ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ |
Закон об отходах производства и потребления (24 июня 1998 года N 89-ФЗ). Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. |
Основные понятия • Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью и т.п.) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; • Размещение отходов - хранение и захоронение отходов; • Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; • Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; • Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.) • Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; • Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования • Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; • Использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; • Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов. • Паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе; Единая государственная политика в области обращения с отходами осуществляется на основании следующих принципов: • охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия; • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; • использование новейших научно - технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; • комплексная переработка материально - сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; • использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; • доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами; • участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами. |
Отходы как объект права собственности 1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. 2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов. 3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами. 4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами; • проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; • осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; • организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами; • определение компетенции специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами; • разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области обращения с отходами; • лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; • осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; • организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; • обеспечение населения информацией в области обращения с отходами; • определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения; • осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами; • осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий. • обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования; |
Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами • обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами; • осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования; • проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов; • определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами и компетенции данных органов; • организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами; • проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами; • разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами; • обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования; • обеспечение населения информацией в области обращения с отходами; участие в ведении государственного кадастра отходов; • участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами; • иные полномочия в области обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.
|
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами 2. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации. Требования к транспортированию опасных отходов • наличие паспорта опасных отходов; • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; • соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; • наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования. |
Нормирование в области обращения с отходами 2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. 4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации. 5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации. |