РОССИЙСКИЙ РЫНОК ШИН: I полугодие 2008


Ситуация на российском рынке автошин определяется состоянием автопарка и господствующими на автомобильном рынке тенденциями. Интенсивное развитие дорожной инфраструктуры, рост автоперевозок грузов и пассажиров, увеличение парка автотранспортных средств – создают очевидные предпосылки для роста емкости шинного рынка, по крайней мере, в ближайшие 3-5 лет.


Состояние российского рынка автомобильных шин практически полностью определяется состоянием парка автотранспортных средств и господствующими на автомобильном рынке тенденциями.

Ключевыми, долгосрочными тенденциями в сфере автотранспорта для Российской Федерации являются следующие:

• интенсивное развитие дорожной инфраструктуры;

• рост автоперевозок грузов и пассажиров;

• увеличение парка автотранспортных средств.

Перечисленные тенденции создают очевидные предпосылки для роста емкости рынка автомобильных шин, по крайней мере, в ближайшей (3-5 лет) перспективе.

Однако, рынок автотранспортных средств обладает высокой степенью неоднородности. Так, при единстве общих долгосрочных тенденций, состояние отдельных сегментов автопарка определяется различными факторами.

В зависимости от целевого назначения и конструкционных особенностей, в структуре автомобильного парка можно выделить следующие укрупненные группы:

• легковой транспорт;

• легкогрузовой транспорт;

• грузовой транспорт;

• сельскохозяйственная техника;

• индустриальный транспорт.

Каждый из перечисленных сегментов представляет отдельную рыночную нишу, со своими ключевыми игроками и целевыми потребителями.

Конструкционные особенности и различия в условиях и интенсивности использования перечисленных групп техники предопределяют наличие существенных различий в конструкционных особенностях шин для каждого сегмента.

Тем самым, рынок автомобильных шин имеет те же рыночные сегменты, что и определяющий его рынок автомобильной техники.

По состоянию на 2007 год, на российском рынке автошин сложилась следующая структура (на основе данных в натуральном выражении):

- превалирует легковой сегмент, доля которого в штучном выражении составила 72% (шины для грузовых и легкогрузовых автомобилей совокупно занимают 24%; шины для сельскохозяйственной и индустриальной техники - 4% и 1% соответственно).

В первом полугодии текущего года картина на рынке принципиально не менялась. Объем реализации отдельных групп шин составил следующие величины:

Тип шин

Реализовано, млн. шт.Прирост, %
I п/г 2007II п/г 2008
Легковые17.320.015
Легкогрузовые2.32.43
Грузовые3.23.716
С/Х0.40.630
Индустриальные0.10.227

Легковые шины

Тенденции и динамика российского рынка шин в первом полугодии 2008 года зависели, в основном, от изменений, происходящих со структурой автопарка России.

При этом сама динамика российского легкового автопарка в рассматриваемый период не изменилась: темпы роста емкости российского автомобильного рынка остаются высокими; одновременно, все большую долю в структуре рынка занимает импортная продукция.

По озвученным авторитетным аналитическим агентством Автостат данным Комитета Автопроизводителей АЕБ, за первые шесть месяцев 2008 года на российском было продано свыше 1 миллиона 50 тысяч легковых автомобилей иностранных марок, что почти на 340 тысяч единиц или на 47 % больше, чем в аналогичный период прошлого года.

Объем производства легковых автомобилей в Российской Федерации за январь-июнь 2008 года составил 974 тысячи штук, увеличившись, по сравнению с первым полугодием 2007 года на 36%.

Производство автомобилей в РФ по данным Росстата:

Тип ТСПериодПрирост, %
I п/г 2007II п/г 2008
Грузовые а/м146,010180,42323.57
Легковые а/м714,945973,88036.22

Причем, по экспертным оценкам, основной сегмент российского авторынка – рынок легковых автомобилей в целом в 2008 году увеличится на 30% - до 3.2 миллионов автомобилей в год. В частности, в России, по прогнозам, будет реализовано 750 тысяч иномарок, что на 70% больше 2007 года. В тоже время объем реализации крупнейшего внутреннего производителя легковых автомобилей - АвтоВАЗа (без учета автокомплектов) останутся на уровне прошлого года – 645 тысяч. Таким образом, по итогам 2008 года доля «АвтоВАЗа» на российском рынке может упасть до уровня 20-22%.

Тенденции, господствующие на рынке легковых автомобилей находят закономерное отражение в текущей динамике шинного рынка.

По предварительным оценкам первого полугодия 2008 года, на российский рынок поступило около 20 миллионов шин для легкового транспорта, что более чем на 15% превысило объем поставок в аналогичный период предыдущего года.

Данные о реализации легковых шин на российском рынке показывает, что в первые шесть месяцев 2008 года на российском рынке происходил опережающий рост объемов импорта (+37,5% к аналогичному периоду 2007 года). Объем реализации со стороны внутренних производителей также вырос, но размер прироста был минимален (+1,5%, в том же временном базисе).

Таким образом, подтверждается прямая корреляция между структурами автомобильного парка и рынка шинной продукции.

Прекрасной иллюстрацией такого вывода служит факт роста объемов реализации «высокоободных» типоразмеров, таких как 15-й и 16-й, с одновременным падением 13-го диаметра. Тем самым, можно говорить о том, что рынок шин отреагировал на снижение объемов продаж семейства АвтоВАЗа (базис 13-го размера) и рост новых импортных автомобилей (15-й и более диаметр).

Динамика развития перспективных типоразмеров брендированной продукции в СИБУР- Русские шины:

Посадочный диаметр

I п/г 2007II п/г 2007I п/г 2008
14258,574406,026694,402
15100,568175,905256,451
1613,79519,70731,129

В этих условиях, предстоящая интеграция СИБУР- Русские шины и Amtel-Vredestein может позволить объединенной компании упрочить позиции в рассматриваемом сегменте, получив серьезные конкурентные преимущества прежде всего над поставщиками из Кореи и производителями из «Матадора».

Грузовые шины

В первом полугодии 2008 года на российском рынке было реализовано свыше 3.7 миллионов штук шин. Прирост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года составил +16%.

Наиболее динамично в рассматриваемый период рос сегмент грузовых шин с цельнометаллокордовым каркасом (ЦМК). За январь-июнь 2008 года их было реализовано на рынке РФ 644 тысячи штук, что на 26% превысило объем продаж на российском рынке в первом полугодии 2007 года. Более массовый сегмент - грузовые шины с тканевым кордом – рос менее быстрыми темпами. Увеличение реализации по рассматриваемому сегменту составило 14%.

Таким образом, можно говорить о сохранении тенденции опережающего роста емкости рынка ЦМК: с 2005 года доля шин ЦМК в общем объеме реализации грузовых шин на территории РФ выросла на 7%, достигнув в структуре 17%.

Импорт грузовых шин в первом полугодии 2008 года составил 712.3 тысяч штук. На долю импорта пришлось 19% от объема реализованных шин. По сравнению с первым полугодием 2007 года импорт вырос на 37%. В структуре импорта, как и ранее, преобладают шины ЦМК, на долю которых пришлось около 80% всего объема импортных поставок грузовых шин (+32% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года). Тем не менее, обращает на себя внимание то, что импорт грузовых шин с тканевым кордом за первые два квартала текущего года превысил такой же показатель сопоставимого периода предыдущего года на 66%.

Структура импортеров грузовых шин имеет выраженную дифференциацию. В более дорогом и высокотехнологичном сегменте грузовых шин ЦМК доминируют ведущие мировые производители: Michelin , Bridgestone , Goodyear . При этом три указанных импортера, совокупно, поставили на российский рынок в первом полугодии свыше 63% шин ЦМК.

Среди импортеров грузовых шин с обычным кордом превалируют белорусские, украинские и китайские производители. Традиционно остается высокой доля таких производителей из стран СНГ, как Белшина, Росава и Днепрошина. При этом очень высокий рост демонстрируют китайские поставщики. Здесь, прежде всего, следует упомянуть компании Aeolus, Hangzhou Zhongce Rubber, Shandong Chengshan Tire. Перечисленные китайские производители появились на российском рынке на рубеже 2006/2007 гг. и сумели за короткий срок выйти на лидирующие позиции по импорту грузовых шин в Российскую Федерацию.

А) Сегмент грузовых шин с комбинированным кордом.

В сегменте стандартных грузовых шин по состоянию на первое полугодие 2008 года присутствовало только четыре игрока, с долей свыше 1%, совокупно занявших 96% в общем объеме реализации за период.

ПроизводительI п/г 2008г. к II п/г 2007 г., %доля в общем объеме реализации, %
1Нижнекамскшина-443
2СРШ+2338
3АШК+419
4Amtel-Vredestein+607

В целом, в первом полугодии 2008 года существенных изменений в рассматриваемом сегменте рынка не произошло. Основной продукцией на рынке остается продукция российского производства. При этом объемы реализации у лидеров либо демонстрируют устойчивый рост (СИБУР-Русские шины, Алтайская шинная компания, Amtel-Vredestein), либо остаются стабильными (Нижнекамскшина).

В ближайшей перспективе изменения в структуре рассматриваемого рынка видятся маловероятными.

Б) Сегмент шин ЦМК.

По результатам первого полугодия 2008 года основными игроками на рынке (доля более 1%) были 17 компаний, чей суммарный объем реализации составил 92% в емкости рынка за рассматриваемый период.

ПроизводительПрирост I п/г 2008г. к II п/г 2007 г., %доля в общем объеме реализации, %
1Michelin+4529
2СРШ0 (полная загрузка мощностей)17
3Bridgestone+2415
4Goodyear+297
5Hankook+804
6Kumho+63

Основные игроки рассматриваемого сегмента рынка – передовые мировые производители. Единственный российский производитель - СИБУР - Русские шины.

Приведенные данные позволяют утверждать, что сегмент ЦМК является чрезвычайно перспективным, и в краткосрочном периоде можно прогнозировать сохранение тенденции его интенсивного роста.

Легкогрузовые шины

В первом полугодии 2008 года на российском рынке было реализовано 2.41 миллиона шин, относимых по назначению к сегменту легкогрузового транспорта.

По сравнению с сопоставимым периодом 2007 года объем реализации вырос на 2.9%.

При этом, сегмент шин для легкогрузового транспорта имеет очень любопытную структуру в разрезе основных игроков:

ВладелецПрирост I п/г 2008г. к II п/г 2007 г., %доля в общем объеме реализации, %
1Amtel-Vredestein-2630
2СРШ+2328
3Нижнекамскшина-719
4АШК+4638
5Matador (с импортом)+793
6Michelin+213
7Nokian+12
8Hankook+222
9Kumho+1061
10Continental+51
11Белшина-451
12MAXXIS+10911

Основным фактором оказывавшем влияние на рассматриваемый рынок в первом полугодии 2008 года было падение объемов реализации у лидирующего игрока - Amtel-Vredestein, который, из-за возникших финансовых трудностей, на протяжении января –июня текущего года дважды был вынужден останавливать производство своего производственного подразделения - кировского завода "Амтел-Поволжье".

Из российских производителей в полной мере высвободившейся рыночной долей воспользовалась «Алтайская шинная компания» (АШК). А также, на протяжении всего первого полугодия 2008 года наблюдался интенсивный рост импорта.

К ключевым тенденциям рынка можно отнести следующие:

• устойчивый спрос и тенденция к стабилизации объема реализации российской продукции;

• ослабление позиций производителей из стран СНГ;

• устойчивый рост спроса на рынке на качественную продукцию ведущих мировых производителей;

• интенсивный рост импорта со стороны китайских производителей, претендующих на нижний ценовой сегмент.

Сельскохозяйственные шины

По имеющимся данным, в первом полугодии 2008 года на российский рынок было поставлено 553.2 тысячи штук шин, что на 11.7% выше, чем во втором полугодии 2007 года и на 30.2% выше, чем в первом полугодии того же года. В целом, обращает на себя внимание то, что рынок с начала прошлого года демонстрирует устойчивые тенденции к росту.

Ключевыми игроками для обоих сегментов являются три российских производителя:

• СИБУР-Русские шины;

• Алтайская шинная компания;

• Нижнекамскшина.

При этом в рассматриваемом сегменте текущая совокупная доля перечисленных компаний достигает 90%.

Анализ структуры реализации показывает, что лидирующие игроки - СИБУР-Русские шины, Алтайская шинная компания и Нижнекамскшина – усиливают свои позиции на рынке. При этом, компания СИБУР-Русские шины, занимая основную долю рынка (57%), остается лидером и по темпу прироста - +36%.

Резкий спад объемов реализации со стороны Amtel-Vredestein обусловлен финансовыми трудностями компании, повлекшими остановку завода "Амтел-Поволжье".

Произошедшее слияние СИБУР-Русские шины и Amtel-Vredestein создает благоприятные возможности для объединенной компании упрочить доминирующее положение в рассматриваемом сегменте рынка.

Общие выводы по рынку шин сельскохозяйственного назначения:

• доминирование на рынке российских производителей;

• перспектива дальнейшего роста на рынке доли российских компаний;

• укрепление позиции Сибур - Русские шины, как лидера в рассматриваемом сегменте.

Индустриальные шины

В первом полугодии 2008 года на российский рынок было поставлено 154.1 тысячи шин для индустриальной техники. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года, объем реализации на рынке вырос на 27%.

При этом при относительной стабильности объемов реализации на рынке со стороны российских производителей, импортные поставки не имеют устойчивой тенденции и происходят скачкообразно.

В первом полугодии 2008 года наиболее существенным событием, оказавшим определяющее влияние на состояние рынка индустриальных шин, стала «атака» китайских поставщиков.

Учитывая то, что продукция импортеров из Китая ориентирована на тот же сегмент техники, создается угроза вытеснения продукции российского производства китайскими аналогами.

Тем не менее, лидером в сегменте индустриальных шин остается компания СИБУР-Русские шины, освоившая по итогам полугодия 28% рынка, и увеличившая объем своей реализации по сравнение с аналогичным периодом 2007 года на 11%.

Источник: www.colesa.ru