REАCH и ЭКОЛОГИЯ РОССИЙСКОГО ХИМПРОМА


С началом действия в России механизма REACH может показаться, что экологические проблемы её химпрома и индустрии полимеров получат полное разрешение. Однако, это не так. Механизм REACH захватывает в основном международный аспект проблемы, тогда как для России очень важна внутренняя составляющая…

С началом действия в России механизма REACH могло показаться, что экологические проблемы функционирования её химической индустрии, в том числе полимерной составляющей, получат полное разрешение. Это не так. Механизм REACH захватывает в основном международный аспект проблемы, тогда как для России очень важна внутренняя составляющая.

Становление советской химической индустрии состоялось в 1930-е годы при игнорировании экологической стороны деятельности производства. Выбросы и сбросы химических производств осуществлялись прямо в атмосферу и речные водоёмы. А персонал селили в бараках в посёлках возле заводов, то есть под выбросами труб.

Часть последствий столь экологически безоглядной организации индустрии были поняты уже в начале Отечественной войны. Цеха поливинилхлорида, перешедшие на выпуск иприта,  - лишь один пример. Сразу после войны были приняты некоторые меры. В конце 1940-х годов начались первые мероприятия по защите водоёмов от токсичных сбросов. В начале 1950-х годов была понятна необходимость отселения людей из под ядовитых выбросов заводских труб и организации возле опасных производств санитарно-защитных зон (СЗЗ). В 1960-х годах дошло и до попыток упорядочения захоронений токсичных отходов. Реальная организация химических предприятий, в том числе предприятий индустрии пластмасс, была далека от идеала. Поэтому экологические проблемы, связанные с загрязнением источников и атмосферы в процессе производства, а также с плохой организацией захоронения токсичных отходов сохранились до прошлого века.

Проиллюстрируем остроту проблемы на примере письма главного государственного санитарного врача России, разосланном в подчинённые организации 17 апреля 2006 года. Констатировалось серьёзное загрязнение атмосферы многих городских поселений, ведущее к вредному воздействию на здоровье большого количества людей. Цифры, полученные из 80 регионов страны, оказались очень серьёзными.

По состоянию на 2005 год в России было около 76 тыс. предприятий, имеющих установленную, но так и не организованную СЗЗ. Под влиянием токсичных выбросов проживало 2,7 млн. человек (около 2% населения). Перспектив никаких: из СЗЗ за десять лет переселили 145 тыс. человек, (5,4%). Наибольшее количество людей проживает в СЗЗ предприятий Омской области (около 360 тыс. человек), Саратовской области (более 300 тыс.), Санкт-Петербурга (около 300 тыс.), Хабаровского края (около 70 тыс.), Приморского края (около 65 тыс.)… На самом деле цифры по стране были занижены – перед санврачом не отчиталась Москва. Санврач потребовал от местных органов и бизнеса инвентаризировать СЗЗ, добиться от предприятий мероприятий по организации СЗЗ, включая отселение жителей, предъявить требования к предприятиям по организации производственного контроля за качеством атмосферы в части химических выбросов на границе СЗЗ и т.д.

Вряд ли после этого произошли серьёзные подвижки в смысле очистки токсичных выбросов в атмосферу. Во всяком случае 10 апреля 2008 года санврач при утверждении новой редакции САНПИН 2.2.1/2.1.1.-2361-08 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» был вынужден вновь писать о СЗЗ вокруг производств – источников воздействия на среду обитания и здоровье людей.

Особенно актуально снижение химических выбросов предприятий I и II класса опасности, у которых СЗЗ должны стать защитным барьером, обеспечивая уровень безопасности населения при их эксплуатации в штатном режиме. Нашлось место и для многих производств, где происходят процессы полимеризации.

В число производств I класса с СЗЗ 1000 м  входят: производство искусственных и синтетических волокон (вискозного, капронового, лавсана, нитрона и целлофана); производства капролактама; производства диметилтерефталата (сырьё для получения полиэтилентерефталата) и других продуктов и полупродуктов для синтетических и полимерных материалов; производства искусственного и синтетического каучука; производства фенолформальдегидных, полиэфирных эпоксидных и других искусственных смол и т.д. А в число производств класса II, чья СЗЗ должны составлять 500 м, включены следующие: производства искусственной кожи с применение летучих органических растворителей; производства окиси этилена, окиси пропилена, полиэтилена и полипропилена; производство поликарбоната, сополимеров этилена с пропиленом, полимеров высших полиолефинов на базе нефтяных попутных газов; производства пластмасс на основе хлорвинила; производства пенопласта, поливинилтолуола, полиформальдегида, поливинилпирролидона; производства капроновой и лавсановой тканей и т.д.

К сожалению, пока далеко не везде бизнес и местные власти осознали свою ответственность за чистоту воздуха от вредных химических выбросов. Об этом свидетельствуют данные об организации новых производств фенолформальдегидных смол в последние 2-3 года, не предусматривавших эффективной очистки вредных выбросов в атмосферу. Между трем, дела с кадрами на предприятиях ухудшаются. Да и средний возраст граждан России пока что ниже 60 лет, тогда как в Японии и на Кубе он превышает 80 лет.   

По материалам доклада на конференции «Экологические проблемы производства, использования и утилизации пластмасс», 28 октября 2008, Москва, Экспоцентр. Выставка «Индустрия пластмасс-2008».

Автор: Л.А. Фёдоров, президент Союза «За химическую безопасность», д.х.н.

www.Polymery.ru