ПЕЛЛЕТЫ НА УРАЛЕ: «гори оно» |
На Урале один за другим создаются производства древесных топливных гранул — пеллет. Этот вид топлива рассматривается как альтернатива газу и мазуту. Но местные инвесторы должны быть осторожны: в отличие от коллег из центральной России им придется делать ставку не на экспорт, а на внутренний рынок, где потребление крайне мало |
Компания «Интеррос» намерена в течение месяца провести пробный запуск первого в Челябинской области производства пеллет (древесных топливных гранул), применяемых в основном для отопления частных домов и небольших промышленных помещений. Новый мини-завод мощностью 1 тонна в час разместится в Катав-Ивановске. Запустить до конца года аналогичное производство в Верхнем Уфалее намерена и компания «Урал-Пеллетс». В качестве сырья планируется использовать отходы местных деревообрабатывающих предприятий, главным образом опил. Экологи отмечают, что инвесторы выбрали правильное местоположение будущих производств, так как вокруг каждого из них находится около трех десятков лесопильных цехов и ДОКов. Однако не все так безоблачно. За последние два года количество производителей топливных гранул на Урале и в Прикамье перевалило за десяток, а удержаться на плаву смогли лишь единицы. Их опыт работы предостерегает новых инвесторов от излишней поспешности: чтобы добиться больших объемов продаж, им придется стать дилерами печей и каминов, работающих на этих самых пеллетах.
Технологическая особенность гранулирования состоит в том, что древесное сырье перед прессованием должно иметь влажность 10 ± 2%. Влажность щепы — 35 — 40%, и при сгорании процессы испарения забирают на себя часть энергии, снижая КПД топлива. Сравните: чтобы отапливать в течение года площадь в 150 кв. м, требуется около 3 тонн солярки или 5 — 7 тонн пеллет. При стоимости соответственно 15 и 5 тыс. рублей за тонну мы получаем экономию примерно в 15 тыс. рублей. Другая важная особенность — высокая плотность гранул. В прессе для гранулирования измельченное сырье продавливается через узкие отверстия в матрице, в результате его плотность увеличивается в среднем в шесть-семь раз. Экологически чистое топливо. При сжигании древесного топлива выделяемый в атмосферу углекислый газ поглощается растущими деревьями, в результате выбросы считаются нулевыми. |
Взвейтесь кострами До недавнего времени в России большая часть производства пеллет была расположена на северо-западе страны, ближе к европейским рынкам сбыта и морским терминалам, преимущественно в Ленинградской области. За год 11 этих предприятий в среднем вырабатывают 100 тыс. тонн пеллет. В последние два-три года подобные мини-заводики стали появляться и на Урале. По данным компании «Альтернативные топливные технологии» (АТТ, поставщик промышленного оборудования), открыто как минимум пять производств в Свердловской области, семь цехов в Пермском крае и по одному в Башкирии и Удмуртии. Такой ажиотаж вокруг малоизвестного в России вида топлива объясняется несколькими факторами: его высокой экспортной ценой, экологичностью, минимальными сроками окупаемости бизнеса и доступностью сырья. Разберемся по порядку. Вот уже третий год подряд правительство страны призывает регионы переходить на экологически чистые местные источники энергии. «Вы представляете, что такое пеллеты? Это альтернативный местный вид топлива, которое получается из отходов деревоперерабатывающей промышленности, — поясняет директор АТТ Борис Васин. — По теплотворной способности они равны углю. Одно значительное отличие — уголь грязный. Степень автоматизации процесса — как у газа: автоматизированы и подача топлива, и золоудаление, и поддержание горения и температуры. Учитывая, что у нас дико растут цены на энергоносители (нефть и газ), пеллеты могут стать выгодным видом топлива внутри регионов». Во многих областях России уже приняты программы обеспечения коммунальных котельных местными видами топлива. Они активно действуют в Нижегородской области: там получили цену гигакалории тепловой энергии в семь раз ниже, чем при использовании ввозного. Такая же программа сейчас принимается в Омской области: север этого региона отказался от проведения газопровода, вся его территория покрыта лесами, и теперь там строится несколько производств топливных гранул для обеспечения местных котельных. За организацию производств пеллет и их использование в качестве топлива активно выступают и власти Пермского края. О необходимости постепенного перехода на современные паровые котлы, работающие на древесных гранулах, говорил и глава Башкирии Муртаза Рахимов. Плюсы инновационного производства на Урале и в Сибири очевидны. По словам замначальника Управления развития лесопромышленного комплекса министерства природных ресурсов Пермского края Дмитрия Дробинина, в соответствии с природоохранным законодательством за неиспользование отходов деревообработки и лесопиления начисляются штрафы, поэтому древесные отходы выгодно утилизировать. Кроме того, за годы неправильной эксплуатации лесного хозяйства скопилось много неделовой древесины (такой, из которой нельзя производить мебель и стройматериалы). Перерабатывать ее можно двумя способами: делать ДСП и пустить на топливо. Выпуск ДСП требует достаточно больших начальных капиталовложений. А вот сочетать производство деловой древесины и пеллет малым и средним предприятиям вполне под силу. Тем более что окупаемость производства топливных гранул мощностью 15 тыс. тонн в год и стоимостью 1 млн евро не превышает, по словам Бориса Васина, полутора лет. Весьма привлекательны и экспортные цены на древесные пеллеты — 90 евро за тонну (примерно 3 тыс. рублей), тогда как себестоимость производства составляет от 700 до 2 тыс. рублей в зависимости от того, собственный опил используется или покупной. Есть и перспективы для активного экспорта пеллет из России. «Европейский рынок ежегодно растет на 15 — 22%, — поясняет генеральный директор компании “Экатор” Александр Шкурихин, — в некоторых странах отмечается рост спроса на 35% (Швеция, Германия, Дания)». Это обусловлено экономическими причинами: низкой стоимостью выработки тепла по сравнению с другими энергоносителями, продолжающимся ростом цен на традиционные виды топлива — газ и мазут. В результате спрос на гранулы превышает предложение, и сегодня потребности Европы в пеллетах удовлетворены лишь на 60%. И при всех этих плюсах пеллетный бизнес на Урале и в Прикамье не заладился. Из четырнадцати производств без перебоев работают только три-четыре. Как выяснилось, проблем у пеллетчиков масса.
Пеллеты греют Европу Гранулами отапливаются многие городские котельные. Технология полностью автоматизирована, за несколькими котельными следит один специалист: с мобильного телефона он входит в центральный компьютер котельной, снимает показатели. Загрузка топлива тоже автоматизирована: раз в неделю к котельной подъезжает грузовик, водитель вставляет специальный шланг в торчащую из земли трубу, и из кузова грузовика пеллеты перекачиваются в бункер и в течение недели точными дозами регулярно подаются в топку. |
Щепки летят Однако и те, кто смог выйти на промышленные объемы производства, от проблем не избавились. Так, если в Пермском крае и Челябинской области опил вырабатывается в огромных количествах, и пеллетчикам достаточно просто заключить договор на его вывоз, то в Свердловской области наблюдается катастрофическая нехватка сырья: значительная часть щепы и опила с деревообрабатывающих производств идет на гидролизные заводы. В результате Уральская биотопливная компания (УБТК), мощности которой расположены в Шалинском районе, вынужденно организовала производство оцилиндрованных бревен, отходы от которого и предполагается использовать в качестве сырья для пеллет. Но самой главной проблемой оказался сбыт готовой продукции. Мечты об экспортных прибылях тают, как пеллеты в огне: затраты на логистику и транспорт (чаще всего доставку до морского порта Санкт-Петербург) выводят производство за грань рентабельности. Об экспорте, и то в долгосрочной перспективе, говорят разве что пермские производители, имеющие наиболее дешевые водные выходы в Европу: «Основная цель нашей компании — экспорт и мы его будем добиваться. Тем более что качество нашей продукции отвечает европейским требованиями. Но пока это невозможно: расходы на доставку пеллет существенно выше, чем их цена», — говорят в «Эко-Ресурсе». Поэтому все, что производится на Урале и в Прикамье, а это максимум 3 тыс. тонн в месяц, пеллетчики пытаются сбывать на внутренний рынок.
Стоимость оборудования для завода мощностью 15 тыс. тонн в год — 1 млн евро (импорт), 1,4 млн руб. (отечественное) Затраты на инфраструктуру (в т.ч. установка оборудования, строительство здания) — 600 — 700 тыс. евро Местонахождение источника сырья (лесопилки, ДОК) — в радиусе не более 150 км от производства Потребности в сырье — 9 кубометров опила на 1 тонну продукции Местоположение потребителей (для доставки автотранспортом) — не более 1 тыс. км от производства Выход на рентабельность — выпуск более 25 тыс. тонн пеллет в год |
Самообогрев Да есть ли вообще спрос на пеллеты на Урале и в Прикамье? Производители топливных гранул и оборудования для их выпуска заверяют, что внутренний рынок уже активно формируется и вскоре начнет расширяться. Но пока, по словам директора биотопливного портала wood-pellets.com Антона Овсянко, внутри страны потребляется лишь 1% всех российских пеллет. Их покупают владельцы частных коттеджей, где установлены специальные камины или печи, работающие на древесных гранулах, и… производители туалетов для кошек (пеллеты нашли неожиданную нишу — они идеально впитывают кошачью мочу). С муниципальными котельными не так хорошо: из всего объема пеллет, остающихся на внутреннем рынке страны, туда идет лишь 30%. По словам исполнительного директора мини-завода в Кудымкаре (Коми-Пермяцкий автономный округ) Алексея Черемных, котлы, работающие на топливных гранулах, установили местные теплосети в Челябинске, Екатеринбурге, Перми, Кудымкаре. В основном же, отмечают в министерствах ЖКХ регионов, котельные, работающие на топливных гранулах, отапливают те самые цеха, в которых их производят. Препятствий для перевода муниципальных котельных на пеллеты масса. По оценке специалистов в области ЖКХ, идея эта очень полезная, но для некоторых территорий, например Пермского края, запоздалая. Так, в Соликамске, где создано производство пеллет, уже нет ни одной котельной, работающей на мазуте, все переведены на газ, а те, что до сих пор топятся дровами, как правило, ведомственные (и их вскоре модернизируют и переведут на газ). А в министерстве энергетики и ЖКХ Свердловской области подсчитали, что перевести муниципальную котельную в Шалинском районе на пеллеты будет дороже, чем возить уголь. Выход в таких условиях для производителей пеллет один — самим создавать внутренний спрос, продвигая на рынок котлы, работающие на топливных гранулах. Главным образом, по словам директора НП «Биоцентр» Владимира Холодкова, для новых отапливаемых отдельно школ, больниц и бизнес-центров, а также индивидуальных коттеджей. По такому пути уже пошли башкирская компания «Профконсалтсервис», УБТК и пермская «Эко-Ресурс». Ажиотажа нет: УБТК продала за 2007 год только четыре котла. Дело в том, что котлы для переработки пеллет стоят втрое дороже газовых: 170 тыс. рублей против 40 тысяч. И окупятся такие затраты лишь через два-три года. Вполне возможно, игрокам имеет смысл создавать службу «все включено»: доставка пеллет, установка и обслуживание котлов. Но это долгий процесс. Одна надежда: газ подорожает, тогда процесс развития рынка пеллет пойдет более быстрыми темпами. |