РЕТОРТ-УПАКОВКА: будущее за консервами в мягкой упаковке


"Реторт-упаковка", если переводить слово «retort» в этом сочетании дословно – "стерилизуемая упаковка из мягких ламинатов

Как водится в нашем неспокойном мире, впервые этот вид пакета был использован для задач армии и космоса, ведь основными преимуществами "реторт" всегда были легкость и гибкость. Первые пакеты были произведены из тех же материалов, из которых делают ламинатные тубы. И уже в середине 80 годов такая упаковка появилась на стеллажах американских и европейских супермаркетов. В чем же секрет этой упаковки и чем она лучше или хуже банки?

С другой стороны, режимы стерилизации мягкого пакета значительно мягче и быстрее, что позволяет создать в упаковке более натуральный вкус, который будет гораздо ближе к блюдам домашней кухни. Именно по этим причинам во всем цивилизованном мире происходит замещение жестяной и стеклянной банок мягкой упаковкой именно для супов и вторых блюд.

Специалисты прогнозируют, что в скором времени в реторт-пакеты станут запаковывать консервированные огурцы, маслины и оливки. К слову сказать, пара-тройка фирм уже представила на российских прилавках маслиновые "реторт-консервы".

И, конечно же, на сегодняшний день самые прогрессивные «консерваторы» - это те, кто заботится о братьях наших меньших. Примерно 60% от общего количества консервов для животных выпускается в реторт-пакетах. 

А европейкие потребители продолжают отмечать, что продукты питания в пакетах из гибкой упаковки гораздо вкуснее тех, что упакованы в жестяные банки.

Время термообработки реторт-продуктов в специальных пластиковых пакетах, обеспечивающее сроки их хранения от 6 месяцев до трех лет, составляет примерно 40 - 90 минут. А в жестяной таре или стекле - на 30% больше. Это зависит от: степени готовности продукта перед стерилизацией, вида продукта и степени варки, которая нужна в конечном итоге.

Немаловажное значение имеет и отсутствие привкуса металла, который иногда имеет место у продуктов в жестяных банках, несмотря на защитное лаковое покрытие, которое должно присутствовать внутри банки. Не говоря уж о том, что пакеты гораздо безопаснее и проще в использовании, чем консервные банки.

Кроме того, продукт в консервной банке не поставить в микроволновку, это опасно и запрещается делать из-за способности металла к резонансу в электромагнитном поле. То есть продукт сначала приходится извлечь из банки специальным ключом, положить в посуду, предназначенную для микроволновой печи и потом уже приготовить или разогреть. А специальный пластиковый реторт-пакет прямиком можно класть в микроволновую печь на 5-7 минут и блюдо готово. Возможен и вариант прозрачного пакета, когда потребитель видит что находится внутри.

Современные полимеры настолько термостабильны, что не выделяют в продукт питания никаких вредных химических элементов даже при долгом нагревании при температурах 100-140 и более оС, что гарантирует полную безопасность использования таких пакетов для упаковки и приготовления полуфабрикатов. Таким образом, спрос на полимерные пакеты для пищевых продуктов и полуфабрикатов, экономящих время потребителей, делающих употребление продуктов проще, безопаснее и удобнее, а продукцию дешевле, формируется рыночным спросом на такие продукты, а не волей производителей продуктов. И процесс вытеснения полимерными пакетами стеклянной и металлической тары уже активно идёт, и на западе и у нас в России.

Именно рынок продовольствия даёт почву для развития компаний, упаковывающих свою продукцию, особенно полуфабрикаты, в полимерные пакеты из гибких барьерных материалов. Замораживать многие продукты при использовании современных технологий гибкой упаковки надобность отпадает, так как те же сроки хранения и реализации достигаются более естественным путём.

А заморозка продукта, как известно, значительно влияет на его вкусовые качества, снижая пользу в употреблении, так как при замораживании нарушается целостность клеточных структур продукта, теряются витамины и деструктурируются полезные ферменты, а значит и ценность продукта питания падает. Сегодня преодолеваются и психологические барьеры покупателей, которые привыкли, что некоторые виды продуктов должны быть только в замороженном виде.

Сегодня покупателя интересует не столько, каким образом упакован продукт, сколько его вкусовые качества и удобство употребления. Удобные полуфабрикаты и быстро приготавливаемые продукты – это самый быстро растущий сегмент продовольственного рынка с динамикой роста 20-30 % и более в год, который определяется увеличивающейся динамикой жизни современного человека, когда времени на традиционное приготовление и употребление пищи остаётся всё меньше.

С использованием современных полуфабрикатов и готовых продуктов на приготовление полноценного ужина у хозяйки уходит 10-15 минут. Причём качество пищи из таких продуктов сегодня практически не уступает традиционно приготовленной. Конечно, нельзя сравнивать его и с блюдом в хорошем ресторане, которое приготовил шеф-повар, но для повседневного быта – это решение проблемы нехватки времени и усталости для любой хозяйки. И с этим нельзя не согласиться.

Реторт-упаковка:

плюсы

Итак, есть несколько неоспоримых достоинств данной упаковки:

1. Дешевизна материалов, по сравнению с металлами, стеклом  и пластиками.

2. Огромное количество вариаций видов и объемов пакетов, которые могут быть упакованы на одной машине.

3. Также не надо забывать, что прозрачность современных материалов лишь немногим меньше, чем стеклянной банки, соответственно можно показывать товар «лицом».

4. Легкость упаковки и сохранный внешний вид. Представьте, какие возможности открываются перед производителем, если есть возможность доставлять 100% сохранной продукции по территории нашей бескрайней России и зарубежью, учитывая наше «бережное» отношение к транспортировке и хранению на промежуточных складах!

...и минусы

Теперь немножко «дегтя». Надо признаться, что основным тормозом развития являются 2 фактора:

1. Состав материалов для производства реторт-пакетов. К нему предъявляется масса требований, поскольку продукт в пленке подвергается длительному ( 1 – 1, 5 часа)  воздействию горячего пара ( 120 – 140 С ) под давлением. Эти факторы не могут не сказаться на изменениях в молекулярной структуре пленок. Любые изменения структуры могут привести к тому, что она может разрушаться, а следовательно приводить к изменению вкусовых качеств продукта, либо даже к отравлению последнего. Поэтому, множество экспериментов с композитными пленками привели к определенным ноу-хау в этой отрасли, связанные с идеальными композициями полимеров.

2. Качество сварных швов пакета. Этот параметр определяется возможностями упаковочной машины или машины, которая сваривает пакеты. Основное требование – шов должен выдерживать нагрузку на разрыв до 3000 кг.

Один из крупнейших производителей консервированной продукции в жестебанке и реторт-пакетах – компания Cambell. Её специалисты утверждают, что металл и пластик будут удерживаться в своей нише упаковочного рынка, поскольку мягкая упаковка не может быть использована для некоторых видов продуктов именно по причине мягкости. Продукт попросту может быть раздавлен внутри.

Вячеслав Лисагорский, коммерческий директор компании "Охта", находит причины задержки рыночной инновации в другом: "Реторт-упаковка для России пока слишком экзотична, использующих её компаний очень мало, и почти всех их мы уже знаем. Новых в ближайшие годы появится от силы 5-10, так как технология упаковки и стерилизации пока сложна и дорога, как и сами эти реторт-пакеты. По моим прогнозам, всплеск интереса к данной технологии в России произойдёт не ранее, чем через 3-5 лет. А пока наш рынок делает только первые робкие шаги в этом направлении".

Оборудование для производства реторт-пакетов

Технологический процесс фасования в реторт-пакеты не отличается от стандартного, применимого  к пакетам doy-pack. Процесс этот заключается в дозировании продукта в сформированный пакет и герметичном его запечатывании. В настоящее время существуют различные типы упаковочного оборудования, отличающиеся друг от друга в основном степенью автоматизации и числом дозаторов, зависящем от количества фасуемых компонентов. Производительность полуавтоматических машин составляет 10–12 пакетов/мин, а автоматических - 25–28 пакетов/мин, по крайней мере, это официальная информация.

Но есть еще и неофициальная. На самом деле, производительность полуавтоматических и автоматических машин примерно одинакова и находится в числовом диапазоне 35 – 40 пакетов/мин (мы не говорим о компаниях, которые как бы производят такие машины, но на самом деле реального подтверждения качественной работы нет, однако возможности качественной европейской техники именно такие). В конечном итоге, скорость фасовки зависит от дозировочных систем, а это самое сложное в данном процессе.

На рынке оборудования в России уже появились и высокоскоростные, и очень дорогостоящие автоматические линии, которые – кроме своих основных функций - еще и формируют пакеты из полотна. Производительность таких машин при многоручьевом исполнении может достигать 250 пакетов/мин., что уже превосходит скорость, которая достигается при расфасовке продуктов в стеклянную или жестяную тару. То есть приобретение таких фасовочных линий, сразу даёт выигрыш в производительности, хотя и требует больших начальных финансовых затрат, ведь один такой комплекс стоит от $350 тыс. до $800 тыс. 

При термической стерилизации реторт-продуктов разрушаются даже споры анаэробных бактерий, таких как Botulinum. Это чрезвычайно токсичная пищевая бактерия, выживающая даже в кислородо-дефицитной среде. Коэффициент человеческой смертности при заражении Botulinum составляет 30–80%. Споры бактерий для их полного разрушения требуют термообработки при 100°С в течение более 360 мин. При увеличении температуры свыше 100°С время, необходимое для уничтожения бактерий, уменьшается экспоненциально и при 120°С, например, бактерии уничтожаются приблизительно за 4 мин. Время термообработки реторт-продуктов в специальных пластиковых пакетах, обеспечивающее сроки их хранения от 6 месяцев до трех лет, составляет всего  6–7 мин (для некоторых видов продуктов и при большом объёме содержимого в пакете оно увеличивается до 25–30 мин), а это уже значительная экономия электроэнергии при производстве продукта.

1. FS-машины. Это машины, которые раскрывают пакет, дозируют продукт и сваривают верхний шов.

2. FFS-машины. Данные автоматы сами формируют пакет из рулона, дозируют в него продукт и заваривают верхний шов.

Здесь нужно остановиться на двух принципиально важных моментах.

1. Система дозирования. На сегодняшний момент это самая сложная проблема. Поскольку при производстве консервов используются сырые или полуготовые продукты (мясо, овощи, рыба, фрукты и пр.), то упаковщику приходится решать вопрос с адгезией продукта, чтобы он не прилипал к поверхностям дозатора. Не буду раскрывать всех секретов, скажу только, что можно решить эту проблему различными путями:

- довести готовность продукта до приемлемых для дозировки параметров (бланшировка продукта);

- использовать обсыпку продукта перед дозированием;

- использовать охлажденный и осушенный воздух при дозировании.

В любом случае, производство таких дозаторов - это сложная задача, и не каждый производитель может ее решить.

На сегодняшний день уже существуют серийно выпускаемые дозаторы  для подобных решений, и главный вопрос выбора дозатора - это количество рецептур и компонентов, Одни типы дозаторов могут быть гибкими и работать с разными продуктами. Другие виды могут быть настроены лишь на отдельные виды сырья, и фасовка другого вида может стать невозможной.

2. Система сварки

Все сварочные швы пакета должны быть 100%-но герметичными и выдерживать огромные нагрузки на разрыв в автоклаве. В связи с этим нужно отметить, что простые привода сварки на машинах не могут гарантировать герметичности. Поэтому здесь используются специальные системы, которые позволяют добиться равномерного и регулируемого усилия сдавливания пленки при сварке. Только это может обеспечить гарантию качества швов.

Если говорить о верхнем шве, то попадание продукта или жира на шов приводит к негерметичности. Этот вопрос под силу решить только высокотехнологичным компаниям. И решение есть. Используется специальная звуковая сварка, которая не расплавляет материал, а заставляет молекулы пленки соединяться друг с другом. В этом случае, неважно: есть жир, или его нет в зоне сварки. В любом случае, реторт-пакет будет герметичным.

Контроль факторов, влияющих на конечное качество реторт-пакета

Состав материалов и методы наложения сварных швов пакета постоянно совершенствуются. Ведущие производители досконально изучают опыт своих потребителей.

Так, сейчас уже определился состав компонентов для упаковочного материала, который абсолютно термостабилен и легко переносит высокие температуры и давление. Как пример можно привести состав материала, производимого компанией HUHTAMAKI (Германия).

Для металлизированных пленок, это: OPP + Aluminum + PP

Для прозрачных пленок: OPP + PETP + ALOx + SIOx + PP

Стоимость таких материалов вирируется от 8 до 13 евро за 1 кг. Соответственно, стоимость одной упаковки объемом 250 гр. будет составлять примерно 1, 6 – 4 рубля. Сравните это со стоимостью жестяной или стеклянной банки.

Указанная разница в цене за одну упаковку зависит от принципа упаковки. Здесь есть две возможности:

А) Использование уже готового пакета. 

Б) Производство пакета, его заполнение и окончательная сварка на одной машине.

В чем же разница?

Есть разные доводы, но проще обратиться к европейскому опыту. Основным критерием при выборе, какую упаковку использовать, является непосредственно сам объем производства. Если производитель выпускает в течение смены 3 – 4 вида различной продукции, используя одну упаковочную машину, то выгодней использовать готовый пакет, за счет уменьшения время перехода с продукта на продукт и минимума брака по причине отстройки и наладки машины.

Если производитель выпускает 1 – 2 вида в смену, то выгодней использовать машину для формирования пакета с рулона.  Тогда происходит значительная экономия по стоимости материалов (производить пакет самому дешевле на 20 – 25%, чем покупать его) и, соответственно, выше производительность.

Тема производства мягких консервов становится все более интересной для Российских производителей. Все больше компаний понимают, что конкуренция на этом рынке слабая, а возможностей огромное количество. Уже сейчас можно наблюдать за удачными экспериментами в этой области  и развитие технологий упаковки только подтолкнет  развитие производства, ассортимента и продаж консервированных продуктов в реторт-пакетах.

Автор: Анатолий Ширлин

C анализом российского рынка продуктов в реторт-пакетах Вы можете познакомиться в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок продуктов в реторт-упаковке в России».

www.polymery.ru