КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ОТХОДОВ: позиция Гринпис


Ограниченные площади полигонов, предназначенных для захоронения отходов МСЗ, принятие более жестких мер по охране окружающей среды и норм регулирования выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, другие экологические проблемы заставляют искать новые методы утилизации бытовых и промышленных отходов.


В настоящее время захоранивается до 60% отходов, производимых в странах ЕС. Ситуация усугубляется ростом количества отходов. Например (данные 1999 г.):

­ С 1990 по 1995 г. количество отходов в странах ЕС выросло на 10%. К 2010 г. его дальнейший рост составит еще 20% по отношению к 1995 г.

­ В Эстонии, Словении, Литве, Словакии, Болгарии, Венгрии, Чехии, Румынии и Польше рост промышленного производства к 2010 г. может привести к увеличению количества отходов в 2 раза.

­ В урбанизированных районах Азии к 2025 г. количество отходов увеличится вдвое.

Одним из основных методов борьбы с ростом количества отходов в прошедшие десятилетия было выбрано его сжигание. Однако МСЗ не решили проблему. Действительно, в мире, где количество ресурсов постоянно сокращается, нерационально «пускать их в дым», и вдвойне неразумно делать это, если известно, что в выбросах содержится ряд опасных химических веществ.

Филиппины стали первой в мире страной, где сжигание отходов законодательно запрещено. Филиппинский Акт чистого воздуха, принятый в 1999 г., не допускает сжигание отходов и предписывает применение альтернативных методов. Пропагандируется лозунг о сокращении количества отходов, их вторичном использовании и переработке. Акт чистого воздуха допускал сжигание медицинских отходов еще в течение 3 лет со дня его принятия, но запрещает сжигание инфицированных отходов.

Проблемы сжигания мусора

Воздействие на окружающую среду и здоровье человека

Независимо от того, насколько современным оборудованием оснащены МСЗ, они все равно выделяют токсичные вещества. Это ведет к загрязнению окружающей среды и воздействию опасных соединений на животный и растительный мир и здоровье человека. МСЗ выделяют содержащие хлор и бром диоксины, ПХБ, ПХН, тяжелые металлы, диоксиды серы и азота. Выделяется значительное количество веществ, токсичность и воздействие на человека которых не изучена. Тем не менее, имеются данные о том, что среди работников МСЗ и жителей прилегающих к ним районов повышается смертность и риск функциональных расстройств. Кроме того, уважаемые научные объединения высказывают предположение, что независимо от введения жестких норм ограничивающих выбросы, диоксины вырабатываемые  МСЗ продолжают оказывать вредное воздействие на очень большое количество людей.

Экономические проблемы

Экономические аспекты управления отходами очень сложны, их описание является темой отдельного доклада. В целом надо заметить, что сжигание отходов  - отмирающая технология, применение которой экономически возможно лишь в случае, если все население оплачивает работу МСЗ. Основную часть расходов составляют при этом финансирование работы очистных сооружений. Но даже использование технологий, сокращающих выбросы токсичных веществ в атмосферу, не может предотвратить возвращение их в окружающую среду из мест захоронения золы и шлаков.

Существующая идея получения электрической энергии при сжигании бытовых отходов не внесет существенного вклада в решение проблемы энергоресурсов, так как не менее 80% произведенной энергии используется на собственные нужды завода. МСЗ неэффективны ни в качестве электростанций, ни в качестве средства борьбы с отходами. Они ведут не к сохранению материальных ресурсов и сокращению опасных выбросов, а наоборот. Согласно анализу, выполненному в 2001 г. Лондонской школой экономики энергия, получаемая при сжигании ТБО составляет лишь 5 % от энергетических затрат, использованных для производства материалов, составляющих ТБО. [3]

Во многих странах государство связано с владельцами МСЗ долгосрочными договорами. В случае применения мер по сокращению количества отходов, их вторичному использованию и переработке, власти будут вынуждены платить владельцам МСЗ огромные неустойки.

ТБО – это модифицированные природные ресурсы, имеющие рыночную стоимость. С экономической точки зрения, МСЗ подобны установкам для сжигания казначейских билетов, с целью кратковременного получения тепла. Не уверены, что в мире существует хоть одна экономика, способная использовать банкноты в качестве «дров».

Перспективы

В марте 1998 г. вступила в силу Конвенция по защите морской экосистемы северо-восточной Атлантики (Конвенция ОСПАР), объединяющая 15 стран северо-восточной Атлантики и ЕС. Совещание по ОСПАР состоялось в июне 1998 г. Министры стран-участниц ОСПАР пришли к единогласному решению: в течение жизни одного поколения (к 2020 г.) полностью прекратить поступление в окружающую среду опасных загрязняющих веществ, т.е. прекратить выбросы, потери, утечки опасных веществ на производствах и заменить эти производства альтернативными. На практике это означает прекращение применения грязных технологий и внедрение стратегий нулевого выброса. МСЗ не могут соответствовать этим требованиям. Таким образом, попадая под действие ОСПАР, они должны в конце концов прекратить свое существование в странах-участницах Конвенции.

Внедрение «принципа предосторожности»


Сведение к минимуму деградации окружающей среды возможно только в случае, если основой политики управления ресурсами станет «принцип предосторожности», который подразумевает, что доказывать свою правоту станут не природоохранные организации, предоставляющие свидетельства вреда, нанесенного окружающей среде, а потенциально опасные предприятия, доказывающие безопасность используемых ими технологий.

До сих пор политика управления МСЗ основана на иных принципах. Вместо стремления к полному прекращению выбросов она устанавливает их «безопасные» уровни, а необходимость доказывать опасность лежит на тех, кто знает о вреде, наносимом этими выбросами окружающей среде и здоровью человека. Учитывая такие эффекты, как токсичность и способность к накоплению, более правильным было бы считать химические вещества опасными вплоть до того, как будет доказано обратное.

Уже накоплено достаточно достаточное количество данных о влиянии МСЗ на здоровье работников этих производств и жителей прилегающих к ним районов. Этих данных достаточно для того, чтобы правительства прекратили бездействовать и задумались о внедрении в управление отходами «принципа предосторожности», что приведет к полному прекращению сжигания мусора. Ожидание улучшений в связи с внедрением новых технологий в процесс, который сам по себе вреден – это непростительная беспечность в отношении окружающей среды и здоровья человека.

Стратегия «нулевого сброса»

Цель стратегии «нулевого сброса» – прекратить поступление в окружающую среду опасных химических соединений. Хотя существует мнение, что это упрощение взгляда на действительность и просто недостижимая фантазия, именно безотходное производство - конечная цель тех, кто устанавливает сейчас нормы, ограничивающие количество выбросов.

Процесс сжигания мусора никогда не сможет соответствовать этому требованию. Единственный путь к достижению цели - это сокращение количества отходов, их вторичное использование и переработка.

Внедрение парадигмы «сокращение количества отходов – вторичное использование – переработка»

Мы живем в мире, где ресурсы, используемые в промышленности и сельском хозяйстве, часто недооцениваются. Это приводит к росту производства (особенно в индустриально развитых странах) к существованию «общества потребления», оставляющему после себя огромное количество отходов, в том числе вредных и опасных.

Пути к сокращению количества отходов включают использование экономических инструментов, введение экологических налогов. Эти меры были поддержаны ЕС, и на территории ряда европейских стран такие налоги уже введены. Однако, необходимы более решительные меры для реального сокращения количества отходов.

Современные уровни переработки отходов в Европе сильно варьируются. Так, в Нидерландах переработке подвергается 46% бытовых отходов, а в Великобритании – только 8%. Интенсивные схемы вторичного использования и переработки могут охватывать 80% и вплоть  до 100% бытовых отходов. Система  экономического стимулирования мусороперерабатывающих отраслей должна серьезно повлиять на внедрение этих схем, одновременно препятствуя дальнейшему сжиганию и захоронению отходов.

Пути решения проблемы переработки отходов включают в себя следующие меры:

­ Полное прекращение сжигания бытовых и промышленных отходов к 2020 г., что соответствует положению ОСПАР о полном прекращении к 2020 г. выбросов опасных веществ.

­ Использование финансовых и юридических рычагов для создания условий по повторному использованию упаковочной тары (бутылки, коробки, и т.д.) и других предметов (электронных плат, старых компьютерных корпусов и т.д.).

­ Использование финансовых рычагов, направленных на создание условий переработки отходов, например, налога на их захоронение.

­ Организация спроса на упаковочную тару и товары, созданные с применением переработанных материалов.

­ Снятие с производства материалов, которые не могут быть уничтожены или безопасным образом переработаны (например - пластики, включающие в свой состав ПВХ), и замена их другими материалами.

­ Дальнейшее развитие передовых технологий производства продуктов с уменьшением количества промышленных отходов, внедрение циклов безотходного производства с целью полного обеспечения потребностей населения без нанесения ущерба окружающей среде.

­ Внедрение «принципа предосторожности» с целью предупреждения экологических проблем в будущем. Продолжение научных исследований, играющих фундаментальную роль в решении этих проблем.

www.newchemistry.ru