РЫНОК ГИБКОЙ УПАКОВКИ – стабильность в море кризиса


Рынок гибкой печатной упаковки до сих пор остается форпостом стабильности в условиях бушующего экономического кризиса. Да, конечно, темпы прироста объемов производства падают, но объемы производства растут. Растут на фоне падающей экономики.

Причин, определяющих относительное благополучие отрасли, - две. Кризис имеет определенный лаг по отношению к пищевой промышленности. Потребление продуктов питания хоть и сокращается, но сокращается относительно медленно. Поэтому производители упаковки пока не столкнулись с проблемой «лавинного» обрушения спроса, что произошло с другими отраслями.

Вторая причина, - это просто огромный потенциал российского рынка, который выражен в все еще очень значительной доле неупакованного продукта. Российскому рынку еще есть куда расти. Пусть население будет потреблять меньше продуктов, но объем упакованной продукции между тем будет увеличиваться.

Почему такой оптимизм?

Во-первых, не стоит считать упаковку с печатью материалом, от которого откажутся в пользу более дешевых субститутов. Если у потребителя производственный цикл настроен на фасовку в упаковку с печатью, то отказываться от нее не будут. Наоборот, сейчас роль упаковки возрастает как никогда.

Во-вторых, скорее всего, можно ожидать обратной тенденции – перехода к гибкой печатной упаковке от более дорогих и неэффективных материалов. Пример, - упаковка молока. Да, сейчас налицо тенденция перехода от «тетра-паков» назад к молочным пакетикам. Производство молочных пакетов вновь очень востребовано.

Тоже самое относится к другим молочным продуктам. В кондитерской промышленности возможен переход от более дорогих картонных коробок к мягкой упаковке. Производители консервов постепенно будут вместо стекла и жести упаковывать свой продукт в пленку.

По итогам 2008 года прирост рынка гибкой упаковки только по ламинированным материалам составил 27%. Это с учетом кризисной осени. Более того, мы знаем о подготовке нескольких проектов по реализации новых производств гибких упаковочных материалов. И это в октябре-ноябре 2008-го!!!

Прогноз

Бесспорно, что кризис «пройдется» и по производителям гибкой упаковки. Увеличения объемов производства ждать не приходиться. Возможно, рост будет, но он будет незначительным. Рынок может подрасти на 5%. В данном случае губительная сила кризиса заключается в остановке инвестиционных проектов. Более половины действующих производителей еще в августе 2008-го планировали расширение производств – покупку экструдеров, ламинаторов, печатных машин. Сейчас большинство из этих планов отложены. Отложены на неопределенное время. Отложены, во-первых, из-за страха перед неопределенностью, которую несет кризис. Во-вторых, - из-за удорожания кредитных средств. Если не будет развиваться производственная база, то не будет расти рынок.

Собственных средств на развитие производства у «упаковщиков» тоже, скорее всего, не будет. Сейчас главная проблема отрасли – неплатежи. Спрос на упаковку есть. А денег у «пищевиков» нет. Нет денег, потому что им не платят торговые сети. Торговые сети не платят, т.к. нет кредитов. Поэтому многие упаковщики «не бросают» своих неплатежеспособных пищевиков, понимая, что нельзя терять клиента. Но долго тоже так продолжаться не может.

Конечно, возможен приход в отрасль новых игроков из «кризисных» сегментов. В принципе формирование рынка гибкой упаковки в России еще незавершенно. Появление новых игроков востребовано. Особенно в регионах. В каких регионах, - это уже другой вопрос. Но востребовано. В условиях кризиса, конечно, это будет труднее. Чтобы выйти на рынок, нужно будет «переманить» клиента у действующего производителя. Учитывая, что кто-то из них не выдержит кризиса, то выход может быть успешным.

И судя по всему пластпереработчики из других сегментов уже «полезли» сюда.

Кроме того, кризис будет способствовать процессам консолидации отрасли. Кто-то его не переживет и будет искать покупателя. Более сильные компании в это время будут приобретать готовые производства. В 2009 году появиться рынок готового бизнеса в этой сфере.

Концентрируя внимание на кризисе, мы не брали в расчет технологические факторы. Сфера печати – очень наукоемкая область. Технологии печати стремительно развиваются. Поэтому революционные изобретения способны координально изменять ситуацию в отрасли. Подобным изобретением может стать распространение офсетной печати в  производстве гибкой упаковке. Речь идет о технологиях, продвигаемых компанией DrentGoebel.  Качество печати возрастает, ее себестоимость – значительно уменьшается. А на этом рынке лишняя копейка может решать все. Поэтому вполне реален сценарий, при котором новый игрок способен в короткое время достичь значимой рыночной доли.

Подробнее с ситуацией на российском рынке гибкой печатной упаковки можно познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок многослойных ламинированных упаковочных материалов в России».

Об авторе:
Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
оказывает три вида услуг, связанных с анализом рынков, технологий и проектов в промышленных отраслях - проведение маркетинговых исследований, разработка ТЭО и бизнес-планов инвестиционных проектов.
• Маркетинговые исследования
• Технико-экономическое обоснование
• Бизнес-планирование

Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков
Тел.: (495) 918-13-12, (495) 911-58-70
E-mail:
mail@akpr.ru
WWW: www.akpr.ru