PIRELLI / РОСТЕХНОЛОГИИ vs CONTINENTAL / ТАТНЕФТЬ


 В Казани должна была состояться встреча (4 августа 2008) руководства ОАО "Татнефть" и немецкой компании Continental - производителя автомобильных шин. Однако встреча не состоялась…


 

Едва ли сам факт подобной встречи мог стать объектом внимания и темой для чего-то большего, чем сообщение в несколько строк, если бы не новость, прошедшая фоном. Речь идет о решении итальянской Pirelli и госкорпорации "Ростехнологии" построить общий шинный завод в Тольятти.

В распространенном пресс-релизе группа компаний "Pirelli & C. SpA" указывается, что рамочное соглашение партнеры подписали еще 3 июня, а Уточнения к нему - 5 августа. Также сообщается, что российская и итальянская стороны получат в СП по 50% акций. Его зарегистрируют за границей, и оно будет владеть 100% долей учрежденной в России компании, которая обеспечит управление производством и продажей продукции совместного предприятия.

Pirelli внесет в СП лицензии и технологии, а госкорпорация организует в Тольятти строительство завода с начальной годовой мощностью около 4,2 млн. шин в год, из них 3-3,5 млн. штук для легковых автомобилей и 700 тыс. штук - для грузовиков. Новое предприятие будет построено на площадке, расположенной на территории ОАО "Тольяттинский технопарк" рядом с производственной площадкой "АвтоВАЗа". Предполагается, что на заводе найдут работу 1500 человек. Инвестиции в новое предприятие составят около 250 млн. евро. Как сообщают "Ведомости" со ссылкой на источник в Самаре, годовой оборот СП планируется в $100 млн.

Меж тем Татарстан и Pirelli связывают давние отношения. В частности, в прошлом году на ОАО "Нижнекамскшина" было введено в эксплуатацию новое производство по подготовке смесей по технологии итальянцев (не вспоминая уже о 80-х годах, когда Миннефтехимпром СССР закупил у Pirelli оборудование для производства 2 млн. 50 тыс. штук радиальных шин - именно для Нижнекамского объединения). Поэтому выбор в пользу Тольятти не мог не получить резонанса в республике. Не только затем, что, по словам гендиректора "Ростехнологий" Сергея Чемезова, площадку для СП искали и в Татарстане, но и потому, что большой шинный завод, построенный в соседнем регионе, не может не составить конкуренции "Нижнекамскшине". Тем более что на камском предприятии падают показатели производства. "ВиД" сообщал ранее, что за шесть месяцев 2008 года в республике было произведено порядка 6 млн. шин. Это 97% к аналогичному уровню прошлого года. Более того, по итогам полугодия на "Нижнекамскшине" получено лишь около 500 млн. рублей прибыли, что в два раза ниже результатов первых двух кварталов года предыдущего.

А с тольяттинским заводом Pirelli действительно связывает большие надежды на улучшение позиций на отечественном шинном рынке. Это подтвердила специалист по маркетингу компании Pirelli в России Юлия Баринова. "По официальным данным, в мире среди шинных производителей мы - пятые (по выручке). Хотелось бы улучшить этот показатель, мы стремимся к этому", - сообщила представитель компании. Порукой тому должно послужить снижение себестоимости шин, производимых на тольяттинской земле, при сохранении западного качества, за чем неусыпно будут следить технологи с итальянской стороны.

На ОАО "Нижнекамскшина" от комментариев решили воздержаться. Между тем госпожа Баринова на вопрос об отношениях компании с камским партнером ответила, что строительство завода в Тольятти "ни в коем случае не означает разрыва отношений с "Нижнекамскшиной", по крайней мере, к нам такая информация не поступала".

Она же объяснила мотивы, позволившие Pirelli остановить свой выбор на Тольятти. Изначально рассматривалось несколько регионов, включая Татарстан, Липецк. Оценка происходила в зависимости от стоимости земли, рабочей силы, необходимой для строительства и пуска завода, и по ряду дополнительных показателей. В том числе - и по наличию стратегических партнеров. "В Тольятти близость "АвтоВАЗа" сыграла свою роль", - назвала один из очередных плюсов Юлия Баринова, правда, оговорившись, что роль эта не была главенствующей, потому что новый завод предполагает производить продукцию не только для "ВАЗа" и КАМАЗа (в которых, к слову, у "Ростехнологий" есть пакеты акций). "Принципиальным для нас является так называемый реплейсмент марки, то есть не первичная комплектация шинами Pirelli автомобилей с заводов (хотя и этому направлению тоже отводят место), а ориентация на розничного покупателя", - заявила представитель компании.

Еще одним плюсом в пользу Тольятти можно назвать гарантии "Ростехнологий" и правительства Самарской области в том, что проекту будет оказано содействие в установлении льготного налогообложения в соответствии с действующим законодательством. К тому же регион намерен добиваться для Тольяттинского технопарка статуса промышленно-производственной ОЭЗ со всеми льготами и преференциями, которые установлены законом. Как известно, особая экономическая зона позволяет полностью освободить предприятие от оплаты НДС (18%) и от таможенных пошлин (до 30%).

Согласитесь, что в этом ключе возможная встреча ОАО "Татнефть" с другим сильным производителем шин не осталась бы незамеченной. Чему она могла быть посвящена, стороны не сообщили, но можно вспомнить небольшую предысторию. Например, в начале прошлого года средства массовой информации отмечали, что у компаний намечались планы по созданию СП. В частности, что ООО "Татнефть-Нефтехим" (управляющая компания нефтехимического блока "Татнефти") намерено купить у Continental лицензию на выпуск шин и что стороны планируют создать на базе "Нижнекамскшины" СП, которое с 2009 года будет выпускать 600 тыс. цельнометаллокордных грузовых шин в год. При этом "Татнефть" инвестирует в его организацию 1,6 млрд. рублей.

Continental, по предварительной договоренности, передавал "Татнефти" техническую документацию на цельнометаллокордные грузовые шины на условиях отчисления процентов с оборота. Немецкая же сторона обязалась осуществлять и техническую поддержку, и контроль за качеством выпускаемых шин. Также есть информация, что бизнес-проект этого производства был готов еще в 2002 году.

Об СП пока получить информацию не удалось, однако стала известна причина, помешавшая запланированной встрече. Так, представитель компании Continental Tires Rus LLC Михаэль Циккфельд ответил, что "встреча не состоялась из-за того, что Continental провела беседу о возможной сделке по продаже с немецкой группой Schaeffler Group, владеющей брендами INA, LuK и FAG. Schaeffler планирует приобрести Continental (вторую по величине европейскую шинную компанию) по цене 10 млрд. евро".


www.e-vid.ru