ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ


Закон об отходах производства и потребления (24 июня 1998 года N 89-ФЗ). Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с   отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную  среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве  дополнительных источников сырья.


Основные понятия
 
•         Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий и продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

•         Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью и т.п.) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами;

•         Размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

•         Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

•         Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду;

•         Объект размещения отходов – специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.)

•         Лимит на размещение отходов – предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;

•         Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования

•         Захоронение отходов – изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

•         Использование отходов – применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

•         Вид отходов – совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

•         Паспорт опасных отходов – документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

Единая государственная политика в области обращения с отходами осуществляется на основании следующих принципов:

•         охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранение биологического разнообразия;

•         научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

•         использование новейших научно - технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

•         комплексная переработка материально - сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

•         использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

•         доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

•         участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

Отходы как объект права собственности

1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в  результате использования которых эти отходы образовались.

2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли - продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.

3. Собственник опасных отходов вправе отчуждать опасные отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется лицензия на осуществление деятельности в области обращения с опасными отходами.

4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
 
Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами

•         разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;   

     •         проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

•         осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами; 

•         организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами; 

•         определение компетенции специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

•         разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ в области обращения с отходами;  

•         лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;        установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами;

•         осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

•         организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;       

•         обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;    

•         определение порядка ведения государственного кадастра отходов и организация его ведения;

•         осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обращения с отходами;

•         осуществление иных предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий.

•         обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами

•         обеспечение проведения государственной политики в области обращения с отходами;

•         осуществление правового регулирования в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за осуществлением такого регулирования; 

•         проектирование и строительство объектов размещения отходов, а также объектов использования и обезвреживания отходов;

•         определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами и компетенции данных органов; 

•         организация и осуществление государственного контроля и надзора за деятельностью в области обращения с отходами; 

•         проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

•         разработка и реализация региональных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в области обращения с отходами;

•         обеспечение экономических, социальных и правовых условий для более полного использования отходов и уменьшения их образования;

•         обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;        участие в ведении государственного кадастра отходов;       

•         участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами;

•         иные полномочия в области обращения с отходами, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами. 


Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами
 
Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами являются федеральные органы исполнительной власти, на которые в установленном порядке возложено выполнение задач и функций государственного управления в области обращения с отходами.
 
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
 
Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в области обращения с отходами в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами 
 
1. Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию.        Обязательным условием лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами является соблюдение требований охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды.

2. Порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами определяет Правительство Российской Федерации.
 
Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами
 
 1. Лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.
 
 2. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Требования к транспортированию опасных отходов
 
Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при следующих условиях:

 •         наличие паспорта опасных отходов;  

•         наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;

•         соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах;

•         наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.
 
Порядок транспортирования опасных отходов на транспортных средствах, требования к погрузочно - разгрузочным работам, упаковке, маркировке опасных отходов и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются государственными стандартами, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Нормирование в области обращения с отходами
 
1. В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду  специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.

5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена  в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 
 
 
Учет и отчетность в области обращения с отходами

 
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами –  специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области  статистического учета.
 
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. 

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
 
Государственный кадастр отходов
 
Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.  

 Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Порядок ведения государственного кадастра отходов определяется Правительством Российской Федерации.

www.newchemistry.ru