КАКИЕ ВЕЩЕСТВА ПОДПАДАЮТ ПОД ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА REACH


В зону действия законодательства REACH попадают все химические вещества, которые производятся, импортируются, ввозятся на рынок или используются внутри Европейского Союза как сами по себе, так и в смесях или в изделиях.


Видовая классификация химической продукции в соответствии с Законом REACH

Закон REACH вводит терминологические различия между исходными  веществами, полуфабрикатами и готовой продукцией. Он регулирует производство, импорт и применение только исходных веществ, но не полуфабрикатов и готовой продукции.

Однако содержащиеся в полуфабрикатах исходные вещества подпадают под действие Закона REACH и должны быть зарегистрированы. Готовые изделия не подпадают под действие Закона REACH, если они не выделяют предусмотренных этим Законом веществ.

Исходным веществом, в соответствии с Законом REACH, является химический элемент и его соединения, как природного происхождения, так и синтезированные, включая необходимые для сохранения стабильности этих соединений добавки, а также обусловленные особенностями технологического процесса примеси, но без учета растворителей.

Особое внимание в законодательстве обращено на вещества, поступающие на рынок в больших количествах («растворители: мэк, ацетон, уайт-спирит; полимерное сырье с добавками: полиэтилен, полипропилен и его сополимеры, поливинилхлорид и пр.» - прим. nitro) и представляющие наибольшую потенциальную опасность.

Закон REACH определяет полуфабрикат, как  физическую смесь одного или нескольких исходных веществ.

Готовая продукция в соответствие с Законом REACH, это изделие, которое в процессе его изготовления из исходных веществ или полуфабрикатов, приобретает определенную форму, поверхность или состояние, причем функциональное назначение изделия определяется в основном его химическим составом.

В названном разграничении заключается, по мнению экспертов, определенная  опасность для европейской экономики, так как дополнительные расходы будут приходиться на производимые в странах ЕС исходные вещества и полуфабрикаты. В то же время, например, литьевое изделие из пластмасс, изготовленное в Китае с использованием  материалов, не подпадающих под действие Закона REACH, может быть беспрепятственно ввезено в ЕС.

Такие невыгодные для стран ЕС дополнительные затраты на материалы осложняют существующее в настоящее время  положение Германии и других стран с высоким уровнем оплаты труда, снижая конкурентоспособность находящихся в странах ЕС производителей конечной химической продукции. Импорт полуфабрикатов не спасает положение, так как они тоже достаточно дороги, а решающая международная конкуренция происходит на уровне готовой продукции.

Эксперты считают, что нельзя считать правильным и соответствующим интересам Европы обусловленный экологическими мотивами перенос все большего числа рабочих мест в страны Азии, где изделия для Европы могут производиться без высоких экологических барьеров и требований. В такой ситуации Европа, с экологической точки зрения, ничего не приобретет, а ее экономический потенциал может снизиться.

Металлы, сплавы, стекломасса.

В соответствии с Законом REACH, а также законодательством ЕС с 1967 года и гармонизированной на глобальном уровне Системой Классификации и Маркировки Химикатов ЕЭК ООН (GHS - Globally Harmonized System of Classification and Labeling of Chemicals), металлы являются химическими веществами и соответственно подлежат обязательной регистрации. При этом минералы и руды исключаются из требований к регистрации, если они не подвергаются химическим превращениям.

Сплавы относятся к смесям в рамках Закона REACH, хотя свойства таких смесей не всегда напрямую соответствуют свойствам ее компонентов. В качестве смесей сплавы не придется регистрировать, но их компоненты металлы должны быть зарегистрированы, если они производятся или импортируются в объеме больше одной тонны.

Стекломасса (производимая в процессе изготовления стекла) является смесью, хотя и специфической. Те вещества в стекломассе, которые являются минералами и не подвергаются химическим превращениям, не подлежат регистрации производителями или импортерами. Другие используемые вещества, такие как глазировочные средства, красящие или обесцвечивающие агенты, смазочные материалы и т.д., должны быть зарегистрированы. Стекло становится изделием тогда, когда ему придают окончательную форму (например, бутылка), но остается смесью, если его охладили до стекломассы, предназначенной для дальнейшей обработки.

Полимеры и  переработка пластмасс

Полимеры формально не подпадают под действие закононодательства REACH, поскольку они освобождены от регистрации. Основная мотивация – многочисленность видов и модификаций полимеров и категорирование полимеров как химических веществ, обладающих невысоким  уровнем риска.

Полимерами называются вещества, состоящие из длинных цепочек ковалентно связанных повторяющихся едниниц мономеров. Для полимеров действует правило 50 (статья 3 (5), согласно которому полимер  определен как вещество, отвечающее следующим критериям:
(1)  более 50 % веса вещества состоит из молекул полимера (это молекула, последовательно связывающая 3 единицы  мономера) и
(2)  ни одна из молекул полимера, имеющих тот же самый молекулярный вес, не составляет более 50 % веса вещества;

Однако под действие закона  REACH подпадают мономеры и другие вещества в мономерах, которые являются исходными веществами. Мономер, согласно закона REACH – это вещество, которое при реакции полимеризации преобразовывается (конвертируется) в полимерную цепь (последовательность).

Вещества, используемые как мономеры, которые производятся или импортируются в количестве более 1 тонны, подлежат объязательной регистрации. При этом в рамках требуемой Оценки Химической Безопасности (CSA - Chemical Safety Assessment) относительно этих веществ может потребоваться оценка риска для таких категорий их использования, как производство и использование полимера.

Следовательно, экспортер полимера (или продукции его содержащей) в ЕС должен будет представить регистрацию в Европейское Химическое Агентство для мономерного вещества (или веществ), из которого данный полимер состоит и которое не было ранее зарегистрировано в ЕС в его цепи поставки, если соблюдаются следующие условия:
• полимер содержит 2% в весовом соотношении или более такого мономерного вещества или других веществ в форме мономерных звеньев и химически связанных веществ;
• общее количество такого мономерного вещества или других веществ достигает 1 тонну в год и более.

Кроме того, если мономерное вещество будет отнесено к разряду особо опасных, то производители попадают под требования получать разрешение на производство и поставку на рынок ЕС своей продукции и возможно под ограничения. Позднее Европейская Комиссия представит законодательные предложения по регистрации определенных типов полимеров.

Переработка пластмасс

Закон REACH возлагает на  промышленность практически полную ответственность за безопасное использование химических веществ и тем самым на ней теперь лежит бремя «доказывания»: для каждого вещества должно быть обеспечено доказательство его безопасности. При этом ответственность распределяется вдоль всей цепочки видов деятельности, создающих добавленную стоимость. Тем самым перерабатывающие предприятия тоже оказываются в зоне действия Закона REACH.

В области переработки пластмасс цепочка видов деятельности, создающих стоимость продукции, включает в себя все стадии и соответственно производителей основных исходных материалов и добавок, импортеров, производителей компаундов и матричных смесей, литьевые и экструзионные производства, а также предприятия по переработке отходов.

Для того чтобы оценить влияние Закона REACH на предприятия по переработке пластмасс, необходимо рассмотреть все стадии технологического процесса по отдельности. Несмотря на временное исключение полимеров, производители пластмасс попадают в сферу действия Закона REACH, так как каждый вид пластмасс, как правило, содержит добавки, которые подпадают под действие данного Закона.

Крупные производители пластмасс реализуют, таким образом, полуфабрикаты, которые содержат подлежащие регистрации и аттестации вещества. Производители компаундов и матричных смесей также выпускают полуфабрикаты, т. е. физические смеси веществ.

В соответствии с предусмотренными Законом REACH определениями каждое перерабатывающее предприятие в рамках своей профессиональной деятельности использует либо исходные вещества, либо содержащие такие вещества полуфабрикаты. Следовательно, перерабатывающие предприятия также вынуждены будут включиться в контролируемый Законом REACH процесс регистрации химических веществ.

Импортер приравнивается к европейскому производителю и, следовательно, несет те же обязанности. Предприятия по переработке отходов тоже оказываются в сфере действия закона REACH. Несмотря на то, что переработка отходов регулируется другими законами, положения закона REACH также придется учитывать, если в результате их переработки получают новое исходное вещество, новый полуфабрикат или новую конечную продукцию.

Кроме текста закона REACH, где часть статей  определяет отношения регламента к мономерам, полимерам и изделиям из полимеров, ECHA разработано также Guidance for monomers and polymers (руководство для полимеров и мономеров). Руководство достаточно детально разъясняет различные требования к производителям и потребителям полимеров, как в  странах ЕС, так и к импортерам (в широком понимании этого слова).

Справочно: Детальный анализ и разъяснение по данной проблеме даны в руководстве для полимеров и мономеров (раскрывает особые требования к регистрации полимеров и мономеров). Руководство доступно для скачивания (http://reach.jrc.it/03_rdds_web_content/polymers_en/polymers_en.pdf).

Категории химических веществ, подлежащих обязательной процедуре оформления разрешения на производство и использование

Для веществ, которые характеризуются особо опасными свойствами (SVHC - Substances of Very High Concern), необходимо пройти процедуру получения разрешений на их производство и использование. К SVHC Статья 56 Закона REACH относит следующие категории химических веществ:

• Канцерогены,

• Мутагены,

• Вещества, токсичные для репродуктивной системы,

• Стойкие, способные к накоплению в биологических объектах и токсичные вещества,

• Вещества, характеризующиеся особенной стойкостью и способностью к бионакоплению,

• Вещества, которые по уровню опасности соответствуют таковому вышеуказанных соединений, в частности, такие как "разрушители" эндокринной системы, по которым существует научно обоснованное доказательство их вероятного серьезного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.

Химические вещества, выведенные из-под действия Закона REACH

Ряд химических веществ полностью выведен из-под действия Закона REACH, а некоторые исключены из отдельных положений/статей Закона. Согласно статье 2 Закона REACH из сферы действия закона полностью исключены радиоактивные вещества; вещества, находящиеся под таможенным надзором во временном хранении, в свободной зоне или в пути; промежуточные продукты и отходы, не изолируемые в процессе производства.

Кроме того, положения Закона не применимы к опасным веществам и их смесям во время их железнодорожных, автомобильных, морских, водных и воздушных перевозок.

К веществам, которые не подпадают под требования отдельных положений Закона REACH, относятся также полимеры (частично), медицинские продукты для использования в здравоохранении и ветеринарии и косметические продукты. Продукты питания также выведены из-под действия Закона REACH, поскольку их нельзя отнести к веществам, смесям или изделиям.

Не подпадают под действие Закона и пестициды, обращение которых регулируется другими административными постановлениями и директивами ЕС. Приложением V Закона REACH исключены вещества, образующиеся в результате химических реакций под воздействием какого-либо вещества (например, стабилизатора), используемого в соответствии с технологическими условиями, а также вещества, которые образуются, когда какое-либо вещество в соответствии с технологическими условиями  применяется исключительно  для  достижения  требуемых физико-химических свойств.

Пунктом 2 статьи 137 закона от регистрации и аттестации  временно  освобождаются полимеры, но следует иметь в виду (см. раздел 1.3.3), что из-за применения различных добавок в процессе их производства многие полимерные материалы (ПМ) подпадают под действие закона REACH.

Перечень всех веществ, не подпадающих под действие Закона, приведен в Приложении IV и Приложении V.

Необходимо проверить, действительно ли вещество/смесь внесено в базу ELINCS, поскольку в названную европейскую базу вносились только вещества, присутсвующие на рынке, и импортируемые (то есть не все производимые вещества).

Справочно: Приложения IV и Приложения V содержаться в электронном тексте Закона REACH, который размещен на  сайте Европейского Союза http://ec.europa.eu/enterprise/reach. Перевод приложений на русский язык приведен в приложении 1 к настоящему исследованию.

«Отношение» Закона REACH  к некоторым другим  опасным веществам

Следует отметить, что около ста тысяч химических материалов, которые начали выпускаться на рынок до 1981 года, должны пройти подтверждение и получить новую регистрацию в соответствии с новыми правилами. Кроме того, для 3000 химикатов, выпущенных после 1981 года, назначена проверка на экологическую безопасность и безопасность для здоровья. Если вещество не соответствует требованиям, то производитель обязан заменить его более безопасным альтернативным материалом, а если такового не существует — представить исследовательский план по его разработке.

Следует отметить, что Закон REACH все же допускает использование многих химических веществ, которые вызывают такие проблемы для здоровья, как рак, деформацию эндокринной системы, половых органов и врожденные болезни. Химические компании могут получить разрешение на использование таких веществ, если обязуются использовать их в пределах норм безопасности. В то же время эксперты заявляют о неопределенности таких пределов, поскольку воздействие многих химикатов и соединений еще не известно.

Кроме того, многие химические вещества, вызывающие беспокойство, могут поступать на рынок, если производители заявят, что могут адекватно их контролировать. Подобный подход представляется, по мнению многих европейских экологов, крайне рискованным, так как не известны последствия воздействия этих химических веществ в комбинации с другими химикатами на гормональные функции и развитие детей, начиная с самого раннего возраста.

Медицинские ассоциации, НПО, союзы потребителей и другие организации  Европы призывают к тому, чтобы Закон REACH включил положение о полном замещении опасных химикатов, как минимальной необходимой мере против опасных химических веществ. В том виде, в каком Закон REACH принят сейчас, создается определенная возможность для манипуляций со стороны химической промышленности.

Однако в принятой редакции законодательства REACH химической  промышленностью допускается  производство и использование химических веществ группы «риска» с  определенными ограничениями.

www.newchemistry.ru