ЖИДКИЙ СВЕТ БЬЁТ ЧЕРЕЗ КРАЙ ПЕРЕПОЛНЕННЫХ ЛАМП |
Представьте, что свет продают в магазинах: бутылочный свет, свет бочковой и свет на розлив. Вообразите, что, отправляясь в ночное путешествие, вы должны не только заправить свой автомобиль бензином, но и залить в его фары достаточно жидкого света. Представьте мир, в котором лучи научились накапливать в ёмкостях и передавать по трубам, словно это вода. |
Такой чудный мир придумала дизайнер Кристина Феррас Риго (Cristina Ferraz Rigo), учащаяся и работающая в Британии и Испании. И не только придумала, но и сделала первые шаги к его воплощению. Риго не раскрывает всех тонкостей эксперимента, как и не приводит точных цифр яркости свечения своего "освещения в розлив". Но она говорит, что заметить эти лучи можно не только в полной темноте (фото Cristina Ferraz Rigo).
Устами младенца… Действительно, в бытовых координатах свет неразрывно связан с источником – лампочкой, дровами в камине или каким-нибудь новомодным светильником на светодиодах. Нам сложно представить свет сам по себе, в отрыве от чего-то светящегося и от освещаемого предмета. Потому предложение налить граммов сто света в стакан нам кажется бессмысленным. А зря. Пить этот свет нельзя, но можно пролить его на стол и вытереть тряпочкой (фото Cristina Ferraz Rigo). |
Кристина любит придавать повседневным вещам непривычные свойства и вообще – искать новые пути взаимодействия бытовых предметов и людей. А поскольку она задумала "превратить свет в воду", то решила, что обычное электрическое освещение никак не подойдёт. Потому Риго провела опыты с рядом необычных источников лучей, в частности поэкспериментировала с хемилюминесценцией и флуоресценцией. Но в первом случае свет генерировался только до тех пор, пока шла реакция, а во втором требовалась постоянная ультрафиолетовая подсветка, что ограничивало дизайнерские возможности. Первые, уже отвергнутые варианты "жидкого света" — хемилюминесценция специальной жидкости (шесть кадров вверху) и флуоресцирующий раствор, "работающий" от ультрафиолетовой лампы (внизу). Интересно, что характер свечения последнего состава зависел от ёмкости. Тут показаны прозрачный стакан (в нём "зажигается" только верхний слой жидкости), плошка с матовыми стенками — она "горит" вся, и просто капли, стекающие с колбы УФ-лампы (фотографии Cristina Ferraz Rigo). В конце концов, наиболее удобной для целей проекта, названного (DE)light, оказалась фосфоресценция. Художница подобрала подходящие красители, хорошо смешивающиеся с водой. После некоторой экспозиции на ярком свету этот материал сиял 10 часов кряду. |
Такими свойствами, кстати, обладает целый ряд веществ, в частности некоторые соединения редкоземельных металлов. Их можно подмешивать в воду в виде мелкого порошка. Впрочем, какие именно составы применяла Риго – она не говорит. Так или иначе, но Кристина подобрала подходящую концентрацию пигмента. Вот и готова светящаяся вода.
В бутылке видны "недопитые" остатки света. Интересно, что было бы написано на этикетке, если б эта бутылка стояла на полке магазина? Бокалы, к слову, полностью соответствуют своему содержимому. С "лампочкой накаливания" всё сразу понятно. Но присмотритесь к фужеру справа — это не бокал для коньяка — типичная настольная лампа (фото Cristina Ferraz Rigo). Во что наливать – уже другой вопрос, но немаловажный. "Это не дизайн светильников, это дизайн света", — утверждает Кристина, описывая несколько своих творений, созданных в рамках проекта (DE)light. По её определению, тут наблюдается "деконтекстуализация освещения". Ведь отныне и фонариком, и люстрой, и бра может стать любая прозрачная ёмкость. Главное достоинство фосфоресцирующего состава — его можно перезаряжать. Интересно, что и тут Кристина решила создать нечто особенное. Она придумала непрозрачную ёмкость с мощной лампой внутри. Таким образом, процесс подпитки "израсходованной" жидкости скрыт от глаз пользователя, что добавляет "жидкому свету" сказочности (фото Cristina Ferraz Rigo). Первые предметы под грифом (DE)light, родившиеся в мастерской Риго, подчёркивают существование света в чистом виде: это обычная бутылка и к ней — пара бокалов в форме лампочки накаливания и настольной лампы с абажуром. Сам процесс переливания зелья из транспортной тары в необычные лампы словно отделяет свет от источника. Да, понятно, что на самом деле жидкость – это и есть источник лучей. Но, если подумать, перед нами просто удивительный визуальный эффект, достигнутый простыми средствами. Риго мечтает, что вскоре людям не понадобятся специально сконструированные светильники. В стенах квартир можно заранее делать прозрачные вставки любой формы, как и в недрах панели приборов автомобиля. А пользователь добавит свет сам, принеся его из магазина в обычной банке. |
"Жидкий свет" позволил Кристине устроить игру формы и содержания. Создать парадокс, способный удивить и заинтриговать непосвящённого. Такова следующая пара светильников. На вид – обычные настольные лампы, матово-белые. Правда, они напоминают ещё и электрочайники. Из-за прозрачной мерной вставки на боку. Слабо зайти к соседям и попросить литр света взаймы? (фото Cristina Ferraz Rigo) Подойдя поближе, человек обнаруживает две странные детали – шнура электропитания нет, зато сбоку у большей лампы есть краник, наподобие самоварного. А если кто-то, знакомый с секретом этих "чайников", покажет, как ими пользоваться, зритель и вовсе будет поражён. Ведь для того чтобы лампа засветилась, её нужно наполнить "жидким светом". А чтобы погасала, нужно открыть кран и выпустить свет. Ещё интереснее наблюдать, как большая лампа делится светом со своей младшей сестрой. Всё это кардинально отличается от того обращения со светом, к которому мы привыкли. Конечно, щёлкать выключателем – гораздо проще. Но согласитесь, в некоторых случаях изобретение Кристины может оказаться куда предпочтительнее. Романтичнее и загадочнее. |
Свет разбавленный и свет домашней перегонки, свет с сахаром вприкуску и два стакана света на столике в купе — какие ещё ассоциации можно придумать? (фотографии Cristina Ferraz Rigo). Последнее изделие в рамках (DE)light ещё находится в работе. Потому пока этот светильник можно увидеть лишь в виде фото, обработанного в фотошопе. Замысел же этой новинки не менее парадоксален, чем у предшественников. Кристина создаёт лампочку традиционной формы из нержавеющей стали.
Каков бы ни был источник света в такой упаковке, наружу лучам не пробиться. Но не беда. Владельцу этого "прибора" достаточно окунуть колбу лампы в фосфоресцирующий раствор, чтобы получить светлячок. Его даже можно попробовать вкрутить в обычный патрон люстры. Только делать это надо быстро – "светожидкость" стекает вниз и капает на пол. Непрактично? Совершенно. Зато весело. Заметим, Кристина не создавала новых химических соединений и не разрабатывала принципиально новых технологий. Однако это не умаляет ценности (DE)light. Как пишет автор проекта, этот дизайнерский эксперимент и даже "поэтический пример" должен стимулировать воображение людей, побуждать к поиску новых приложений уже известным вещам и явлениям. |