ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ЭКСПОРТА АММИАКА И КАРБАМИДА |
Производства аммиака, карбамида и метанола во многом ориентированы на экспорт. При этом Россия, в первую очередь, благодаря доступности сырья, является одной из лидирующих стран в производстве названной продукции. |
В мировой структуре производства доля произведенного в России аммиака составляет 10,4% (13 млн. тонн), карбамида – 8,9% (6 млн. тонн), метанола – 10,9% (более 3,5 млн. тонн). При этом доля совокупного экспорта во внутреннем производстве для аммиака составляет 27,1% (экспорт составляет более 3,5 млн. тонн), для карбамида – 81,6% (4,85 млн. тонн), метанола – 53% (1,88 млн. тонн). В совокупности по этим трем продуктам экспорт в 2007 году составил около 10,3 млн. тонн. Для того чтобы осуществлять экспортные поставки в таких объемах, необходима развитая транспортно-экспортная инфраструктура, порты. Исторически так сложилось, что все крупнейшие производители расположены вдали от портов и вынуждены нести дополнительные издержки на транспортировку для доставки в порты. В то же время резкого роста внутреннего спроса не ожидается, и продукцию необходимо экспортировать, тем более, выгоды очевидны, несмотря на высокую стоимость доставки. Выбор порта производителем зависит от ряда факторов, среди которых решающее значение имеет наличие в порту необходимой инфраструктуры, стоимость доставки продукции в порт, загруженность направления поставок, конечное направление поставки продукции. Тарифы на перевалку имеют не последнее, но и не решающее значение. Для экспорта аммиака российскими производителями используется всего два порта, находящиеся в пределах разумных расстояний, в которых соблюдены условия для приема, хранения и перевалки этого продукта. Это порт Южный, через который проводятся поставки в США, страны Южной Америки, в Турцию, Индию, и порт Вентспилс – через который наиболее удобно осуществлять поставки в страны Западной Европы. Несмотря на то, что доля порта Южный несколько выше, можно судить о том, что поставки им отличаются в незначительной степени. При этом, если весь объем поставок аммиака в порт Вентспилс ведется железнодорожным транспортом, то значительная часть поставок в порт Южный осуществляется через аммиакопровод – Тольятти-Одесса, что существенно снижает издержки транспортировки для производителей, имеющих доступ к аммиакопроводу. Экспорт карбамида осуществляется с использованием сразу нескольких портов. В России – это порты Санкт-Петербург, Новороссийск и Калининград. Так же поставки ведутся через порт Южный в Украине и Прибалтийские порты – Клайпеда, Мууга, Ренийский, Рижский. Экспорт метанола в подавляющем объеме ведется через порт Хамина (Финляндия), а так же через порт Южный. В этой связи значение порта Южный для российских производителей и экспортеров представленной продукции довольно-таки велико. Однако в скором времени возможно появление альтернативы этому порту – порт Тамань (Темрюкский район Краснодарского края). Инициатором появления этого порта стало ОАО «Тольяттиазот» - один из крупнейших российских экспортеров аммиака, карбамида и метанола. Несмотря на то, что первая очередь по перевалке аммиака практически завершена, отсутствуют разрешительные документы на деятельность порта. С их появлением возможно перераспределение экспортных потоков между портом Южный и портом Тамань. Эксплуатация этого порта может быть выгодна по большому счету лишь тем предприятиям, которые в настоящий момент пользуются услугами порта Южный. Однако использование вновь вводимого порта несет в себе свои риски и ограничения, изложенные в отчете. С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений». Автор: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков Об авторе: |