БИОТОПЛИВО ИЗ МОРЯ


  Американские ученые разработали новую биотопливную стратегию, которая поможет решить сразу две глобальные экологические задачи — произвести альтернативное «чистое» топливо и очистить атмосферу от углекислого газа. Основой для воплощения подобного проекта станет обыкновенная тина. 


  Заводы, производящие из водорослей топливо для судов, можно строить прямо в акваториях 

Американские ученые из Вирджинского университета в поисках наиболее выгодного источника биотоплива разработали стратегию, которая поможет решить сразу две глобальные экологические задачи — произвести альтернативное «чистое» топливо и очистить атмосферу от углекислого газа. Основой для воплощения подобного проекта станет обыкновенная тина. Дело в том, что морские водоросли являются одним из самых энергоемких растений. Из них можно «выжать» гораздо больше топлива, чем из сои или рапса. Так, из акра (4046,86 кв. м) сои производится 189 л топлива в год, рапса — 568 л. В то время как из акра морских водорослей можно получить 37,8 т биотоплива.

Дуглас Р. Хенстон, гендиректор американской компании Solix, производящей биотопливо, подсчитал, что если заменить весь соляр, используемый в США, на биотопливо из водорослей, то потребуется засеять зеленым сырьем всего 0,5% сельскохозяйственного земельного фонда штатов, чтобы получить необходимое количество биодизеля. Кроме того, от всех других видов растительного сырья водоросли отличаются тем, что питаются они не специальными удобрениями, а CO₂. Причем водоросли настолько «любят» углекислоту, что увеличивают свой вес в 15 раз быстрее именно на таком рационе. Если к тому же тину выращивать в загрязненной воде, ее масса каждый день будет увеличиваться вдвое.

«Биотопливо из водорослей — проект, безусловно, очень перспективный, однако пока он находится на стадии экспериментальной разработки, — рассказал РБК daily вице-президент Российской национальной биотопливной ассоциации Алексей Аблаев. — Ведь для того чтобы получать оптимальное количество биомассы, необходимо соблюсти множество условий, поэтому не в каждом водоеме зеленое топливо будет увеличиваться в объеме. Например, в холодных морях или горных реках водоросли просто не выживут. Идеальным же местом для рекордных темпов роста тины могут стать… электростанции, которые в избытке генерируют тепло, воду и углекислый газ — все необходимые факторы увеличения массы водорослей».

Между тем американские экологи предложили выстилать «зеленым горючим» маршрут нефтяных танкеров и других крупных судов, которые также оставляют за собой «углекислый след». Ковер из водорослей будет поглощать вредные выхлопы, причем существующая прямая зависимость между количеством выбросов и массой водорослей гарантирует то, что в ответ на рост количества СО₂ водоросли увеличат свою массу, а значит, по-прежнему будут справляться с загрязнениями. А излишки увеличившегося объема тины будут направляться на переработку в биотопливо, которое в будущем займет львиную долю «горючего» сегмента в бедных углеводородами странах.
«Предложение «выстилать» водорослями пути танкеров очень выгодно как с экономической, так и с экологической точек зрения.

Во-первых, выращивание водорослей не требует практически никаких материальных вложений, а полученная биомасса станет прекрасным сырьем для производства дешевого топлива и кормов для животных.

Во-вторых, водоросли будут очищать окружающие воды не только от нефтепродуктов, но и от радиоактивных отходов, — рассказал РБК daily руководитель энергетической программы «Гринпис России» Владимир Чупров. — Однако для того чтобы получить исключительно позитивные результаты, необходимо контролировать темпы роста водорослей, иначе увеличившаяся масса начнет поглощать не только углекислый газ, но и кислород, что приведет к гибели рыб и нарушению баланса в экосистеме».

Так что минус «водорослевого проекта» очевиден — разросшаяся тина заполнит практически всю акваторию, что может привести к структурному перекосу в морской флоре и фауне. Кроме того, толстый слой водорослей будет сильно мешать рыболовству и судоходству. Конечно, можно собирать и транспортировать лишнюю тину на «большую землю», где из нее будет производиться топливо. Однако затраты на «отлов» и перевозку водорослей могут перевесить выгоду от использования биотоплива.

Изящное решение этой проблемы, которое позволит убить одним выстрелом двух зайцев, было найдено буквально на днях. Ученые предлагают не отказываться от идеи зеленых ковров, очищающих морской воздух на пути танкеров. При этом лишнюю тину перерабатывать не на суше, а непосредственно в акватории, где по маршруту судов будут установлены заводы, производящие из водорослей топливо. Причем предприятия по переработке водорослей будут функционировать еще и как заправочные станции. И корабли смогут в нескольких точках своего маршрута, не заходя в порт, пополнять запас топлива, которое будет и дешевле, и экологичнее традиционного топлива для судов.

«Создание заводов-заправок — очень смелая и в некотором роде безумная идея, однако именно поэтому ее можно воплотить в жизнь, — отметил Владимир Чупров. — Экономически гораздо выгоднее перерабатывать водоросли на месте и там же отпускать судам топливо, чем арендовать несколько промышленных объектов для сбора, переработки и поставки биотоплива. А с экологической точки зрения заправки на пути судов дают возможность не нагружать баржи тяжелым топливом на весь маршрут. Ведь если на танкере, провозящем недельный запас топлива, случится авария, разлив нефтепродуктов нанесет огромный ущерб акватории. Другое дело, если неприятность случится с судном, которое дозаправляется несколько раз в день и не имеет необходимости перевозить с собой тонны топлива».

www.rbcdaily.ru