ВОКРУГ СВЕТА НА ПОДСОЛНЕЧНОМ МАСЛЕ


Мечта любого автомобилиста - бездонный топливный бак. Нечто похожее на "вечный двигатель" в этой области продемонстрировали 8 сентября 2008 участники акции Biodiesel Adventure Project - группа энтузиастов из Японии во главе с инициатором проекта - фотожурналистом и автогонщиком Сусеем Ямадой… Посетить Казань и поучаствовать в выставке "Нефть, газ. Нефтехимия" участников кругосветного путешествия на необычной "Тойоте" пригласила компания "Татнефтехиминвест-холдинг".


Представьте себе огромный "Лэнд Крузер", от которого за несколько метров пахнет какой-то сладкой выпечкой. Нет, это не развозчик пончиков и слоек. Это и есть главное подтверждение транслируемой идеи о замене традиционного топлива на биодизельное, которое, в свою очередь, можно производить прямо на ходу, не отрываясь от руля. В качестве сырья используется отработанное растительное масло, метанол и немного серной кислоты в качестве присадки. Расположен "мини-завод" прямо в багажном отделении автомобиля. Он весит порядка 200 кг, обошелся изобретателю в $50 тыс., а также в десять месяцев труда и экспериментов, что объяснимо: в "процессоре", как называет его автор, около 50 регуляторов. Работает установка на электричестве и питается от обычных автомобильных аккумуляторов.

 Кстати, шестицилиндровый дизельный двигатель у "Тойоты" стандартный. Он не модернизирован и работает на полученном биотопливе не хуже, чем на обычном. Например, разгоняется до 170 км/ч и сохраняет все динамические характеристики. К тому же на таком топливе за счет хороших смазочных характеристик срок службы двигателя и топливного насоса увеличивается в среднем на 60%.

Идее популяризации биотоплива три года. Сусей Ямада по долгу службы бывал в разных уголках мира, но отправной точкой, подвигшей человека, который не является ни ученым, ни инженером, создать мобильную установку, стали наблюдения за американскими индейцами. Журналист оказался под таким впечатлением от их естественного стиля жизни, что решил пропагандировать его и сам. Через биотопливо - относительно безвредное для природы "питание" автомобилей.

 В 2006 году первая машина, заправленная биодизелем, прошла с севера на юг всю Японию. Далее в истории осталось два заезда на ралли "Дакар", в одном из которых машина, заправленная биотопливом, даже стала третьей. А в декабре 2007 года команда Сусея Ямады отправилась из Токио на джипе в кругосветное путешествие.

Цель акции "Biodiesel Adventure Project" - показать людям, что переход на экологические виды энергии не так сложен, как кажется. Что смог один человек, доступно и остальным. Как результат - намного более чистая планета.

 "Подсолнечная" "Тойота" проехала уже около 30 тыс. км. За плечами остались Канада, США, Западная Европа, Африка. Восточную Европу представляли Киев, Москва и теперь - Казань.

Далее путь лежит через Казахстан, Китай - к родному Токио. Автомобиль ни разу не воспользовался услугами АЗС: установка Ямады в сутки вырабатывает 40 литров биотоплива. Этого хватает на 300 км.

Ямада не предлагает массово распространять свою разработку: экономический эффект от установки, понятно, весьма сомнителен. Но привлечь внимание к альтернативным источникам энергии - это, пожалуй, достойная цель.

 За перемещением команды следит вся Япония. Путешествие регулярно освещается в специальной телепередаче Eco touch, кадры которой были продемонстрированы и в Казани. Десятиминутные ролики, в целом, были понятны без знания иностранного: вот тающие ледники, вот масляные пятна на воде... А вот - экологичная "Тойота". Она подъезжает к японским ресторанчикам, и зарубежные соотечественники Ямады с радостью передают им отработанное растительное масло.

Обо всем этом было рассказано 8 сентября 2008 на встрече, организованной "Татнефтехиминвест-холдингом" для специалистов компании, а также представителей казанской науки. В частности, профессоров Казанского государственного технологического университета. Конечно, не массовости ради. Просто татарстанским ученым есть чем ответить восточной идее.

"В 2002 году в этот кабинет принесли биодизель, который был создан в технологическом университете, - пояснил генеральный директор ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг" Рафинат Яруллин. - Его получили из рапсового масла и метанола".

Интерес проявляли и сами разработчики татарстанского образца - присутствовавшие на встрече Фарит Гумеров и Фаризан Габитов. "Мы знаем, что и в Японии существует несколько точек зрения на выработку биотоплива. Ваша на научном уровне обсуждается?" - вопрошал японца Гумеров. На что японец лишь развел руками: я не ученый. "Мы занимаемся получением биодизеля методом сверхкритической экстракции..." - продолжил казанец и легко перешел на французский, заметив затруднения переводчика.

 Кстати, эта идея у нас начала развиваться на год позже, чем в Японии. Сегодня у местных разработчиков есть и пилотная установка…

"Планируете ли вы в будущем использовать биотопливо и как?" - в свою очередь спросил Сусей Ямада. "Все зависит от цены на нефть, - отметил Рафинат Яруллин. - Если она будет продолжать расти, то о нем никого не надо будет просить - фермеры и сами построят биодизельные установки!"

Не смутил руководителя татарстанского холдинга и вопрос о "болячках" биотоплива (оно замерзает): "У нас и обычное топливо делится на зимнее и летнее. Это проблема добавки специальных присадок".

Рафинат Яруллин сообщил гостю, что в прошлом году в Татарстане запустили маслоэкстракционный завод мощностью 110 тыс. тонн рапсового масла в год, нет проблем и с сырьем. Новость была встречена одобрительными кивками.

 Кстати, маслом для дальнейшей "заправки" японцев обеспечил холдинг.

 Комментируя итоги встречи, Рафинат Яруллин заметил, что "Татнефтехиминвест-холдинг" всерьез занимается поддержкой разработок технологического университета в этой области. "Мы уже несколько миллионов рублей затратили на то, чтобы получать биодизель сверхкритической экстракции", - подчеркнул он.

www.e-vid.ru