ЭКСТРУЗИОННЫЙ ПЕНОПОЛИСТИРОЛ: прогноз рынка


Не смотря на кризис перепроизводства и последующие за ним ценовые войны, организация производства теплоизоляции из экструдированного пенополистирола несет в себе значительный инвестиционный потенциал.


 

Ключевым вопросом при принятии решения о выходе на рынок является география размещения будущего производства. Во многих регионах выпуск данной продукции отсутствует, а эффект от экономии на транспортных издержках может быть гораздо значимым, нежели эффект от экономии на масштабе у национальных производителей.


 Факторы, влияющие на развитие рынка плит XPS

Ранее мы выделили 3 основные потребляющие области – строительство жилого и нежилого фонда, дорожный сектор. Соответственно, динамика развития данных областей является определяющим фактором, определяющим объем спроса на плиты XPS. Из этих областей следует выделить дорожное строительство. Данный сектор на 100 % находится в ведении государства и на данный момент не приходится говорить о рыночных факторах в этом секторе. С другой стороны, планы по развитию дорожного строительства известны и предсказуемы. Как отмечают производители плит XPS, имеющие опыт поставок для данной области потребления, наиболее негативное влияние на рост потребления плит XPS оказывают задержки с оплатой поставки. К настоящему моменту можно отметить, что объем финансирования дорожной отрасли достаточный. Задержки с оплатой вызваны в первую очередь с бюрократизмом.

Таким образом, дорожное строительство можно охарактеризовать как перспективную в будущем – по мере разрешения проблем. Потенциальный объем потребления, как указывалось ранее, значителен.

Основные секторы потребления плит XPS – строительство жилого и нежилого фонда – индикаторы для определения уровня спроса на плиты XPS. Причем сегмент строительства жилого фонда развивается наиболее высокими темпами. Соответственно, наибольшими темпами в ближайшие 1,5-2 года будет развиваться потребление плит 2-го и 1- го типа.

Также необходимо отметить риски, с которыми могут столкнуться производители плит XPS. Причем риски, связанные с использованием смесей фреонов в качестве вспенивающего агента сохраняются на протяжении последних нескольких лет.

Риски, связанные с используемым вспенивающим агентом – экологические. Все действующие российские производители плит XPS на данный момент используют смесь хладонов в качестве вспенивающего агента. Международные экологические нормы, действующие в этой сфере – Монреальское соглашение, ограничивающее или запрещающее производство ряда озоноактивных хладонов. Использование смеси на основе двуокиси углерода в качестве вспенивающего агента ограничивается другим международным экологическим соглашением – Киотским. Этот протокол ограничивает использование так называемых парниковых газов (CO2, CH4, HFCs, PFCs, N2O, SF6). Количественное ограничение, налагаемое протоколом на ратифицировавшие его страны – снизить к 2010 г. средний уровень выбрасываемых в атмосферу перечисленных газов до 5,2 % от уровня 1990 г. Следует отметить, что на данный момент этот показатель в РФ оценивается на уровне 75 – 80 % от уровня 1990 г.

Другой значительный риск был вызван искусственно в 2007 г. – снижение отпускных цен на продукцию ведущими производителями плит XPS. Как следствие этого снижения многие производители плит в лучшем случае недополучили прибыли. Ряд компаний, запланировавших открытие производства в 2007 г. либо отказались от подобного проекта (как пример - Стироплан), либо отложили запуск до более привлекательной ситуации на рынке. К последним, в том числе, можно отнести открытие российского производства традиционного поставщика теплоизоляционных материалов – URSA. Соответственно, этап развития рынка – локализация – не приобрела ожидаемого размаха. К тому же, как результат конкурентной борьбы можно отметить появление “новых марок” плит XPS: Техноплиты, ТехноBOX и ТехноXPS.

Немаловажным фактором, который может сократить рынок плит XPS, является возможность запрета использования плит в плоских кровлях по пожарным нормам. В настоящий момент данное решение лоббируется производителями каменной ваты.

Несмотря на негативную конъюнктуру, сложившуюся на рынке, появилось несколько новых производителей плит XPS, и объем производства удвоился. Так, можно говорить о начале локализации рынка. При этом необходимо отметить, как будет развиваться рынок в дальнейшем. В первую очередь, можно ожидать открытие высокопроизводительных заводов в крупных городах. Скорее всего, эти заводы будут принадлежать действующим крупным игрокам: Пеноплекс, ТехноНиколь, завод им. Карпова, Промхимпласт. Установленное на данных предприятиях оборудование позволяет производить плиты XPS на 25-30 % дешевле, чем производство на оборудовании азиатского производства. При этом запуск производства на подобных линиях требует в 10-15 раз больше инвестиций (на уровне 15 млн. евро), чем на линиях китайского производства. Сдерживающим фактором экспансии крупных производителей в более мелкие регионы станут расходы на транспортировку готовой продукции до конечного потребителя – транспортировка плит на более чем 500 км при настоящих ценах на плиты делает производство убыточным. Таким образом, с учетом анонсированных планов по увеличению мощности заводов, до 2012 г. можно ожидать появление до 5 высокопроизводительных заводов в регионах и до 20 низкопроизводительных (до 50 тыс. куб. м / год).

Прогноз спроса на плиты XPS в 2007 – 2012 гг.

Как уже говорилось, российский рынок теплоизоляции обладает потенциалом для роста. В ближайшие пять лет будет происходить рост спроса на все виды теплоизоляционных материалов. Уровень потребления полистирольной теплоизоляции в целом показан с целью определить границы возможного спроса на плиты XPS. При этом как сдерживающий фактор роста выступает то, что к настоящему моменту потенциал потребления в традиционных сегментах (строительство жилого и нежилого фонда) достигает предела и, следовательно, темпы прироста потребления в данных областях сократятся, и будут соответствовать темпам развития отраслей.

Несмотря на открытие целого ряда новых производств в неблагоприятной рыночной ситуации, российский рынок как плит XPS обладает потенциалом роста. В структуре потребления будет происходить снижение импортных поставок.

Прогноз спроса на теплоизоляционные плиты XPS в 2006 – 2012 гг., тыс. м3


 
Источник: расчетные данные компании АКПР

К 2012 г. объем потребления плит XPS в России составит порядка 8 млн. м3. По сравнению с 2007 г. этот показатель увеличится более чем в 3 раза.

В 2007 г. по сравнению с предыдущим годом прирост объема потребления составил порядка 75 %. Столь значительный рост объясняется, в первую очередь снижением отпускных цен на продукцию крупнейшими производителями. Также необходимо отметить рекордные темпы развития основных потребляющих областей – строительство жилого и нежилого фонда. Темп прироста строительства жилого фонда, по данным Госстата составил порядка 30 %.

В 2008 г. темпы прироста должны значительно снизиться. В первую очередь, потенциал потребления материала в строительстве начинает достигать предела: ряд производителей плит XPS запланировали открытие собственного производства сэндвич-панелей на основе плит собственного производства, компания Теплекс, например, начал выпускать ламинированные плиты, тем самым, расширив сферу применения продукции. Во-вторых, производители не смогут поддерживать отпускные цены на уровне себестоимости продукции в течение длительного времени. Таким образом, в 2008 г. темп прироста потребления снизится до 45 % в год и будет в дальнейшем снижаться. В 2010 г. темп прироста составит порядка 27 % за счет увеличения внутреннего предложения и до 2012 г. снизится до 12 %.

Прогноз темпов прироста потребления плит XPS в России в 2006 – 2012 гг.


 
Источник: расчетные данные компании АКПР

Для принятия решения о выходе на российский рынок, приоритетное значение приобретает анализ объемов и месторасположения планируемых к запуску мощностей.

Поскольку транспортировка вспененной продукции занимает существенную долю в себестоимости изделия и с учетом удешевления и уменьшения производительности оборудования, производство плит XPS все больше будет приобретать местную локальную ориентацию. Практически все известные к данному моменту анонсированные проекту по запуску новых производств являются крупными. Соответственно, местная локализация производственных мощностей актуальна до сих пор.

С подробным анализом развития рынка XPS, с анализом текущей и потенциальной конкурентной среды, с оценкой регионов, в которых является перспективным открытие производства XPS можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок теплоизоляции из экструдированного пенополистирола (XPS) в России».

Смотрите также:

ТЭО производства экструдированных полистирольных плит (XPS)

Бизнес-план организации производства теплоизоляционных плит из экструдированного пенополистирола (XPS)


Автор:

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование