CONTINENTAL СТРЕМИТСЯ К ЛИДЕРСТВУ


   В сознании большинства людей во всем мире бренд Continental устойчиво ассоциируется с шинами. Но в нынешнем веке приходится отказываться от сложившихся стереотипов.  


…И не только в шинах…

Continental AG действительно претендует на звание члена «большой мировой шинной пятерки». Но ряд шагов, предпринятых корпорацией в последние годы, вывел ее на пятое место в мире по производству автомобильных компонентов для первичной комплектации (OEM — Original Equipment Manufactures).

Вообще-то, относительно «непрофильной» продукцией Continental занимался и ранее. Отделение Continental производило и до сих пор производит, помимо приводных ремней, пневматических рессор («подушек») для коммерческого транспорта и других резинотехнических изделий, изделия из полимеров, обивочные материалы и другую аналогичную продукцию. Но началом «переворота сознания» следует считать 1998 год, когда немецкая компания приобрела у одной американской подразделение, занимавшееся автомобильными тормозами и шасси. Покупка не потребовала реструктуризации деятельности Continental в Северной Америке: основу подразделения составляла располагавшаяся во Франкфурте фирма Alfred Teves GmbH.

Шаг «в сторону» оказался шагом в правильном, магистральном направлении. Тормоза и подвеска неотделимы от шин, они работают с ними как единая система, посему и разрабатывать их целесообразнее вместе. Примеры деятельности на «стыке дисциплин» — шины, приспособленные для работы с АБС или подвеска, адаптированная к шинам «повышенной мобильности», позволяющим доехать до шиномонтажа при падении давления. Опыт оказался успешным — и через три года следует очередное приобретение. В состав Continental AG входит Temic, «специалист международного уровня в области электроники», как определяют фирму ее сотрудники. Решение логичное. В современной технике «железо» (в т.ч. все металлы, резина и пластики) уступает ведущую роль «мозгам». Проходит еще пять лет, и очередное приобретение Continental воспринимается как сенсация, хоть и закономерная. Motorola уступает немцам весь свой автомобильный бизнес. В лексиконе инженеров компании все чаще звучит слово «телематика». А в прошлом году взорвалась бомба. Continental прикупил сопоставимого по объему производства и капитализации игрока рынка — Siemens VDO Automotive AG, что и вывело корпорацию на упомянутое 5 место в мире.

Детально описать возникшую в результате сделки «империю Continental» в рамках журнальной публикации невозможно. Общее представление дает таблица 1. Таблица 2 «расшифровывает» лишь одно из шести главных направлений деятельности, первый столбец таблицы 1. Похоже, что «не охваченными» из всех операций по производству автомобилей остались только сварка и окраска кузовов, окончательная сборка и изготовление колес (дисков в просторечии). Объем продаж оригинальных комплектующих (OE) приблизился к 20 млрд евро, а общий объем превысил 25 млрд. На без малого 200 заводах, полигонах и в научно-технических центрах работает более 140 тыс. человек. Присутствие производств либо представительств не отмечено пока лишь в Антарктике и Гренландии. И если в Африке удостоилась внимания лишь Южно-Африканская Республика (и то единожды), то в России уже есть и представительства (Continental и ContiTech), и производства.

Судить, насколько правильно выбрало курс развития руководство корпорации, довольно сложно. С одной стороны, нельзя класть все яйца в одну корзину, с другой — появляется риск потерять возможность управления столь крупным бизнесом. Вспомним, что компания Pirelli отказалась от непрофильных предприятий, прежде всего электротехнических, ради усиления присутствия на шинном рынке. А в шинной отрасли Continental и Pirelli шли буквально ноздря в ноздрю. Да и пример другого гиганта — Delphi — не внушает оптимизма. Компания, профиль которой во многом совпадает с «новым подходом» Continental, а масштабы еще более внушительны, с большим трудом восстанавливается после затяжного тяжелого кризиса. Смогут ли немцы удержать взятый вес, покажет время. А пока руководители корпорации делятся своими взглядами на будущее предприятия и отрасли в целом.

Три кита, на которых покоится автопром 21 века — это безопасность, забота об окружающей среде и информационные технологии. Потребители (мы с вами) хотят чувствовать себя в безопасности и комфорте. Управлять автомобилем должно быть просто и удобно. Над решением связанных с этим задач работают сразу четыре отделения: «Шасси и безопасность движения», «Интерьер», «Шины» и ContiTech.

Веление времени, как это определяется в цивилизованном мире, — устойчивая мобильность при нехватке природных ресурсов. Над проблемами такого рода работает почти тот же состав отделений-участников. Только вместо «Шасси и безопасности» в нее включились «Силовые агрегаты».

А вот управлением потоками информации в автомобиле и вокруг него, «интеллектуальной мобильностью», занимается одно отделение — «Интерьер» (кстати, вполне возможно, что немцы в название Interior вкладывают несколько другой смысл, вроде: «то, что внутри». Смысл передается правильно, но звучит как-то «коряво»).

Перечень перспективных разработок не ограничивается приведенными примерами. По мере возможности мы еще вернемся к этому разговору. А пока продолжаем следить за тем, как компания, в течение века специализировавшаяся на выпуске одного вида продукции и достигшая в этом общепризнанных успехов, трансформируется в многопрофильную корпорацию, способную «из своих деталей» собрать автомобиль, почти не прибегая к чужой помощи. Причем сохранившееся в прежнем объеме шинное производство оказывается лишь незначительной составляющей нового бизнеса.


www.5koleso.ru