СТОИМОСТЬ Ж.Д. ПЕРЕВОЗОК ПАДАЕТ, был бы спрос


Падение грузооборота и, как следствие, профицит грузовых вагонов на рынке вынуждают грузоперевозчиков придумывать новые способы завлечь грузоотправителей.


Вслед за группой FESCO, объявившей о готовности снизить собственные тарифы на отправку грузов по Транссибу, Первая грузовая компания (ПГК) придумала свою «конфету» для клиентов: компания приняла решение выставить в открытом доступе собственную тарифную сетку, чтобы каждый желающий мог самостоятельно подсчитать, во сколько ему обойдется отправка того или иного вида груза с помощью ПГК.

Первая грузовая компания — оператор грузового подвижного состава, создана в июле 2007 года. 100% минус одна акция компании принадлежит ОАО «Российские железные дороги».

ПГК заявила о переходе на публичную тарифную политику. Подразумевается, что в следующем году грузоотправитель сможет в открытом доступе на сайте компании подсчитать с точностью до копейки, во сколько именно ему обойдется отправка того или иного вида груза на то или иное расстояние. По словам гендиректора ПГК Салмана Бабаева, компания планирует работать не по договорным тарифам, как было ранее, а по усредненным публичным ставкам на перевозку во внутрироссийском сообщении. При этом перевозчик не отказывается полностью от прежней схемы, указывая, что с крупными и старыми клиентами ПГК продолжает работать на договорной основе.

Первой ласточкой нового подхода стала публикация на сайте новых, сниженных на 30%, тарифов на перевозку вагона цемента с разбивкой по протяженности перевозки и выделением НДС. До конца этого года перевозчик раскроет тарифную сетку и на перевозки в крытых вагонах и цистернах, а в начале 2009 года — и в полувагонах. По словам г-на Бабаева, сейчас в стране ежедневно простаивает около 12 тыс. вагонов. «Если до кризиса в условиях дефицита вагонов мы были уверены, что в любом случае задействуем свой вагон, то сейчас на рынке профицит, и перед нами стоит задача не допустить падения объема перевозок», — говорит гендиректор ПГК. В компании надеются, что прозрачные и унифицированные тарифы привлекут к ним новых грузоотправителей. Кроме этого, по подсчетам ПГК, публичная тарифная политика позволит перевозчику сохранить среднюю сетевую рентабельность.

Представители других крупных железнодорожных операторов на сегодняшний день не видят необходимости открывать свои тарифы и менять схемы операторской деятельности. Так, представитель «Трансконтейнера» пояснил РБК daily, что, во-первых, у компании более сложное тарифообразование, чем у ПГК, а во-вторых, гибкая ценовая политика кажется им более перспективной с точки зрения нахождения консенсуса между отправителем груза и перевозчиком. В группе FESCO отметили, что также работают над вопросом сдерживания падения грузооборота, но другими методами. А в Globaltrans рассказали, что каждая перевозка — это нестандартный проект, поэтому у них не существует усредненных ставок.

Эксперты в целом позитивно оценивают начинание ПГК по причине того, что любая публичность — это хорошо, но не уверены, что данная мера поможет перевозчику спасти грузооборот. Руководитель агентства InfraNews Алексей Безбородов уверен, что открывать тарифы надо было раньше и всем перевозчикам. По его мнению, только общая публичность в этом вопросе могла бы оказать позитивное влияние на рынок. Кроме этого, он считает, что сегодня открытость тарифов уже не может повлиять на объемы перевозки, так как падение грузооборота происходит не по причине непрозрачности тарифов.

Однако старший эксперт «Финам Менеджмента» Дмитрий Баранов настроен более оптимистично. По его мнению, ПГК ничего не теряет от раскрытия ставок на перевозки. Более того, эксперт уверен, что в скором времени в компанию придут небольшие «перебежчики» от других операторов.

ЕКАТЕРИНА ГОДЛЕВСКАЯ

С анализом поставок базовых экспортных продуктов – минеральных удобрений и нефтепродуктов, - Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Анализ транспортной инфраструктуры для поставок нефтепродуктов и минеральных удобрений».

Автор:

www.newchemistry.ru