транспортного оборудования – танк-контейнеров типа Swap Body.

Объем таких танк-контейнеров превосходит объем танк-контейнера стандарта ISO на 10-20%. Вместе с тем, это транспортное оборудование имеет все преимущества обычных танк-контейнеров, за исключением возможности морской транспортировки.

Танк-контейнеры Swap Body имеют увеличенные габариты, тем не менее, они могут перевозиться по железной дороге и автотранспортом наравне с танк-контейнерами ISO. Два танк-контейнера этого типа, установленные на железнодорожную платформу, с успехом могут конкурировать с железнодорожной цистерной по объему перевозимого груза, в то время как тариф такой перевозки будет существенно ниже.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются танк-контейнеры Swap Body объемом 30 000л., ставка аренды которых практически равна ставке аренды танк-контейнеров ISO объемом 26 000л.

Танк-контейнеры на российском рынке

Танк-контейнеры являются относительно новым, экзотическим транспортным средством для Российском рынка, хотя первые танк-контейнеры появились у нас еще в 80-ых годах. В последние несколько лет, с ростом объемов экспорта и импорта химической и пищевой продукции, возрос спрос на это оборудование.

Помимо общих преимуществ использования танк-контейнеров существуют специфические факторы, способствующие росту популярности этого транспортного средства в России:

- льготная тарифная политика для танк-контейнеров; при перевозке химической продукции по железной дороге стоимость перевозки (из расчета на тонну) ниже, нежели стоимость перевозки в железнодорожных цистернах

- отсутствие возможности прямых поставок продукции в\из Европы в железнодорожных цистернах из-за несовпадения ширины ж/д колеи.

- дефицит железнодорожных цистерн для целого ряда продуктов

- отсутствие возможности перевалки жидких грузов на многих железнодорожных станциях и портах,

- низкое качество пищевых железнодорожных цистерн, большая часть которых изготовлена из низколегированной стали и имеет малоэффективную систему пароразогрева

- требования европейских и американских покупателей/поставщиков, предпочитающих получать/отгружать продукцию в танк-контейнерах
 
На сегодняшний день многие российские транспортные компании, трейдеры,  предприятия химической и пищевой промышленности уже оценили преимущества танк-контейнерных перевозок.

В танк-контейнерах перевозятся до 500 наименований жидких химических грузов, но наибольшее развитие танк-контейнерные перевозки получили в схемах транспортировки этиленгликолей, фенола, капролактама, эпихлоргидрина, стирола, дихлорэтана, ацетона. Среди пищевых продуктов наибольшее распространение получили контейнерные перевозки этилового и коньячных спиртов, вин, тропических масел, различных соков (в том числе – охлаждаемых, в рефрижераторных танк-контейнерах).

Танк-контейнерные перевозки, снимая многие транспортные проблемы, снижая транспортные расходы и повышая качество перевозки в целом, помогают российским предприятиям существенно расширить круг поставщиков и потребителей своей продукции. 

 www.newchemistry.ru