ТОПЛИВО ИЗ ОПИЛОК


Уникальная технология производства биотоплива (биоэтанола) из отходов лесной и деревообрабатывающей промышленности положена в основу проекта по созданию биотехнологического кластера Кировской области.


 

Фото: Производство и использование биоэтанола повысит надежность общенациональной системы обеспечения топливом,

Этой проблеме был посвящен проведенный в Кирове круглый стол, целью которого стало обеспечение дополнительных условий для реализации идеи создания биотехнологического кластера, разработка системы финансирования, управления, кадрового и информационного обеспечения, закрепление якорных проектов и отработка механизмов построения кластера.

В рамках представительного заседания, в работе которого приняли участие представители правительства и Государственной Думы РФ; ведущие биотехнологи России; представители Законодательного собрания Кировской области, а также администрации Кирова; ведущие специалисты биотехнологических предприятий Кировской области; журналисты федеральных и областных СМИ, было подписано соглашение о создании межотраслевого биотехнологического кластера.

Инициаторами создания кластера выступили семь предприятий области, а также Вятский госуниверситет и Общество биотехнологов России. Как рассказал РИА «Новости» депутат Законодательного собрания Кировской области Валерий Туруло, на первом этапе в 2008 году предлагается сформировать элементы биотехнопарка в 40 км от Кирова. На втором этапе поставлена задача создания в 2009 году Фонда развития биотехнологии Кировской области. Третий этап развития кластера (2010-2011 годы) предусматривает строительство и запуск в регионе современных биотехнологических предприятий.

В ходе обсуждения Кировский биохимический завод был выбран как якорное предприятие инновационно-технического центра в сферах биотоплива, а ООО «Агровет» — как материальная, научно-исследовательская и экспериментальная база биотехнологического кластера.

Кировский «БиоХимЗавод» — это единственное предприятие мире, производящее топливной этанол из непищевого сырья, отметил генеральный директор завода Дмитрий Пантелеев. «Наша промышленная установка по производству топливного этанола в основном из древесных отходов с использованием термофильных бактерий была разработана совместно с Санкт-Петербургским «НИИГИДРОЛИЗ», шведской компанией «Техноферм» и НПФ «БИОТИН», — рассказал гендиректор. По его словам, для внедрения этих новых разработок на заводе была проведена реконструкция, которая обошлась предприятию в 60 млн рублей.

В настоящее время завод готов приступить к промышленному выпуску топливного этанола в качестве добавки к моторному топливу с предполагаемым годовым объемом производства около 4-х млн декалитров.

Сейчас большинство стран мира решают проблему получения моторного топлива из возобновляемого сырья. С учетом продукта, полученного на Кировском Биохимическом заводе в промышленных условиях, Россия опередила весь мир на несколько лет, заявил на круглом столе организатор проекта по созданию биотехнологического кластера, депутат Госдумы Олег Валенчук. Текст его выступления размещен на официальном сайте партии «Единая Россия».

По его словам, «стремительный рост автомобильного парка, высокие цены и дефицит нефти, ухудшение экологического состояния окружающей среды, привели мировое сообщество к осознанию необходимости поиска и разработки альтернативных видов моторного топлива». При этом большое внимание уделяется возобновляемым источникам энергии, получаемым из растительного сырья: биогазу, биоэтанолу, биобутанолу, биодизельному топливу. Особый интерес в мире наблюдается к биоэтанолу.

В качестве примера можно привести Бразилию, где производимый из кукурузы и сахарного тростника этанол уже является серьезным конкурентом традиционному горючему. В Великобритании одним из самых популярных возобновляемых источников энергии стало топливо из растительного масла. Свыше половины автопарка многих высших французских чиновников переделано под работу на дизельном топливе, полученном из рапсового масла. К 2010 году Франция планирует стать крупным поставщиком такого топлива, доведя его потребление в стране до 7% от общего объема горючего. На Филиппинах производят топливо из скорлупы кокосового ореха по технологии, запатентованной украинским инженером Евгением Сухиным. В Таиланде в качестве заменителя дизельного топлива выступает пальмовое масло.

Однако все эти технологии объединяет одно – этанол производится из продуктов пищевого назначения и их отходов. В условиях угрозы мирового продовольственного кризиса такая стратегия для России неприемлема, поскольку приводит к еще большему нарастанию дефицита продовольствия и нерациональному использованию сельскохозяйственных угодий.

Кировская биотехнология уникальна тем, что в качестве исходной биомассы используются опилки и другие отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Таким образом, продовольственный сектор экономики не затрагивается. Важным фактором низкой себестоимости Кировского этанола станет отсутствие необходимости транспортировки биомассы из других регионов.

Производство биоэтанола имеет огромный экономический потенциал и может стать одним из локомотивов экономики России. В условиях сокращающихся запасов углеводородов, повышения стоимости нефтеразведки и нефтедобычи, производство и использование биоэтанола повысит надежность общенациональной системы обеспечения топливом.

С позиций, предъявляемых к автомобильному топливу, этанол имеет ряд важных преимуществ перед бензином. Наличие кислорода в этаноле способствует более полному сгоранию и, следовательно, меньшему содержанию токсичных примесей в отработанных газах. Исследования, проведенные зарубежными учеными по испытаниям топлива – смеси бензина с этанолом наглядно это подтверждают. Таким образом, при использовании биоэтанола в качестве моторного топлива не происходит накопление углекислого газа в атмосфере, приводящее к «парниковому эффекту». Выделяемый при сжигании биоэтанола углекислый газ имеет первичное атмосферное происхождение. Его могут опять ассимилировать растения, следовательно не нарушается природный баланс круговорота СО2.

Снижение выбросов СО2 в атмосферу от автомобильного транспорта благоприятно скажется на выполнении Россией требований Киотского протокола и создаст дополнительные резервные условия для развития промышленности.

В Госдуме предлагают разработать государственную программу для производства 1,8 млн тонн топливного биоэтанола в год. Как заявил организатор проекта по созданию биотехнологического кластера Кировской области, член комитета по экономической политике и предпринимательству, председатель подкомитета по природным ресурсам Олег Валенчук, программа должна предусматривать создание производств биоэтанола, завершение исследовательских работ по разработке топливных этанолов, конструкционных и вспомогательных материалов для автомобилей, совместимых с биоэтанолами, экономическую поддержку производителей топливного этанола.


www.rosbaltvolga.ru