КРИЗИСУ ВОПРЕКИ: итальянцы в Тольятти |
Несмотря на ухудшение мировой финансовой обстановки, «Ростехнологии» и итальянский концерн Pirelli все же подписали соглашение о строительстве в Тольятти завода по производству автомобильных шин |
Несмотря на ухудшение мировой финансовой обстановки, госкорпорация «Ростехнологии» и итальянский концерн Pirelli все же подписали соглашение (6 ноября 2008) о строительстве в Тольятти завода по производству автомобильных шин. Соглашение между итальянским концерном и «Ростехнологиями» (РТ) предусматривает строительство в Самарской области шинного завода мощностью около 4,2 млн шин в год. Подписание документов состоялось в Кремле по итогам переговоров президента России Дмитрия Медведева с итальянским премьером Сильвио Берлускони. Pirelli и РТ создадут в России совместное предприятие (СП), инвестируя в него около 250 млн евро. «Ростехнологии» и Pirelli будут совместно контролировать СП, которому, в свою очередь, будет принадлежать 100% в компании, обеспечивающей управление производством и продажей продукции. Производство шин для легковых автомобилей и грузовиков разместится недалеко от его АвтоВАЗа – на земельном участке, расположенном на территории Тольяттинского промышленно-технологического парка. СП может получить режим льготного налогообложения — «Ростехнологии» и администрация Самарской области, которую возглавляет бывший глава АвтоВАЗа Владимир Артяков, предоставили необходимые гарантии того, что будут содействовать в этом. Администрация Самарской области также планирует выступить с инициативой предоставить Тольяттинскому промышленно-технологического парку статус промышленно-производственной ОЭЗ. Pirelli, со своей стороны, будет отвечать за разработку бизнес-стратегии нового предприятия и управление рабочим процессом. Помимо самих шин, СП намерено выпускать металлокорд для усиления шин и автомобильных фильтров. Продукция шинного завода, как следует из опубликованных документов, будет предназначаться для рынка России и стран СНГ. Напомним, протокол о намерениях создать такое предприятие Pirelli и «Ростехнологии» подписали еще в июне 2008. Время для этого было выбрано благоприятное — рынок был на подъеме. В прошлом году предприятия шинной промышленности России выпустили 11,8 млн шин для грузовых автомобилей (106,8% к уровню 2006 года) и 29,3 млн для легковых автомобилей (106,5%). Но сам рынок за это время, по мнению отраслевых аналитиков, вырос минимум на 12−15% как в денежном, так и в натуральном выражении. Причем львиную долю этого роста составили шины класса «премиум» (стоимостью свыше 100 долларов за штуку), которые отечественные заводы практически не производят, а только заявляют о необходимости этого. Pirelli же изначально ориентировано на выпуск высокомаржинальных шин этого класса. Прошедшие полгода еще более обострили ситуацию в шинной отрасли. Единственный перспективный отечественный игрок на этом рынке – Amtel-Vredestein (AV, его самое крупное подразделение – шинный комплекс «Амтел-Поволжье» может выпускать в год до 3,3 млн штук шин класса премиум) впал в глубокую депрессию. После того как расстроилась его сделка с «Сибуром» (AV должен был объединиться с дочерней компанией «Сибура» — «Сибур-Русские шины» и продолжить свою деятельность уже под крылом отечественного нефтехимического гиганта), оба российских завода Amtel встали из-за недостатка оборотных средств, а сам холдинг, фактически, объявил о распродаже активов. Впрочем, и сам «Сибур» объявил о том, что сокращает свои инвестиционные программы, а для реализации самых важных из них – строительства газоперерабатывающего завода на Ямале мощностью 3 млрд кубометров газа, соответствующей продуктовой инфраструктуры и комплекса по производству полипропилена в Тобольске — уповает на помощь государства в размере 45 млрд рублей. Расширить свое присутствие в премиальном сегменте сейчас пытается принадлежащая нефтяной компании «Татнефть» «Нижнекамскшина» (НКШ) – еще в 2003 году по технологии и на оборудовании той же Pirelli здесь наладили выпуск легковых радиальных шин Kama Euro. Однако максимальный объем выпуска таких шин на НКШ составляет всего 2 млн штук в год, удовлетворяя, фактически, потребности в них только поволжского рынка. Таким образом, конкурировать СП Pirelli и «Ростехнологий» будет только с российскими заводами Michelin и Nokian. В 2007 году, по словам генерального директора Nokian Tyres в России Андрея Пантюхова, его компания удвоила мощности во Всеволожске, доведя их до 4 млн шин в год. Причем продажи Nokian в России по итогам прошлого года уже превысили показатели в Скандинавии. А ее розничная сеть Vianor в России насчитывает более полутораста точек и уже превосходит по размерам AV-TO Amtel-Vredestein. В планах Nokian Tyres довести свои мощности в России к 2011 году до 10 млн шин в год. Генеральный директор этого завода Сергей Полонянкин заявил, что, не дожидаясь официального объявления СП, его предприятие уже начало реанимировать связи со специалистами Pirelli, определять ассортимент каучуков, который будет ею востребован, и организовывать работу по модификации выпускаемой «Тольяттикаучуком» продукции. Во-вторых, очевидно, «Ростехнологии» рассчитывают, что основными потребителями продукции нового предприятия станут контролируемый ею АвтоВАЗ, расположенный в пределах прямой видимости от будущей площадки шинного завода и татарстанский производитель грузовиков «КамАЗ» (в котором госкорпорация также имеет долю). Да и от основных производственных площадок потенциально опасных конкурентов новый завод будет расположен подальше. КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА: Сергей Фильченков, аналитик инвестиционной компании «Финам»: - «Ростехнологии» сегодня проводят политику консолидации машиностроительных активов и налаживание полного цикла производства. Создание предприятия с именитым иностранным партнером позволит привлечь инвестиции, использовать известную марку и получить и доступ к технологиям, и выход на экспорт в другие страны – госкорпорация не может позволить себе создание с нуля собственного производства, отвечающего высоким мировым требованиям и конкурентоспособного на мировых рынках. Завод будет располагаться в Поволжье, поскольку здесь находятся главные машиностроительные активы «Ростехнологий». Что касается влияния на рынок производителей, то здесь следует учитывать высокую конкуренцию и расклад на рынке – на сегодня основные игроки «СИБУР», «Нижнекамскшина» и АV занимают более 80% рынка, а иностранные производители, как Michelin и Nokian, пока не имеют заметного влияния на общее движение рынка. Другое дело, что проект «Ростехнологий» может быть нацелен на производство шин премиум-класса, а здесь именно западные игроки и импорт занимают основное место, и СП именно здесь будет занимать свою нишу, конкурируя даже не столько с отечественными, сколько с западными производителями. |