«КУЙБЫШЕВАЗОТ» ПРОТИВ ПОШЛИНЫ НА БЕНЗОЛ


«Куйбышевазот» обратился в правительство РФ с просьбой отменить пошлину на ввоз импортного бензола в размере 5% от стоимости продукции. Существует ли дефицит продукта на рынке? Каковы истинные причины обращения компании в правительство?


Компания ищет поддержки МЭРТа для снижения импортной пошлины на данное сырье

 

«Куйбышевазот» обратился в правительство РФ с просьбой отменить пошлину на ввоз импортного бензола в размере 5% от стоимости продукции, объясняя это дефицитом российского бензола. Между тем, аналитики и участники рынка отмечают, что сейчас в стране дефицита бензола нет и более того, Россия является его нетто-экспортером. Эксперты отмечают, что, скорее всего истинная причина обращения компании в правительство заключается в том, что, не имея замкнутого цикла производства и находясь в жесткой сырьевой зависимости, она пытается минимизировать риски и ищет запасной вариант на случай сбоя поставок на внутреннем рынке. 

…Генеральный директор ОАО «Куйбышевазот» Виктор Герасименко не хочет переплачивать за импортный бензол…

 ОАО «Куйбышевазот» (КуАз) обратился в комиссию правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике с просьбой отменить таможенную пошлину на бензол. Об этом 7 августа 2008 сообщила пресс-служба Минэкономразвития РФ. Сейчас на таможне за ввезенный бензол потребителям сырья приходится платить пошлину в размере 5% от стоимости продукции. КуАз аргументировал свое обращение тем, что на российском рынке существует дефицит бензола, который наиболее существенно проявляется в период ежегодного планового ремонта на заводах-производителях этого вида сырья. Самарское химпредприятие ссылается на то, что при нехватке бензола потребители вынуждены или останавливать производство, или импортировать его по ценам, которые выше российских в 1,3-2 раза, рассказывает пресс-служба МЭРТа. КуАз жалуется, что уплата ввозной таможенной пошлины, дополнительные затраты на перевозку и высокие мировые цены значительно уменьшают рентабельность перерабатывающих производств. Однако в пресс-службе самой компании не смогли сказать, насколько при использовании импортного сырья увеличивается себестоимость продукции завода.


________________________________________

ОАО «Куйбышевазот» (Тольятти) специализируется на производстве капролактама (сырье для производства капрона) и продуктов его переработки (полиамид-6, высокопрочные технические нити, кордная ткань, инженерные пластики). Предприятие входит в десятку крупнейших мировых производителей и занимает первое место в СНГ по выработке капролактама. Основные акционеры: менеджмент компании — 50%, ООО «Куйбышевазот-инвест» — 7,657%, ООО «Тольяттихиминвест» — 5,122%, ООО «Активинвест» — 10,12%, ООО «Куйбышевазот-плюс» — 26,26% (на конец 2007 года, «СПАРК-Интерфакс»). Выручка предприятия в 2007 году увеличилась на 43,8% с аналогичным показателем 2006 года и составила $673,6 млн, показатель EBITDA вырос в 3,2 раза, до $143,7 млн, чистая прибыль — в 2,6 раза, до $77,4 млн.
________________________________________

Бензол — основное сырье для КуАза. Он используется при производстве капролактама. (Для компании это основной вид продукции. На российском рынке этого сырья ее доля составляет 50%.) По сведениям участников рынка, доля этого компонента в себестоимости капролактама равна 50-55%. Объем рынка этого продукта, по оценкам ИК «Финам», составляет чуть более $ 150 млн. В год КуАз, по собственным данным, потребляет порядка 130-140 тыс. тонн бензола. По данным „Ъ“, завод в прошлом году закупил порядка 14,8-16 тыс. тонн импортного сырья. Это около 11% в его структуре закупок бензола. При этом «Куйбышевазот» является основным покупателем этого компонента в России, поскольку всего в 2007 году в страну было ввезено 23 тыс. т каменноугольного и нефтяного бензола.

Как отмечают отраслевые эксперты и участники рынка, сейчас рынок бензола в России вовсе не испытывает дефицита, как заявляет КуАз. «Страна является нетто-экспортером этого сырья», — говорит заместитель гендиректора консалтинговой компании «Креон» Алексей Тарасов.

Впрочем, существующий российский профицит бензола не избавляет КуАз от жесткой сырьевой зависимости. И предприятие уже давно ищет варианты решения проблемы. Так, в мае Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) и КуАз подписали протокол о создании совместного производства. СП, которое заработает к 2010-2011 году на производственной площадке КуАза, будет выпускать в год 50 тыс. тонн бензола. Пока же самарская компания закупает бензол у девяти компаний, среди которых «Славнефть», «Киришинефтеоргсинтез», «Лукойл-Нефтехим», «Салаватнефтеоргсинтез» и другие. «Для такого крупного предприятия как КуАз было бы удобнее работать с двумя-тремя поставщиками, — говорит один из участников рынка производства капролактама, — но, прямо говоря, между основными российскими производителями есть ценовой сговор и КуАз страхуется на случай повышения цен или сбоя поставок. Поэтому положительное решение вопроса отмены пошлин не означает, что «Куйбышевазот» будет резко увеличивать импорт бензола. Завод пытается снизить сырьевые риски и ищет запасной вариант на случай сбоя поставок от российских производителей».

Между тем, ряд участников рынка ставят под сомнение тот факт, что КуАз закупает импортное сырье в два раза дороже отечественного, и видят в желании завода добиться отмен пошлин иные причины. «В основном КуАз закупает бензол в Украине по ценам, схожим с российскими, и которые никак не дороже отечественного сырья в два раза», — сообщил респондент на одном из самарских химических предприятий. — Более того, возможно, у «Куйбышевазота» есть источник импортного бензола, у которого они покупают дешевле, чем у российских производителей, и с отменой пошлин они хотят еще больше снизить себестоимость производства».

А один из российских производителей бензола не исключает, что «КуАз, находясь в сырьевой зависимости, боится быть поглощенным более крупными компаниями». «Бизнес капролактама очень прибыльный. Более того, существует высокая разница в ценах между бензолом и капролактамом. Если у кого-то есть интерес к предприятию, то это может объясняться желанием получать маржу, увеличивая стоимость бензола, посадив завод на одного-двух поставщиков», — заметил он.

Пока правительственная комиссия не вынесла решения по вопросу обращения КуАза, однако МЭРТ уже обратился к другим потребителям бензола с просьбой направить свои замечания и предложения по этой проблеме. Впрочем, шансы, что «Куйбышевазот» поддержат другие крупные российские потребители бензола, невелики. Поскольку у многих из них есть собственные производства бензола, как например у «СИБУРа» и «Лукойл-Нефтехима». «СИБУР» развивает собственные мощности, ориентированные как на производство, так и на потребление бензола. Поэтому возможная отмена импортных пошлин существенного влияния на экономику компании не окажет», — отметил пресс-секретарь ООО «СИБУР» Рашид Нуреев.

www.kommersant.ru