На производстве стали гибнуть вдвое чаще


Интервью Начальника управления экологического и технологического надзора по Республике Татарстан.


Десять смертей на производстве произошло в Татарстане в 2006 году. Это в два раза больше, чем годом раньше. "Разбор полетов" состоится сегодня на расширенной коллегии Ростехнадзора по РТ, а накануне руководитель этого ведомства Борис Петров ответил на вопросы корреспондента "ВК".

- Борис Германович, изношенное оборудование или человеческий фактор чаще становится причиной аварий на производстве?
- В подавляющем большинстве аварий виноваты люди. Причем на малых и средних предприятиях, несмотря на то что они используют более современное оборудование, несчастные случаи происходят намного чаще, чем на крупных. Причина лежит на поверхности - на крупных предприятиях есть службы энергетиков, механиков и т. д., а в малом и среднем бизнесе мы очень часто сталкиваемся с полной технической безграмотностью.

- Каковы причины слабой подготовки рабочих и ИТР?
- Это является прямым следствием формализма в их обучении, который пришел вместе с рыночной экономикой. Порой лекции читают абсолютно некомпетентные люди, и они же потом принимают экзамены. Поэтому в прошлом году мы всерьез взялись за учебные комбинаты, где раньше практически все сдавали экзамены с первого захода. Теперь, как и в ГАИ, знания оценивает компьютер, а об их уровне можно судить по одному тому, что с первой попытки сдать экзамен смогли только 10 процентов. В результате внедрения новшества КПД учебных комбинатов значительно повысился. К концу года с первой попытки экзамен сдавали уже 50 - 60 процентов. Зато теперь возникла другая проблема: люди потянулись в Москву, где экзамены принимают по старинке.

- Если человек допустил аварию, его переводят на другое место или переучивают?
- К сожалению, у нас до сих пор существует порочная практика, когда после аварии человек проходит переэкзаменовку и его ставят работать на прежнее место. Зачем второй раз наступать на те же грабли? Если человек не справляется, пусть идет работать в другое место, туда, где его ошибки не будут стоить людям жизни. Все, что связано с техникой безопасности, должно быть отработано до автоматизма: пришел на стройку - надел каску, сел за руль - пристегнул ремень. А то порой доходит до того, что на глазах у нескольких инженерно-технических работников машина становится под разгрузку прямо под ЛЭП. По статистике, жертвами несчастных случаев, как правило, становятся квалифицированные работники. За годы работы чувство опасности притупляется, и в результате они зачастую пренебрегают самыми элементарными правилами.

- Многие предприниматели жалуются, что Ростехнадзор требует от них предоставления слишком большого перечня документов...
- Претензия обоснованная, но по закону мы вынуждены это делать. Увы, на сегодняшний день Ростехнадзор обязан руководствоваться целым сводом устаревших нормативных актов и инструкций, во многие из которых уже более полувека не вносилось никаких изменений. Например, по инструкции мы должны требовать от школы, имеющей котельную, содержания целого штата котельщиков, поскольку котел, установленный в общественном здании, подпадает под категорию промышленных. Но если он имеет шесть, а то и девять степеней защиты, совершенно очевидно, что это колоссальная глупость. В энергетике давно уже пора передать эксплуатацию оборудования отдельной службе. Почему в бухгалтерии это можно сделать, а в энергетике нельзя?

- Некоторые считают, что, проводя ученья на предприятиях, Ростехнадзор дублирует МЧС. Так ли они необходимы?
- Абсолютно необходимы, ведь до приезда пожарных и спасателей МЧС первыми с техногенной катастрофой сталкиваются работники предприятия. Есть участки, куда не сможет войти ни один пожарный, пока не будет прекращена утечка химического вещества. Напомню, что на каждом водозаборе используется хлор, а на молокозаводе - аммиак. О том, насколько велика вероятность техногенной катастрофы на предприятиях республики, свидетельствует большой износ технологического оборудования. На магистральном трубопроводном транспорте он приближается к 50%, в химии составляет около 80%, подъемные краны изношены на 90 процентов. При этом предприятия не спешат обновлять оборудование, ограничиваясь капитальным ремонтом того, которое уже выработало свой ресурс.

- Аварий и смертей на производстве стало больше, значит, теперь ваши инспектора будут чаще приостанавливать деятельность предприятий?
- Как ни странно, нет, и эта проблема встала перед нами в полный рост именно в 2006 году. Если в 2005 году инспектора Ростехнадзора по РТ по техническим причинам приостановили работы на двух тысячах объектов, то в прошлом году - только на пятнадцати. Дело в том, что теперь для этого нужно идти в суд, и далеко не каждый судья в состоянии реально оценить степень опасности эксплуатации того или иного оборудования. Так что это еще одна причина того, что мы имеем столь резкий рост числа аварий со смертельным исходом.

 

Евгений АКСЕНОВ («Вечерняя Казань» № 20, 13 февраля 2007 г.)