КРИЗИСУ ВОПРЕКИ: вторая попытка Amtel + СИБУР


«СИБУР» возобновил переговоры о поглощении шинного холдинга Amtel-Vrederstain. Правда, уже по другой схеме. «СИБУР — Русские шины» намерено до конца декабря 2008 договориться о выкупе части долга находящегося в парализованном состоянии шинного холдинга Amtel у кредиторов, оба российских завода которого стоят с начала октября 2008.

Нефтехимический холдинг «СИБУР» возобновил переговоры о поглощении российско-голландского шинного холдинга Amtel-Vrederstain. Правда, уже по другой схеме, чем ранее предполагалось. Дочернее предприятие «СИБУРа» «СИБУР — Русские шины» намерено до конца декабря договориться о выкупе части долга находящегося в парализованном состоянии российско-голландского шинного холдинга Amtel-Vrederstain (AV) у кредиторов (оба российских завода группы — «Амтел-Поволжье» и «Амтел-Черноземье» — стоят с начала октября из-за нехватки оборотных денег, вызванной большими долгами AV).

Об этом 4 декабря 2008 прессе сообщил заместитель генерального директора по стратегическому развитию шинной «дочки» «СИБУРа» Игорь Караваев. По его словам, «СИБУР — Русские шины» к этому сроку надеется не только завершить переговоры с десятью банками-кредиторами, но и провести эмиссию облигаций компании для выплаты ориентировочно 20% долга Amtel-Vrederstain. Речь идет о выкупе части долга AV в размере примерно 600 млн долларов без учета долга голландского подразделения холдинга, составляющего 200 млн долларов и пребывающего в работоспособном состоянии.

Стоит отметить, что это уже вторая попытка «СИБУРа» овладеть российско-голландским шинным холдингом, а Amtel — решить свои финансовые проблемы за счет удачной продажи стратегическому инвестору. Первую попытку стороны предприняли летом этого года, однако 30 сентября прекратили переговоры об объединении шинных активов. Amtel не смог к этому сроку провести частное размещение, чтобы получить оговоренные в соглашении 100 млн долларов инвестиций.

Таким образом, второй транш в размере 20 млн долларов, который компания «СИБУР — Русские шины» должна была предоставить партнеру в случае выполнения им всех условий, включая частное размещение, не был перечислен (по условиям договора, «СИБУР» был готов предоставить AV промежуточное финансирование объемом 40 млн долларов на пополнение оборотных средств еще до завершения сделки). После этого заводы Amtel в России окончательно встали, а холдинг публично объявил о распродаже своего имущества. Но в «СИБУРе», очевидно, посчитали, что, несмотря на финансовые проблемы, которые гложут сам нефтехимический холдинг, упускать возможность приобретения российских активов Amtel негоже. И придумали еще одну финансовую схему, по которой контроль над Amtel-Vredestein, в конечном счете, все равно должен достаться «СИБУРу».

КОММЕНТАРИЙ

Михаил Фролов, аналитик ИК «Финам»:

- Это решение означает, что ни «СИБУР — Русские шины», ни AV не отступились от идеи объединиться под крышей самого «СИБУРа» в одну компанию. В противном случае «СИБУРу» просто не имело бы смысла гасить долги AV. «СИБУР» заинтересован в поглощении компании, а не в приобретении ее активов по частям в рамках процедуры банкротства. Переговоры об объединении, видимо, возобновились по взаимной заинтересованности сторон, хотя, конечно, для AV они более значимы, так как компания решает вопрос выживания. Конечно, к AV сейчас присматриваются и другие инвесторы, но во время кризиса они очень настороженно относятся к крупным сделкам, а с тем же «СИБУРом» основная часть переговоров уже проведена.

Мы высоко оцениваем вероятность того, что «СИБУР — Русские шины» закончит сделку по выкупу части долгов AV. В частности, в этом «СИБУР» может рассчитывать на административную поддержку, так как государство не заинтересовано в банкротстве крупной компании. При этом, покупая часть долгов, «СИБУР», вероятно, как раз ориентируется на получение контроля над AV. По сути, 600 млн долларов — вполне достаточная для получения контроля сумма.

Что до стоящих заводов AV в России, то у «СИБУР — Русские шины» достаточно ресурсов, чтобы быстро восстановить деятельность этих предприятий. Кроме того, если бы он не был заинтересован в этом, он вряд ли бы пошел на сделку. Как только она завершится, начнется переход оперативного контроля над AV к «СИБУРу», и российские заводы российско-голландского холдинга вновь заработают.

www.expert.ru