REACH: тест на вредность


Российским компаниям запретят ввоз товаров в Европу, если они не пройдут «химическую регистрацию». Европейские нововведения комментирует заместитель министра промышленности и торговли РФ Владимир Саламатов.


Владимир Саламатов

Российским компаниям запретят ввоз товаров в Европу, если они не пройдут химическую регистрацию.

В ближайшее время многочисленных российских экспортеров ожидают серьезные проблемы на границе. 1 декабря в Европе заканчивается предварительная регистрация десятков тысяч химических веществ, "участвующих" в производстве товаров. Об этом российские компании предупредили влиятельные чиновники из Европейского химического агентства (ECHA).

В связи с этой ситуацией и необходимостью поддержки отечественных компаний вчера в Казани по инициативе Министерства промышленности и торговли РФ прошла международная конференция. Она была посвящена введению в Евросоюзе технического регламента REACH и его влияния на экспорт химических веществ из стран СНГ.

"Основной тезис REACH гласит: "Нет регистрации - нет торговли". Те, кто решит проигнорировать REACH, - будут вынуждены переориентировать бизнес в другие страны, европейский рынок будет для них закрыт - эта угроза не раз звучала на конференции.

Между тем, по оценкам экспертов, "остаться без экспорта" могут как минимум семь отраслей российской экономики. А это, по приблизительным оценкам экспертов, не менее 60-70 процентов всех российских предприятий, так или иначе причастных к экспорту и не прошедших регистрацию в Европе. Если российские предприятия не сумеют "подстроиться" под новые европейские химические стандарты, их ждет как минимум 150 миллиардов рублей убытков в год. Например, российский завод, продающий в Германию мебель, может прекратить экспорт только из-за того, что лак, которым она покрыта, не зарегистрирован в европейской системе. Подобная цепочка потянет за собой проблемы со сбытом, заключением договоров с новыми партнерами для многих российских предприятий, на первый взгляд далеких от экспортных амбиций.

"РГ" уже писала, что с лета 2008 года в Евросоюзе действует новое химическое законодательство, предусматривающее постепенное создание в странах ЕС так называемой химической полиции. Накапливаясь в организмах людей и в экосистемах городов, все эти полихлорированные эфиры, свинец, нафталины и бифенилы, которые содержатся в товарах, начиная от бытовой техники, автомобилей и пластмасс и заканчивая стиральными порошками и подушками, отрицательно влияют на иммунитет, сокращают жизнь. Цель европейской химической реформы - обезопасить миллионы сограждан от такой продукции.

Прокомментировать европейские нововведения "РГ" попросила заместителя министра промышленности и торговли РФ Владимира Саламатова.

- Владимир Юрьевич, вопрос действительно стоит так остро?

- Страны Евросоюза - не только наши соседи и партнеры. Это один из самых крупных рынков, куда мы поставляем товарной продукции ежегодно на сумму около 50 миллиардов долларов. И мы должны считаться с этим. Регламент REACH становится инструментом острой конкурентной борьбы между производителями в странах, которые не входят в Европейский союз. В их числе много российских компаний.

- Какие отрасли российской экономики особенно затронут новые законодательные реалии?

- Под действие нового европейского регламента подпадает продукция многих отраслей промышленности: химическая и нефтехимическая, текстильная, электронная, автомобильная, целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, индустрия строительных материалов. Российские производители химической продукции, в частности минеральных удобрений, такие как "Еврохим" и "СИБУР", неизбежно столкнутся с требованиями регистрации их продукции в ЕХА. Высока вероятность осложнений у российских участников проектов "Северный поток" и "Южный поток" по поставкам трубной продукции в страны ЕС. В связи с этим Министерство промышленности и торговли крайне беспокоит подготовленность российской промышленности ко всем процедурам REACH. И готовы оказать поддержку российским предприятиям.

- В чем будет эта поддержка?

- Регламент REACH планирует различные стадии регистрации веществ. Это перерегистрация, нотификация и непосредственно регистрация. У нас уже налажен диалог с Европейской комиссией и Европейским химическим агентством. Теперь необходимо искать формы поддержки нашей промышленности. Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, другие общественные и профессиональные организации уже включились в процесс информирования предприятий и подготовки их специалистов. Системную работу в данном направлении проводит Российский союз химиков. Недавно он подписал меморандум о сотрудничестве с Европейским советом химической промышленности. Но, чтобы российские компании массовым образом "встраивались" в систему REACH, они сами должны заявлять о себе. Кроме того, процедура проведения испытаний, получения разрешений с помощью европейских заявителей весьма дорогая, предприятия уже сейчас должны объединяться в пулы. Необходима организация на крупных предприятиях центров помощи для малого и среднего бизнеса. Надо находить возможность крупному бизнесу взаимодействовать между собой по обмену данных. При министерстве мы создадим Межведомственную комиссию, которая будет выполнять функции оперативного штаба. Уже есть крупнейшие российские предприятия, которые могут поделиться своим опытом первичной регистрации в Европейском химическом агентстве.

- Каковы все-таки главные причины принятия Евросоюзом регламента REACH?

- Введение регламента REACH в странах Евросоюза было инициировано широкими кругами общественности этих стран, которые требовали ужесточить надзор над всеми товарами, в которых используются небезопасные химические соединения, красители, токсичные компоненты. Невозможность государств защитить здоровье своих граждан от воздействия опасных химических веществ в связи с огромными финансовыми затратами вынудило ЕС перенести всю ответственность, в том числе и материальную, за безопасность применения химических веществ на их производителей.

- А в России соответствующие барьеры строятся?

- Вы правы, необходимо ускорить разработку технического регламента, который должен выйти в форме федерального закона "О безопасности химической продукции". Этот закон надо как можно быстрее принять, рассмотреть, учесть европейский и мировой опыт. Но не слепо его копировать, а с учетом опыта и мнения отечественных промышленников. Кроме того, необходимо развивать нормативно-техническую базу, внедрять соответствующие стандарты в области безопасности химической продукции. Это сложный процесс.

"Российская газета"